Развивающие игры для детей: значение, виды, рекомендации. Какие бывают развивающие игры Какие есть развивающие игры для детей

Детские развивающие игры – это не только способ занять малыша, чтобы он не скучал, но и прекрасное подспорье для тренировки у дошколят ассоциативной памяти, логического мышления, внимательности и навыков связной речи. Если вы думаете, что такие игры для развития детей дома трудно осуществимы, так как требуют хотя бы минимальных педагогических навыков и наличия определенного инвентаря, вы глубоко ошибаетесь. Развивающие игры в домашних условиях доступны всем – от молодых родителей до более старшего поколения – бабушек и дедушек.

Узнайте, какие бывают развивающие игры, и как ими увлечь малыша.

Игры, для развития памяти, внимания и мышления у детей-дошкольников

Топаем и хлопаем

Вы произносите правильные и неправильные фразы. Если правильные - малыш хлопает, если неправильные - топает. Например: «Кошка летает», «Корова дает молоко», «Трава синяя», «Зимой идет снег», «Собака меньше божьей коровки» и т.д. Эта игра прекрасно подходит для развития у детей внимания.

Я знаю овощи!

Это тоже один из вариантов игры на развитие внимания +у дошкольников. Вместо овощей можно дать задание не пропустить «одежду», «животное», «виды транспорта», «мебель», «цветы», «посуду» - любые слова определенной группы, известные малышу. Вы произносите слова. Когда ребенок слышит «нужное», он подпрыгивает, или поднимает руки, или хлопает - о правилах можно договориться.

Примерные слова для развития памяти и внимания у детей в ходе игры:

Собака, помидор, лев, ложка, стол, капуста, самолет, ромашка, шкаф, морковь, кастрюля, роза, кошка, свекла, волк, чайник, кровать, автобус, диван, ландыш, заяц, картошка, стул и т.д.

Старая-старая сказка

У вашего малыша, наверное, есть любимая сказка, которую он знает практически наизусть, но часто просит снова рассказать или прочитать. Устраивайте иногда «проверку памяти и внимания»: рассказывая старую сказку, меняйте героев, или обстоятельства, или место действия, а малыш вас будет исправлять. Очень хорошо объясняет такую игру известный итальянский писатель Джанни Родари на примере сказки о Красной Шапочке.

Такие необычные игры отлично подходят для развития у малышей внимания, памяти и мышления: дети начинают прислушиваться и, прекрасно помня свой любимый вариант сказки, поправляют «забывчивую» маму или «рассеянного» папу.

Игры для развития связной речи у детей-дошкольников дома

Для развития у детей речи дома можно использовать следующие игры.

Послушай!

  • Предложите малышу: «Внимательно послушай, что происходит за дверью (за окном). Через минутку попробуй рассказать обо всех звуках». (Например: в ванной работает стиральная машина, за окном проехал трамвай, чирикают воробьи, папа включил чайник и т.д.)
  • «Давай поиграем! Я буду произносить звуки, а ты постараешься их точно так же повторить». Можете проговаривать любые слоги, например: «ма-ма-ма», «гу-гу-гу», «ко-ко-ко». Когда малыш повторит, произнесите те же «ма-ма-ма», только другим тоном и с другой скоростью. После того как ребенок поймет правила игры, играйте по очереди. Произносить можно слоги, слова, а в дальнейшем короткие предложения, поговорки, пословицы, чистоговорки. Старайтесь говорить разными «голосами» (высоким, низким, «писклявым» и т.д.) и по-всякому: быстро, медленно, тихо, громко. Это великолепная игра, помогающая малышу научиться слышать и проговаривать звуки правильно.
  • «Закрой глаза и попробуй угадать, какой предмет издает звук». Вы можете использовать как игрушки, так и обычные предметы: позвенеть в колокольчик, попищать игрушечным резиновым утенком, постучать ложкой об ложку, пошуршать газетой, открыть и закрыть дверцу шкафа, накрыть кастрюлю крышкой и т.д.
  • Дайте ребенку задание шепотом , с расстояния двух-трех метров: «Подними куклу», «Принеси паровозик», «Посади на диван мишку» и так далее.

Такая детская развивающая игра для дошкольников хорошо тренирует слуховое внимание, умение слышать не только речь, но и различные звуки.

Звуковая запоминалка

Эта развивающая игра для маленьких детей похожа на предыдущую, но есть некоторые особенности. Скажите: «Малыш, сейчас мы поиграем в интересную игру. Ты закроешь глаза, а я буду ходить по комнате, брать какие-то предметы и «звучать» ими. Когда я скажу: «Глазки открывай, звуки угадай!», ты расскажешь по порядку, что я делала и какие звуки ты запомнил». Если малыш затрудняется рассказать, он может показать по порядку все предметы, с помощью которых мама «звучала».

Для начала звуков не должно быть много, примерно 2 - 4. Например, вы постучите в дверь, нальете в стакан воду из бутылки, перелистаете страницы журнала. Задача малыша - правильно и по порядку назвать все звуки. Обязательно спросите: «Было ли тебе трудно? Как ты догадался, что я налила водичку?» Когда дети освоятся, для этой игры на развитие речи можно увеличить количество звуков и разнообразить их.

Что я загадала?

