Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Вышивка на полотенцах Полотенце по мотивам народной вышивки

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.

Тип урока : комбинированный

Цель урока : Знакомство с символическим значением полотенца.

Задачи:

Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.

Оснащение урока : Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).

У ученика: бумага, фломастеры, краски, кисти, белая бумага, ножницы.

Ход урока:

Организационный момент:

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Проверить отсутствующих в классе.

4. Сообщение темы и целей урока.

Основная часть:

1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.

4. Подведение итогов, выставка работ.

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.


Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта.

Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка - повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался - значит, открылся нечистой силе.

Ребёнка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором былихлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта - полотенца.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии . Изображалось оно окружностью, цветком.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

font-size:14.0pt;line-height:115%;font-family: " times new roman>Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.


Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

font-size:14.0pt;line-height:115%; font-family:" times new roman>Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Основными цветами в вышивках были красный и белый.

Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.

Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные.

Постановка художественной задачи.

Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Практическое выполнение задания.

Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.

Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс - выставка готовых работ

Литература

Аничков и Древняя Русь. СПб., 1914.

Афанасьев жизни. М., 1983.

Бычков языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

Велесова книга. М., 1995.

“Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.

Демин тропами славянских племен. М., 2002.

Мир славянских богов. М., 2000.

Рыбаков древних славян. Велесова книга / Сост. , . Саратов, 1993.

Коринфский Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.

Кривошеев восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.

Мифы русского народа. М., 2003.

Маковский словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.

Мифы народов мира. М., 1997.

Славянские древности. М., 2000.

О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.

Петрухин этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.

Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.

Рыбаков Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Рыбаков Древней Руси. М., 1987.

Рыбаков древних славян. М., 1994.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. , . М., 1995.

Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.

Топоров искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.

Вышивка на полотенце уходит своими корнями достаточно глубоко. Ее прародителем может по праву считаться русская народная вышивка. А полотенца или рушники сопровождали человека на протяжении всей жизни. Первое и основное правило – это идеальная изнанка. С обратной стороны все должно быть так же аккуратно, как и с лица. Во-первых, это красиво, а во-вторых, вряд ли вам понравится тереть по коже узелками при использовании такого полотенца. Отлично смотрится на полотенцах двусторонняя вышивка крестом. Благодаря такой вышивке лицевая сторона не просто аккуратно выглядит, а и практически неотличима от наружной.


Полотенца с вышивкой могут встретиться вам во многих местах. Например, в отелях, ресторанах или частных клиниках. Многие компании, отели и рестораны используют полотенца с нашитым или вышитым логотипом. Причем дизайн этого логотипа, естественно, разрабатывается индивидуально для каждого. Конечно, им необходимо большое количество таких изделий. И поскольку руками такие объёмы осилить невозможно, то существует много компаний, которыми выполняется машинная вышивка на полотенце на заказ. Кроме того, такие полотенца, сделанные своими руками, станут прекрасным подарком друзьям, знакомым или родственникам. Наверняка любой малыш порадуется забавному полотенцу с яркими рыбками, пришедшему на смену скучному однотонному махровому полотенцу для купания. Давайте же рассмотрим несколько возможных вариантов украшения этого необходимого для любого дома текстильного предмета. Ведь с его помощью наша жизнь может стать не только удобнее, но и гораздо красивее.

Полотенце именное

Наверняка вашим домашним придется по душе идея именных полотенец. Используйте для этого готовые схемы с именем или соберите надпись из букв алфавитов, выполненных в разных стилях. В данной схеме представлены буквы, украшенные розами. Можно составить из них целое имя или использовать по одной в качестве инициалов. Для отшива каждой буквы используется тринадцать цветов. Из них целых пять оттенков зеленого. Работа выполняется в технике счетный крест. Больше совершенно никакие стежки в данной работе не используются. За исключением бэкстича на лепестках роз. Размер каждой буквы шестьдесят на семьдесят крестиков. Можно использовать как белую канву, так и цветную.

Но можно подобрать цельную схему имени. Она может быть абсолютно простая и монохромная или разбавленная какими-то небольшими деталями или элементами.

Например, такое имя вышивается просто одним цветом на любом подходящем по оттенку фоне.

Вышиваем полотенце с логотипом

Если дорогой вам человек является фанатом какой-нибудь фирмы или команды, то можно вышить для него полотенце с логотипом. Можно даже придумать изделие со своим личным логотипом. В качестве примера рассмотрим небольшую схему с логотипом известного производителя. Для такой схемки лучше всего выбирать белый фон. А вообще, логотипы занимают небольшой участок, поэтому лучше не вышивать их, как обычно, на полосках, а использовать под такую вышивку кусочек водорастворимой канвы. В этой небольшой работе используется шесть цветов. Работа очень простая, поскольку цвета просто следуют один за другим в виде полос. Вышивка на полотенцах с логотипом достаточно быстро выполняется, поскольку содержит немного цветов и имеет небольшие размеры.