В развивающих играх для детей младшего дошкольного возраста можно использовать и окружающие предметы, и картинки в любой книге, и карточки - вариантов очень много. Например, попросите малыша внимательно посмотреть вокруг (или на картинку, на карточку) и назвать, что вы загадали, по описанию: «Этот предмет большой, коричневого цвета, деревянный». (Шкаф.) «Она круглая, глубокая, с цветочком на боку…» (Кастрюля.) Рассматриваете картинку: «У нее пушистый хвост, мягкая шубка, острые зубки…» Малыш может перебить и закричать: «Лиса!» А вы добавите: «Любит орешки и семечки, живет в дупле…» Такие игры обучают ребенка обращать внимание на различия в признаках предметов и живых существ. Ведь какие-то признаки могут быть одинаковые (пушистая шубка и у лисы, и у собаки, и у кошки, и у белки…), а есть явные отличия: ни лиса, ни кошка орехов не едят и в дупле не живут. Такие задания можно давать малышу в любом месте - хоть в квартире, хоть на улице, хоть в очереди в поликлинике. Возможен и «обратный» вариант: малыш
загадывает, называет признаки какого-то предмета, а вы отгадываете. В ходе этой игры происходит не только развитие речи дошкольников, но и активизируется мышление.

Кстати, педагоги советую делать самодельные карточки, они очень пригодятся не только для игр дома, но и для развивающих занятий с малышом. На всякий случай поясню: коробка с самодельными карточками послужит вам палочкой-выручалочкой, когда иссякает фантазия развлечь малыша. На кусочки плотной бумаги наклеивайте картинки из старых глянцевых журналов или из рекламных буклетов. Это могут быть изображения людей, животных, предметов, красивых или необычных пейзажей, зданий, игрушек, «неведомых существ» - чего угодно, и чем больше, тем лучше. Складывайте такие карточки в какую-нибудь коробку и время от времени пополняйте их запас, они вам не раз пригодятся.

Один - много

Малыш уже знает, что предмет может быть один или их бывает несколько. В этой игре для развития связной речи учите ребенка правильно называть множественное число предметов. Опять можно использовать мячик. Скажите: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду называть один предмет, а ты назовешь много таких предметов. Например, птица - птицы. Когда поймаешь мячик, сразу скажешь и вернешь мячик мне». Бросаете или катите, мяч крохе, а слова говорите такие, которые малышу знакомы, например: игрушка (игрушки), стул (стулья), диван (диваны), тарелка (тарелки), ложка (ложки), котенок (котята), петух (петухи), цыпленок (цыплята). Обращайте внимание на правильное произношение, ведь малыш может назвать вместо «цыплята» и «котята» - «цыпленки», «котенки», а вместо «стулья» - «стулы». Игра очень хорошо развивает речь.

На что это похоже?

Эта игра на развитие памяти, мышления и речи напоминает предыдущую, но основная ее цель - развивать воображение и речь малыша. Берете любые предметы, например, упавший с дерева каштан, яблоко, сухую веточку, ракушку, даже бублик или баранку - что угодно, и спрашиваете, на что они похожи. Чем разнообразнее ответы, тем интереснее.

Что я прячу в кулачке?

Эта игра для детей помогает развитию памяти и речи у детей, учит задавать вопросы. Спрячьте в сжатой ладони какой-нибудь маленький предмет: пластиковую крышечку от бутылки, значок, желудь, игрушку из киндер-сюрприза. Подойдут и небольшие кусочки сухих продуктов, например, орешек, колечко из сухого завтрака, мелкое печенье. Это ваш секрет, который малыш может разгадать и забрать себе. Скажите: «У меня что-то есть! Если ты спросишь, что это, я тебе могу ответить только «да» или «нет», а ты попробуй догадаться!» На первых порах подскажите малышу примерные вопросы: это тяжелое? Оно похоже на квадрат? Или на кружок? Это мягкое? Оно зеленое? Это вкусное? И так далее. Когда кроха догадается, бурно порадуйтесь, какой у вас умный и догадливый малыш, какие правильные вопросы он задавал, и торжественно вручите «секрет». Когда малыш поймет правила игры, поменяйтесь ролями, пусть ребенок что-то спрячет, а вы угадывайте. Играя дома в такие развивающие игры для детей, родители и сами увлекаются процессом, ведь т взрослые и
малыши обожают секретики и «угадайки»!

Ниже описано, какие ещё есть развивающие игры для маленьких детей.

В какие развивающие игры ребенок может играть дома с родителями?

Подбери пару

Чтобы поиграть в эту развивающую игру с детьми дошкольного возраста, понадобятся карточки с картинками. Можно взять их из детского лото, главное, чтобы картинки изображали какой-то один предмет или явление (корова, туча, дом, дерево и т.д.). Начинайте с небольшого количества картинок, в следующий раз его можно будет увеличить. Перед малышом разложите карточки и скажите: «Давай поиграем. Я буду называть слова, а ты выбирай карточку с таким рисунком». Произносите, к примеру, «корова», а малыш выбирает карточку с изображением коровы.

Другой вариант этой же домашней развивающей игры, когда ребенок ищет подходящую пару не на картинке, а вокруг себя. Вы называете слово, например, «стол», а малыш показывает стол, стоящий в комнате. Можете спросить, где еще в доме есть стол (кухонный, обеденный, письменный, журнальный).

И самый сложный вариант этой развивающее игры для дошкольников, когда вы показываете картинку: «Малыш, найди похожий предмет в нашей комнате. Что это?» Задача очень трудная, ведь на картинке изображение того же стола может сильно отличаться от вашего. И картинки для игры надо подобрать заранее, чтобы вдруг не попалась «корова» или «туча».

Подбери карточки

Для этой одно из лучших развивающих игр для детей вам понадобится по 3 - 5 картинок разных групп предметов или живых существ. Например, овощи (помидор, огурец, лук, капуста, морковь), одежда (платье, брюки, куртка, варежки, шапка), игрушки, дикие и домашние животные, посуда, мебель и т.д. - вы сами можете подобрать нужные, исходя из возраста малыша и его словарного запаса.