Банные полотенца с вышивкой

Украсьте с помощью яркой интересной вышивки пляжные или банные полотенца. Такую идею по достоинству оценят самые маленькие представители вашей семьи. Детки с удовольствием будут вытираться полотенцем, на котором изображены яркие представители подводного мира или герои любимых мультфильмов. Как правило, вышивка на полотенцах для ванной комнаты выполняется на полосе канвы и потом пришивается. Например, можно использовать чудесную схему с разноцветными рыбками. В данной работе использовано 26 цветов для крестиков. А также бэкстич трех цветов и даже французские узелки. В верхнем левом углу рисунка можно увидеть ключ с соответствием значков номерам нитей. В этом ключе обозначения заданы для ниток двух производителей. Это нитки ДМС и Анкор. На схеме отмечена середина черными стрелочками. После того как вышивка будет закончена, ее следует постирать в прохладной воде, погладить и пришить к полотенцу используя и предварительно подвернув края канвы. Конечно же, нить для пришивания подбирать необходимо в цвет канвы. И еще один важный момент. Игла, которой вы будете пришивать канву к полотенцу, должна иметь острый кончик.

Полотенца для кухни

Отличным украшением для кухни будет вышивка на вафельных полотенцах. Такой подарок сумеет порадовать любую хозяйку. Если вы хотите изобразить что-то многоцветное с большим количеством деталей, то лучше использовать водорастворимую канву. Но если вы подберете узор попроще, то вполне легко будет вышивать прямо по ячейкам такого полотенца. Например, вот такие сердечки. Для отшива такой схемы потребуется всего два цвета ниток. Красный и розовый. Центр схемы обозначен черной стрелочкой. Неплохо смотрятся на вафельных полотенцах всевозможные орнаменты и узоры. Они могут вышиваться одним или двумя цветами.


Конечно, более сложные схемы вышивать на клеточках полотенца гораздо труднее, но здесь еще все будет зависеть от размера и формы ячеек. Иногда они бывают слишком крупные или имеют прямоугольную форму. Все это усложняет процесс вышивания. Рассмотрим более сложную схему для кухонного полотенца, которая содержит целых три орнамента. Для выполнения такого полотенца с вышивкой, понадобится гораздо больше цветов. Сбоку на схеме имеется ключ с указанием цветов нитей. Помимо крестика на такой работе должен быть использован шов «назад иголку».

Подобная вышивка наилучшим образом будет смотреться на полотенцах, которые имеют вставки для вышивания. Или можно выполнять ее, используя водорастворимую канву или такой же флизелин с нанесенной сеткой, которая будет соответствовать тому или иному каунту Аиды.

Схемы вышивки полотенец




Ольга Выборнова
Сценарий педагогического мероприятия. Декоративное рисование по мотивам народной вышивки «Вышитое полотенце»

Цель.

Развивать связную речь, коммуникативные и изобразительные навыки, умение самостоятельно выбирать композиционные и цветовые решения. Продолжать знакомить с традициями русского народа, творчеством народных мастеров.

Предварительная работа:

Знакомство детей с вышивкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Рассматривание в мини-музее «Русская изба» вышитых изделий.

Составление узора из геометрических фигур на бумаге прямоугольной формы.

Заучивание пословиц и поговорок о труде и рукоделии. Рассказ родителей об истории появления в доме вышитых полотенец.

Материал и оборудование:

Предметы быта русской избы: печь, лавка, стол, сундучок, люлька, (колыбелька) , вязаные половики, тканный половик и т. п. Полотенце (белая накрахмаленная ткань 15х50см) , фломастеры и маркеры, зеркало – на каждого ребёнка.

Ход:

Дети входят в изостудию. Проводиться игра-приветствие «Эстафета дружбы».

Дети образуют круг, берутся за руки и передают рукопожатие друг другу.

Звучит аудиозапись русской народной песни «Позолоченная прялица». Дети, взявшись за руки, переходят в мини-музей «Русская изба»

Воспитатель. Где мы с вами оказались? Какие предметы вам здесь знакомы? Что вы о них знаете? Что делает убранство избы особенно красивым? (Ответы детей)

Подводит детей к столу, на котором разложены полотенца.

Воспитатель. Среди предметов, которые украшают избу, вы назвали и вышитые полотенца. На Руси этот предмет обихода называли по-разному: рукотёрник, ручник, утирник, полка, ширинка. Из украинского языка к нам пришло знакомое всем слово «рушник». Чем рушник отличается от обычного полотенца, которым вы умываетесь после умывания? (Это полотенце украшено яркими узорами) . Верно, кроме этого, оно сделано из льняного холста – ткани, которую хозяйка ткала дома на ткацком станке. Мы рассматриваем вышитые полотенца как произведения народного искусства, а когда то ими пользовались ежедневно. Каждая женщина должна была уметь ткать полотенце и украшать его вышивкой, лентами и кружевом.