Ребенку предложите из всех карточек, разложенных в беспорядке, подобрать подходящие друг к другу. Для начала возьмите две группы картинок, например, посуду и животные, по три карточки в каждой группе. Со временем можно будет увеличивать и количество карточек, и количество групп, а для первой игры хватит этих. Обязательно расспрашивайте малыша: «Как назвать одним словом тарелку, сковороду и кастрюлю? Кого мы называем животными?» и т.д.

Примерные карточки для игры с детьми на развитие памяти и мышления:

  • Кровать, стул, шкаф (мебель)
  • Куртка, футболка, юбка (одежда)
  • Роза, василек, ромашка (цветы)
  • Дуб, береза, ель (деревья)
  • Голубь, сорока, утка (птицы)
  • Клубника, смородина, малина (ягоды)
  • Огурец, капуста, морковь (овощи)
  • Яблоко, слива, груша (фрукты)
  • Мальчик, женщина, дедушка (люди)

Соломинка

Для этой игры понадобится соломинка (трубочка для сока). Предложите малышу «дуть, как ветер». Можно устроить «бурю на море» - через соломинку дуть на воду (например, подгонять бумажную лодочку); сдувать мелкие обрывки бумаги со стола (а потом поиграть веником и совочком); делать «снегопад» (сдувать кусочки ваты или обрывки салфетки); играть в «одуванчик»; дуть на бумажные модели птиц или бабочек, подвешенных на нитке. Чтобы не закружилась голова, пусть малыш дует не более 10 секунд, а потом делайте паузы. Малышу необходимо развивать легкие, и такие игры очень полезны.

Здесь вы можете посмотреть фото лучших развивающих игр для детей:







Какие ещё есть самые лучшие развивающие игры для маленьких детей?

Убери лишнее и собери команду

В эту домашнюю развивающую игры с детьми можно играть и с предметами, и с игрушками. Чтобы познакомить малыша с игрой, возьмите две-три коробочки или непрозрачных пакета. В каждую коробочку положите комплект из трех предметов, например, в первую - кубик, мячик и детскую варежку, во вторую - пластиковую тарелку, одноразовый стаканчик и плюшевого мышонка, а в третью - чайную ложечку, детский носочек и свой шарф. Скажите, что предметы в коробочках «перепутались», надо помочь им - убрать из каждой коробки что-то лишнее. Обязательно обратите внимание малыша на то, что если убрать «лишний» предмет, оставшиеся можно будет назвать одним словом. В первой коробке останутся кубик и мячик (игрушки), во второй - тарелка и стаканчик (посуда), а в третьей - носочек и шарф (одежда). А как же быть с «лишними» предметами? Ой, оказывается, их можно добавить в коробочки! Куда надо положить варежку? А ложку и мышонка?

Самые лучшие развивающие игры для детей прекрасно тренируют сразу несколько навыков: и речь, и внимание, и умение распределять и обобщать предметы по признакам. Есть и другие варианты этой игры: вы кладете в коробки предметы определенного цвета, или формы, или тяжести, или величины. И, кстати, в этой игре вы с успехом можете использовать те три коробки, которые делали для игры «Что внутри коробки?». Помните, красная, желтая и зеленая с разными геометрическими фигурами?

Найди похожий предмет

Предложите малышу найти в комнате (или во дворе, в магазине) предметы, похожие на какую-нибудь геометрическую фигуру.

Примеры:

  • круг - тарелка, крышка от кастрюли, колесо, пуговица, мяч и т.д.;
  • треугольник - елка, пирамидка, крыша дома, лопатка для торта, морковь и т.д.;
  • прямоугольник - плоская коробка, кирпич, книга, портфель, ноутбук и т.д.;
  • овал - яйцо, огурец, кабачок, баклажан и т.д.

Особенно актуальны такие игры, когда вы с малышом закупаете товары в большом магазине и ребенок изнывает от скуки. Дайте задание назвать «все круглое» (или «все зеленое», или «все громадное») - и малыш будет занят, и вы быстрее справитесь с покупками, не отвлекаясь на капризы чада.

Какие развивающие игры нужны ребенку?

Что с ним можно делать? Что из этого можно сделать?

Такая игра поможет скоротать время в очереди, в длительной поездке, по дороге пешком в поликлинику, магазин, на почту. Оглядываетесь вокруг и спрашиваете малыша: «Что можно делать с песком? А с водичкой? А что можно сделать из теста? Из бумаги? Из железа? Из дерева?» Если малыш затрудняется с ответами, подсказывайте, объясняйте.

Кто что умеет?

Похожая игра, когда малыш отвечает на ваши вопросы: собачка умеет… (лаять, бегать, лежать, кусать…); воробей умеет… (клевать крошки, летать, прыгать по дорожке); петушок умеет… (кукарекать, искать зернышки, хлопать крыльями…); комарик умеет… (летать, кусать, пищать…) и т.д.

Кто где живет?

Для этой развивающей игры для детей в домашних условиях понадобится три «места» и несколько игрушек (или карточек, картинок), изображающих животных. «Местами» могут быть листы цветной бумаги или разноцветные бумажные салфетки, куски ткани. Или даже можете просто сказать, что ковер будет «морем», диван - «небом», а кресло - «землей». Теперь надо расселить наших друзей-зверят по местам их обитания. Где живет зайчик? На земле, значит, надо посадить его на кресло. А кит? В море, его отправим на ковер. Будьте внимательны: есть животные, которые могут жить и на суше, и в воде (лягушка, крокодил, бегемот и др.), а есть те, кто и летает, и плавает, и по земле ходит (утка, гусь, чайка и т.д.). Так что в игре сможете расширить представления малыша об окружающем мире.