Какие предметы в избе украшены полотенцами? Отличаются ли вышивки на разных полотенцах? (Ответы детей)

Вышивка – один из самых удивительных видов русского народного искусства. Яркими узорами мастерицы-вышивальщицы украшали скатерти, женские и мужские рубахи, головные уборы. Кроме того, вышитое полотенце было оберегом. Как вы думаете, что такое оберег? (Это предмет, который оберегает от всякого зла и дурного глаза.) Вышитые полотенца вешали на иконы, окна и двери, дарили на свадьбу молодожёнам. Рушниками украшали дом к празднику. Расскажите, какие узоры вышили мастерицы на наших рушниках, где они их расположили, нитки каких цветов они использовали?

Дети (по желанию) рассказывают об элементах оформления каждого полотенца.

Воспитатель.

Горница у нас большая

Да красивая такая.

Вот в углу сундук стоит,

Много он добра хранит.

Давайте заглянем в сундучок.

Дети открывают сундук, в котором лежат игла с ниткой, пяльцы, лоскуты ткани, фломастеры и маркеры.

Воспитатель. Вам знакомы эти инструменты? Для чего они нужны? (Ответы детей)

Дети. Ткань, пяльцы, иглы и нитки нужны мастерицам для вышивки. Они подбирали цветные нитки и вышивали им яркие узоры.

Воспитатель. (закрепляет ткань на пяльцах, вышивает) Мастерицы обращались с иголкой аккуратно. Почему, как вы думаете?

Дети. Иголка острая, ею можно уколоться. Иголка маленькая, её можно потерять.

Воспитатель достаёт из сундука полотенца (белую накрахмаленную ткань) и раздаёт их детям.

Воспитатель. Давайте украсим эти пролотенца красивыми узорами. Мастерицы их вышивали, а вы нарисуете. Сейчас распишите один край полотенца, а в группе в свободное время продолжите работу.

Как располагается узор на полотне? (узоры украшают концы полотенца) Сложите полотно пополам и прогладьте ладонью середину. Помните: узоры на разных концах полотенца должны быть одинаковыми.

Звучит запись спокойной музыки. Дети садятся за столы, расписывают одну часть полотна. По ходу работы воспитатель следит за осанкой детей, при необходимости оказывает индивидуальную помощь, вспоминает пословицы и поговорки о труде и рукоделии.

Воспитатель. Хотите посмотреть, как у вас будет выглядеть полотенце после завершения работы? (Раздаёт детям зеркала)

Проводится опыт с зеркалом.

Дети приставляют зеркало к расписанной части работы и рассматривают отражение узора.

Воспитатель. Вы молодцы, мастера и рукодельницы! Красивые у вас полотенца получились. Узоры на них как пожелания счастья, здоровья и достатка, оберег от всякого зла. Кому вы их подарите? (Ответы детей)

Под аудиозапись весёлой русской народной мелодии дети берут рушники и выходят из помещения изостудии. Во второй половине дня в свободное время в уголке творчества дети завершают работу.

Публикации по теме:

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи в средней группе «Тарелочка» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Развивать воображение и фантазию. Воспитывать у детей интерес.

Проект (сценарий) педагогического мероприятия. Интегрированная НОД «Умка в весеннем лесу» на основе ФГОС Составитель: Зяблова Светлана Викторовна Проект педагогического мероприятия: интегрированная НОД по экологическому развитию, развитию речи,.

Сценарий педагогического мероприятия «Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» (средняя группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Кристаллик» комбинированного вида» ул. Ямальская 23а,.

Сценарий педагогического мероприятия «Поможем Мишутке найти свою семью» Цель: стимулировать поиск решения проблемно-поисковой ситуации на физкультурных занятиях исследовательским путём. Задачи: формировать.

Сценарий педагогического мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Светофор» Проблема: незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения на улице и на дороге, световых сигналов светофора.

Сценарий развлечения для детей младшей группы «Путешествие с Колобком» по мотивам русской народной сказки Ведущий. Вот и весна наступила. Пробуждается от зимнего сна природа, да и у нас с приходом весны светлое, хорошее настроение, верно? Давайте.

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.

Тип урока : комбинированный

Цель урока : Знакомство с символическим значением полотенца.

Задачи:

Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.

Оснащение урока : Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).

У ученика: бумага, фломастеры, краски, кисти, белая бумага, ножницы.

Ход урока:

Организационный момент:

    Приветствие.

    Проверка готовности к уроку.

    Проверить отсутствующих в классе.

    Сообщение темы и целей урока.

Основная часть:

    Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.

    Постановка художественной задачи.

    Практическое выполнение задания.

    Подведение итогов, выставка работ.

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта.

Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.

Ребёнка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта- полотенца.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».


Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.


Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Основными цветами в вышивках были красный и белый.

Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.

Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные.

Постановка художественной задачи.

Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Практическое выполнение задания.

Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.

Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс- выставка готовых работ

Литература

Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

Афанасьев А.Н. Дерево жизни. М., 1983.

Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

Велесова книга. М., 1995.

Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.

Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.

Казаков В. Мир славянских богов. М., 2000.

Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов, 1993.

Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.

Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.

Мифы народов мира. М., 1997.

Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.

Петрухин В.Я. О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.

Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.

Топоров В.Н. Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.