Закончи фразу!

Эта одна из тех развивающих игр, какие нужны ребенку для тренировки понятийного мышления. Вы начинаете, а малыш должен закончить предложение. Можно играть в дороге или в очереди, а можно использовать мячик или мягкую игрушку, если играете в комнате. Говорите фразу и бросаете мяч, малыш ловит и отвечает, бросая мяч обратно вам. Варианты придумываете, их очень много. Например:

Варенье сладкое, а лимон… Днем светло, а ночью… Утром завтракаем, а вечером… Ты слушаешь ушами, а видишь… Маленькая корова - теленок, а маленькая собачка… Земляника - ягода, а помидор… У тебя две ноги, а у собачки… Шапку носим зимой, а панамку… Самолет летит, а лодочка… Доктор лечит, а строитель… и т.д.

Какие ещё бывают развивающие игры (с фото и видео)

Закончи слово

В такие игры удобно играть, когда предстоит длительная поездка или прогулка до магазина. Называете любой слог, малыш сам подбирает окончание слова. Например: «ко…» - котик, кошка, комната; «ли…» - листик, лифт; «во…» - волосы, волк, воздух и т.д. Таких игр можно придумать очень много самому, когда вы начинаете (слово, предложение, рассказ), а ребенок заканчивает. Обратите внимание на то, что слог должен быть ударным. Ведь малыш не знает правил написания, и, если вы скажете «ка…», он может в ответ произнести «каша», а может сказать «катенок». Самое интересное, что ребенок будет прав, ведь звучит слово именно так!

Что внутри?

В игре обучаем ребенка понятийному мышлению, спрашиваем, что «внутри». Например: что внутри шкафа? Что внутри песочницы? Что внутри холодильника? Что внутри машины? Что внутри аптеки? Что находится в кухне? А в спальне? И т.д.

Мы послушаем хлопки

Перед игрой договоритесь с ребенком о правилах. Например, если вы хлопнете в ладоши один раз, малыш должен четко, как солдатик, шагать по комнате. Если услышит два хлопка - остановиться и попрыгать. Хлопаете не по порядку, задача малыша - внимательно слушать, считать хлопки и выполнять «правила». Когда малыш станет старше, количество заданий (и количество хлопков) постепенно увеличивайте. Задания используйте разные, можно ведь и встать на одну ножку, и раскинуть руки в стороны, и наклониться вперед. А заодно проведете физкультминутку. Впрочем, о физкультминутках - особый разговор.

Что есть у предмета?

Играть можно не только в комнате, но и в любом месте, например, по дороге в магазин или в поездке - в машине, в общественном транспорте. Называете малышу любой предмет и спрашиваете, что есть у этой вещи. Например, что есть у дерева? (Ствол, ветки, листья, плоды…) А у самолета? (Крылья, салон, хвост, кабина…) А у машины? (Руль, колеса, дверцы, сиденья…) А у кошки? (Мордочка, усы, лапы, хвост…) На самом деле, эта игра бесконечная, предметов, животных, транспорта и любых других вещей вокруг достаточно. Можно играть по очереди, пусть малыш и вас озадачивает - это прекрасный способ обогатить словарный запас ребенка.

На видео «Развивающие игры для детей» показаны и другие варианты полезных и увлекательных занятий с малышами:

Статья прочитана 2 758 раз(a).

Откуда берутся умные дети? Почему один ребенок лучше учится в школе, чем другой? Психолог Анна Быкова, автор книги "Развивающие занятия ленивой мамы" знает точный ответ на этот вопрос. Все дело в том, как часто с ребенком в 1-2 года играли в самые простые игры, которые заставляли его удерживать внимание. Попробуйте - и лет через 5-6 оценим результат! Кроме того, эти игры на внимание помогут вам занять ребенка в дороге и во время незапланированного ожидания.

От чего зависит способность к обучению у ребенка? Понятно, что играет роль наследственность, - и это тот фактор, на который родители уже не могут повлиять, что пришло, то пришло. Но есть и другие факторы, которые напрямую зависят от усилий родителей, бабушек и дедушек. Что такого предложить , чтобы потом он был успешен в учебе? Можно ли на это повлиять?

Вопросы эти волнуют не только родителей, но и ученых. Как водится, проводили исследования, в ходе которых была установлена прямая взаимосвязь между интеллектом детей в 5 лет и в 10 лет. То есть дети, показавшие высокие результаты в тестах на интеллект в пятилетнем возрасте, такие же высокие результаты показали и в десять лет.

А вот с показателями интеллекта в возрасте 1–2 года такой взаимосвязи обнаружено не было: оценки интеллекта малыша никак не коррелировали с оценками в других возрастах. Почему? Может быть, что-то не то измеряли?

После длительных исследований ученые пришли к выводу, что на развитие интеллекта главным образом влияет способность удерживать внимание. Причем эндогенное внимание. То есть то, которое возникает изнутри, через собственную активность и волю, а не только как ответ на внешние раздражители.

Предельно фокусированное внимание появляется при наличии эмоций. Из этого следует, что игра в "Ку-ку!" очень даже развивающая. Мама говорит "ку-ку", а потом прячется за полотенце или за угол шкафа. Ребенок какое-то время смотрит на ничем не примечательное полотенце, которое само по себе не вызвало бы его внимания. Ничего не происходит. Просто полотенце (или просто шкаф).

Но ребенок удерживает внимание, потому что ожидает, что мама снова появится. И когда мама появляется, это вызывает яркую эмоцию радости. Малыш и мама вместе смеются. И это повторяется несколько раз подряд. Новизны нет. А внимание к деятельности есть.

Игра "Где же ручки?". Ребенок прячет ручки за спину. Взрослый озадаченно произносит: "Где же ручки? Нет ручек!". В какой-то момент ребенок вытягивает руки перед собой, и взрослый выдает эмоцию удивления и радости: "Вот они!". Ребенок инициирует игру, ребенок сам управляет процессом, ребенок удерживает свое внимание на процессе.

Игра "Угадай, в какой руке" . Взрослый берет маленький предмет и несколько раз перекладывает его из одной руки в другую. Потом заводит руки за спину и повторяет действие там. А потом демонстрирует ребенку две руки со сжатыми кулаками. В каком-то одном кулаке спрятан предмет.

Ребенок смотрит, ребенок удерживает внимание на неподвижных руках, ребенок делает выбор. Он не отводит глаз от неподвижных рук взрослого, ожидая следующего действия. В какой руке окажется игрушка после того, как кулаки будут разжаты? Угадал или не угадал?

Прятки. Ребенок встал за штору. Мама видит его ноги, выглядывающие из-под портьерной ткани. Но мама продляет игру. "Где же Дима? Может быть, он под кроватью? Может быть, он в шкафу? И здесь нет... А! Он, наверное, под столом! Нет, и тут пусто... Где же Дима?" Игра длится, и вместе с ней длится Димино внимание.

Это лишь некоторые примеры простых игр на удержание внимания. Таких игр можно придумать сотни. Но все они невозможны без участия взрослого, эмоционально включенного в игровой процесс: сам с собой в прятки не поиграешь. А если взрослый будет играть без эмоционально окрашенных комментариев, то и игра ребенку быстро наскучит. Эмоции помогают удерживать внимание.

Сколько различных игр можно придумать, используя носовой платок? Несколько десятков! Вот некоторые из них. Есть здесь игры коллективные, но их легко адаптировать для самого маленького коллектива: мама и ребенок.

Танцы под музыку с платочком. Ребенок повторяет движения за взрослым.

Хоровод с платочками . Дети, двигаясь по кругу, держат друг друга не за руки, а за уголки платочков. В этом есть определенная сложность - не выпустить из руки уголок платка.

Передаем платочек по кругу . Это игра на развитие координации движений. Можно превратить игру в речевое упражнение, усложнив ее условия.

Берем платочек от того, кто стоит слева, говорим "спасибо", поворачиваемся к тому, кто стоит справа, отдаем платочек, говорим "пожалуйста".

Другой уровень сложности . Под музыку передаем платочек по кругу, но ручки у всех за спиной. Когда музыка обрывается, стоящий в центре должен угадать, у кого сейчас платочек.

Возьми платочек . Платочки лежат на полу, дети под музыку произвольно перемещаются по залу. Когда музыка перестает играть, нужно быстро взять платочек.

Достань платочек . Платочки висят на перекладинах шведской стенки. Нужно подняться и скинуть платочек вниз.

Другой вариант . Платочки висят на бельевой веревке. Чтобы дотянуться и снять, нужно залезть на небольшую скамеечку. Можно усложнить выполнение задачи, закрепив платочки прищепками.

Спрячь платочек в кулачок. У взрослого это легко получится, а ребенку придется потрудиться, пальчиком пропихивая платочек в маленький кулачок. Можно спрятать платочек не в кулачок, а в бутылочку из-под йогурта или в контейнер из-под шоколадного яйца.

Игры на сворачивание платочков по образцу . Пополам, по диагонали, квадратиком, конвертиком, конфеткой, рулетиком, бантиком.


Прятки с платочком . Понадобятся три маленьких предмета, например, машинка, матрешка и кубик.

Просим ребенка закрыть глаза. Один из предметов прячем под платочек. Ребенок открывает глазки, смотрит, что осталось, и говорит, какой предмет спрятан под платочком. Количество предметов постепенно можно увеличивать.

Другой вариант . Прячем сам платок. Взрослый может положить платочек в карман, или в рукав, или за вырез платья, но так, чтобы торчал уголок. Задача ребенка, внимательно оглядывая взрослого, найти платочек.

Платок можно спрятать и в комнате. Ребенок закрывает глаза, взрослый помещает платок на видное место (это важно, в комнате и так глаза разбегаются) и просит малыша найти платочек.

"Угадай, что я в платочек завернула". Задача ребенка - определить знакомый ему предмет на ощупь.

Вариант для неговорящих детей старше двух лет. Положить на стол три разных по размеру простых предмета, например, сушку, кусочек сахара и вишенку. Один такой же предмет завернуть в платочек. "Что у нас в платочке лежит? Сушка? Сахарок? Покажи пальчиком, что там спрятано? Давай развернем и посмотрим, угадал ты или нет".

Для годовалых малышей сам процесс разворачивания платочка уже развивающий (мелкая моторика), можно и не угадывать.

"Ветерок" . Подуть на платочек, чтобы он слетел со стола.

Узелки . Завязать на платке узелок, а потом развязать. (Взрослый завязывает нетугой узел, а ребенок развязывает.)

Стирка . Намочить, намылить, прополоскать платочек и повесить сушить. (И игра, и полезное занятие.)

Куколка . Положить в центр платочка кусочек ваты или скомканную бумажную салфетку, перевязать ниточкой. Получилась голова. Из двух противоположных концов свернуть ручки и перевязать ниткой. Получится куколка.

Другой вариант . Нарисовать на ладошке лицо, пальчики обвязать платочком. Также получится куколка. Можно эту куколку баюкать, разговаривать с ней, петь ей песенки.

Птичка . Сверните платочек по диагонали - получится равнобедренный треугольник. Завяжите на его вершине узелок - получится голова и клюв птицы. Сформируйте тельце, хвост и два крыла, закрепите ниткой. Птица готова!

Бабочка . Сложите платок гармошкой, по центру завяжите узлом, расправьте концы. Разве не похоже на бабочку?

Человечек . Поставьте два пальца, указательный и средний (это будут ножки), на один из уголков платка. Обмотайте платок между пальцами, как будто делаете перевязку. Ребенку нетрудно представить, что это человечек в штанишках. Человечек умеет смешно ходить, переваливаясь из стороны в сторону, бегать и даже танцевать под музыку.

Мы как-то застряли с ребенком в лифте. Полчаса до нашего вызволения пролетели незаметно - мы развлекались, играя с носовым платком.

Комментировать статью "20 самых полезных развивающих игр для ребенка 1-2 лет"

Срочно!. Опрос для Мужчин 25-55 л Не менее 2 раз за последний год болели ОРВИ или простудой. При болезни пользуются лекарственными препаратами. Имеют проблемы с пищеварением (нам НЕ НУЖНЫ люди с серьёзным диагнозом и принимающие назначенные врачом препараты), микс по частоте присутствия чувства тяжести/вздутия после еды: каждый день, несколько раз в неделю, раз в неделю, 1-2 раза в месяц Имеют проблемы с пищеварением не менее полугода и не более 5 лет Не обращались к врачу или обращались, но...

Наконец-то я нашла первые в истории программы для раннего развития младенцев! Они созданы и реализованы в 1988 году. Это удивительно, но по ним ребенок начал читать - раньше, чем ходить, и делал это "про себя", показывая правильно на требуемое слово в длинном списке слов. Кроме того ребенок по этим программам в 1год и 2 месяца начал печатать на электрической пишущей машинке "Роботрон". Это произошло в феврале 1989 года и этот день отмечается во всем мире, как праздник "Печатать - раньше, чем...

Сохраните себе эти игры! Все малыши любят играть. Если ты думаешь, что крохе до годика игры не интересны, то ты заблуждаешься. Попробуй поиграть со своим сокровищем в предложенные игры для младенцев! 1. Игра «Дукалки» Надуй свои щеки и дунь в лицо ребенку. Кроха постарается дунуть в ответ на тебя. Если этого не произойдет, попробуй дунуть еще раз и покачай при этом головой. Если малыш не может дунуть, покажи ему, как это надо сделать, с силой выдохнув воздух. Так малыш скорее поймет, как надо...

Игры для детей - это некий метод познания окружающего мира, адаптация в нём и получение различных навыков. Именно поэтому так важны развивающие игры для детей. С их помощью можно обучить деток читать, писать, считать, рисовать и так далее. Более того, развивающие игры для детей могут вырабатывать у них такие навыки, как развитие быстрой реакции, умение концентрировать внимание, дифференцировать картинки и предметы и так далее. Все развивающие и обучающие программы по сути, это те же...

Ребенок запоминает лучше то, что ему действительно интересно. Поэтому очень важно в процессе обучения вызвать в нем любопытство, заинтересовать, увлечь в мир познания. Каждому родителю стоит помнить, что обучение ребенка не должно быть тяжелым и утомительным. Именно таким принципом руководствовался Тору Кумон, создавая свои знаменитые развивающие тетради для своего сына Такеши. Сложность заданий в тетрадях Kumon увеличивается постепенно, незаметно для ребенка. Короткие упражнения занимают...

Прежде всего, рекомендуются игры с мячом. «Кати мяч», «Кати мяч в ворота», «Лови мяч», «Бросай мяч», «Целься и кидай» (можно кидать шарики в коробку, мячик в кегли, шарики - липучки в доску и т.д.) Формируем зрительно-двигательную координацию. Игра «Варим кашу» Мама предлагает ребёнку сварить гороховую кашу. Достаёт детскую кастрюлю с горохом и «нечайно» рассыпает его на пол. «Антоша, горох просыпался, помоги собрать горошек в кастрюльку». Мама показывает ребёнку, как правильно собирать...

Одна из наших с дочкой любимых книжек "Ладошки/Ловкие пальчики" (автор Елена Кмит) Может кому еще пригодится... Дочь с удовольствием выполняет упражнения. И да, может кто еще что-нибудь подобное нам посоветует. Спасибо большое. Ловкие пальчики Ручки маленьких ребят Веселятся и шалят. Вот мы хлопаем в ладоши: «Ах, какой денек хороший!»(хлопает в ладоши) Посмотрите: можно ручкой Показать на небе тучку,(показывает указательным пальцем) Ну а если грянет гром- Ушки быстренько заткнем.(закрывает...

1. Свойства предметов. Эта игра развивает осязание и речь ребёнка. Разложите перед ребёнком различные предметы с интересной фактурой, например, что – нибудь очень твёрдое (кубик) и что – то очень мягкое (плюшевую игрушку). Положите руку ребёнка на твёрдый предмет и назовите его, предварив определением «твёрдый»: «твёрдый кубик». Теперь поместите его руку еще, на какой – нибудь твёрдый предмет и снова назовите его: «твёрдый стол». Повторите это несколько раз, а потом переходите к мягким...

«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится...

Рассмотрим 5 развивающих игр для младенца. Развивающие игры помогают научить младенцев и детей ясельного возраста навыкам речи даже раньше, чем они теоретически способны заговорить. Позитивное взаимодействие, активное общение с родителями, повторение знакомой игры развивают различные полезные навыки и умения у твоего малыша. Итак, 5 развивающих игр для младенцев: 1. Игра для новорожденных, обучающая навыкам социального взаимодействия Прячься от ребенка, прикрываясь одеялом и...

Яркие задания, они непременно заинтересуют малышей 2 - 4 лет. Найди отличия - это прекрасная игра для детей любого возраста. Благодаря игре дети научатся: 1.сосредотачивать внимание на мелочах, 2. учиться концентрироваться на задании, 3. быть усидчивыми в течение некоторого времени. Инструкции по работе с детьми младшего дошкольного возраста в игре "Найди 5 отличий": 1. Покажите распечатанную картинку ребенку. Пусть он её рассмотрит. Обсудите, что есть на картинках. 2. Спросите одинаковые ли...

Целый день мама занята домашними делами: то посуду помыть, то белье постирать, то кушать приготовить. И обязательно нужно поиграть с ребенком. Если Вашему ребенку больше года, и он уже самостоятельно может ходить, то игрой для него может быть участие в маминых хлопотах. Можно заняться вместе развешиванием постиранного белья. Можно вместе складывать вещи в стиральную машину. Маленький помощник подает Вам по одной вещичке, а Вы кладете их в стирку. Маленький помощник учится вешать свои...

Избирательный аппетит и отказ от приема пищи характерны для маленьких детей во всем мире. По данным исследований, от 20% до 60% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют проблемы с питанием. Не все проблемы питания одинаковы, и иногда сложно определить, является ли такое поведение серьезной проблемой или возрастной особенностью. Родители должны проконсультироваться с педиатром в случае, если у их ребенка наблюдается хотя бы один из следующих признаков: Отсутствует прибавка в...

Развивающие занятия могут быть интересны и полезны не только самому малышу,но и тому кто с ним занимается.На этом видео можно посмотреть, как старший брат занимается с младшим.Думаю,что эти уроки принесут пользу им обоим.

Летние занятия и скидки в сети детских развивающих центров «АЗ-БУ-КА» КЛАССНОЕ ЛЕТО с «АЗБУКОЙ» для детей от 1 года до 6 лет Все лето мы ОБЩАЕМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ и РАЗВЛЕКАЕМСЯ! Сеть детских развивающих центров «Азбука» приглашает малышей на летние занятия. Вы сможете дополнить летний режим дня малыша увлекательными, необычными и при этом полезными играми. Все лето действует гибкая система скидок на занятия. Вы можете приобрести абонемент на необходимое Вам количество занятий со сроком действия...

Многие родители часто слышат: «У вас невнимательный ребенок», «все ошибки в тексте из-за невнимательности». Да и сами родители, скорее всего, замечают, что их ребенок не может сосредоточиться на одной теме, часто отвлекается, может пропускать буквы при чтении, делать ошибки и не замечать их, задавать вопрос на одну тему и сразу перескакивать на другую. Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...

КЛАССНОЕ ЛЕТО с «АЗБУКОЙ» для детей от 1 года до 6 лет Все лето мы ОБЩАЕМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ и РАЗВЛЕКАЕМСЯ! Сеть детских развивающих центров «Азбука» приглашает малышей на летние занятия. Вы сможете дополнить летний режим дня малыша увлекательными, необычными и при этом полезными играми. С 1 мая по 15 октября Вы можете посетить пробное занятие – БЕСПЛАТНО! Все лето скидки на занятия до 30%. Вы можете приобрести абонемент на необходимое Вам количество занятий со сроком действия на весь летний...

Что и говорить, а детство для любого человека, навсегда остается в памяти, как самый радостный, беззаботный и светлый период жизни. В этот период родителям дается возможность максимально проявить свою бесконечную заботу и любовь для своего малыша. А чем, как ни интересными игрушками, можно эту любовь проявить еще больше. Ведь игры для детей, это наверно самое ценное в их жизненном периоде. Но сегодня многих интересует вопрос, где купить качественные игрушки. И это совершенно логичный и...

Время идет, а малыш молчит или в лучшем случае «бормочет» что-то на ему одному понятном языке, почему? Однозначно ответить на этот вопрос непросто, причинами могут быть неблагоприятная экология, неважное здоровье мамы во время беременности, несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы, неврологические заболевания самого ребенка, проблемы со слухом... А может, вашему малышу не хватает общения. Разговариваете ли вы с ним, комментируете ли вы свои и его действия, обсуждаете ли все...

Консультация для родителей детского сада «Игры для детей в домашних условиях»

Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение отражается на поведении ребенка, на его деятельности. Необходимо работать над развитием всех сторон речи, решая задачи формирования правильного произношения, развития грамматически правильной, связной речи.

Игры по дороге в детский сад

«Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например: «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

«Весёлый счет».

Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Рыба, птица, зверь».

На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»

На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.

«Отгадай предмет по паре других».

Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи - это праздник и т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.

«Я дарю тебе словечко».

Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.

«Живое предложение».

Можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-разному. Например, задумано предложение «Весной расцвели голубые подснежники». В ходе игры предложение может звучать так: «Расцвели голубые подснежники весной» или «Голубые подснежники весной расцвели». Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку прочитать его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.

«Задом наперед».

Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.

«Интеллектуальный теннис».

Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море - синее; солнце - яркое; дождь - грибной.

Игры на кухне

«Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»).

Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.

«Угощение».

Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А - арбуз, ананас и т.д.; Б - банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».

«Путаница» игра на закрепление слоговой структуры слова.

Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует развитию моторики рук.

«Один-два».

Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза - большеглазый, длинный хвост - длиннохвостый и т.д.
С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру «Наоборот».
Задается вопрос: «Лес, какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: лес большой - лес маленький, лес старый - лес молодой, лес зимний - лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.

Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук, так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.

«Игры с бельевыми прищепками».

Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей, плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.

«Сухой бассейн».

На дне миски с фасолью (рисом, пшеном и т.д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет.

«Лепка из теста».

При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру.

С помощью таких игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей.
Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием общей моторики у детей. Поэтому двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации. Спектр игр и игровых упражнений, способствующих решению этих задач, очень велик.

«Ловкий зайчик».

Предложить ребенку попрыгать на двух ногах с продвижением вперед.

«Сбей кеглю» (любой предмет- коробку, бутылку).

Нужно сбить кеглю, прокатывая мяч вперед.

«Пройди, не задень».

Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии сорок сантиметров друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.

Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.

Выделяют 4 разновидности развивающих игр, к каждой из которых подобраны специальные игрушки и пособия.

Строительные игры - это игры, основанные на построении сооружений с помощью игрушек различной геометрической формы. В качестве таких игрушек могут выступать кубики, кирпичики, цилиндры, конусы, арки и кольца. Различные картинки, буквы, цифры и надписи на них усложняют процесс игры и представляют хорошую развивающую базу. Строительные игры интересны как совсем маленьким детям, ещё не умеющим ходить, так и детям более старшего возраста. При переходе от простых игр к более сложным у детей также формируются навыки для дальнейшей деятельности в рамках моделирования, конструирования.

Творческие игры - это внедрение определённых жизненных ситуаций в мир ребёнка в виде игры. Примером могут быть игры, где ребёнку отводится определённая роль. При этом малыш может выполнять функцию как живого существа (человека, животного), так и неодушевлённого предмета (паровозика, машины). Творческие игры развивают воображение ребёнка и его способность к творчеству. Доказано, что дети, мало играющие в такие игры, в дальнейшем обладают более худшими творческими способностями.

Дидактические игры представляют собой игры, имеющие в основе предметы для манипулирования ими по определённым правилам: мозаика, бильбоке, разрезные картинки, различные виды настольных игр. Выбирая ребёнку дидактическую игру, крайне важно опираться на возрастные особенности. Перед началом игры необходимо объяснить ребёнку её смысл и правила.

Подвижные игры - это игры, связанные с проявлениями физической активности. Существует большое многообразие таких игр для детей разного возраста, начиная с грудного, с использованием игрушек и без них, в коллективе и наедине. С самого маленького возраста родители учат детей играть в «Ладушки», и это одна из разновидностей подвижных игр. Дети постарше любят игры в «Прятки», «Кошки-мышки». Игрушками для подвижных игр можно назвать спортивный инвентарь: обручи, мячи, скакалки.

Какие бывают игры для детей? Этим вопросом не перестают задаваться заботливые мамы и папы. С одной стороны – в детских магазинах просто огромный ассортимент игрушек, с другой – не каждый позволит себе постоянно баловать ребенка дорогими покупками. Все-таки цены на качественные товары не такие уж низкие. А с учетом того, что малютка умудряется очень быстро разобрать их на составляющие части 🙂 , получается и вовсе накладно.

Посмотрим на проблему под другим углом. Разве для нормального развития малыша необходимо купить пол магазина? Есть игры для детей, которые совсем не обременительны для и могут доставить массу удовольствия непоседе. Рассмотрим некоторые из них.

Какие бывают игры для детей

Многие из тех, кто читает эти строки, наверняка помнят времена, когда полки магазинов были пусты. Но разве это мешало весело проводить время?

Воздушные шарики

Цена на них просто смешная, а вариантов игр более чем достаточно. Надуйте несколько разноцветных шаров, только не сильно, чтобы не лопнули, и принимайтесь за дело. Можно подбрасывать их, играть в футбол, волейбол…. В любом случае будет весело.

Перышко

Бывают игры для детей не только веселые, но и полезные. Вот одна из них. Возьмите 2 перышка из подушки, одно для себя, другое – для крохи, и дуйте каждый на свое. Победит тот, кто сможет дольше удержать его в воздухе. Кстати, это прекрасное упражнение, которое способствует .

Мыльные пузыри

А вы еще спрашиваете, какие есть игры для детей. Мыльные пузыри, наверное, никогда не утратят популярности. Стоимость копеечная, а удовольствия много. Особенно, если ловить их руками 🙂

Пазлы

Собрать сложную картинку из пары сотен фрагментов даже взрослому интересно, что уж говорить о ребенке. Но сейчас кроха слишком мал и ему нужно что-нибудь попроще. Например, пазл из 4-5 частей. Покупать его необязательно. Возьмите старый журнал, найдите интересную картинку, наклейте ее на плотный картон и разрежьте на части. Вот и весь пазл.

Палатка

Конечно, красивую палатку можно просто купить в магазине, но вспомните свое детство. Разве вы не обходились без них? Пару стульев со спинками, одеяло и подушка внутрь – вот и весь «домик», в котором кроха с удовольствием поиграет с куклами.

Тоннель

Наверняка у вас дома можно найти пустые коробки из-под бытовой техники. Может хватит им пылиться, если гарантия подошла к концу? Вместо того чтобы думать какие бывают игры для детей, используйте их для создания тоннеля. Расставьте их, для прочности обмотайте скотчем, прорежьте окна и раскрасьте. Мало того, что получится интересная игра, так еще и сам процесс изготовления принесет массу удовольствия.