Игры со звуками. Музыкальные игры для детей дошкольного возраста картотека на тему Музыкальная игра для детей дошкольного возраста

Предлагаю картотеку игр со звуками.

Подготовила: учитель – логопед Брус Светлана Анатольевна

МДОУ «Ягодка»

г. Лабытнанги

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Хлопни, если услышишь в слове звук [А] или любой другой звук»

Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход

Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук [А], хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.

[А] Аист, роза, мак, лак, рак, бак, астра, автобус, адрес, арбуз, Айболит, Алёнка, апельсин, Аня, арфа, акула, утка, книга, барабан, лестница.

Ель, енот, липа, море, мост, сон, дом, облако, ветер, вишня, торт, вести,

ведро, ежи, шнур, филин, луг, пирожное, дождь, клоун.

[О] Осень, ослик, овцы, пол, дом, сом, кот, слон, сон, пальто, седло, ведро, перо, лето, кино, Оля, осы, очки, крот, облако.

Санки, трава, шар, книга, глаза, белка, щука, лампа, тетрадь, шпага, пенал, жаба, кит, краб, грач, мышь, щенки, звери, мама, камыши.

[Н] Наука, нос, нора,cнаряд, солянка, мужчина,награда, народ, ножницы, кинза, значок, снайпер, баран, капкан, стакан, кабан, барабан, графин, книга, блокнот.

Сумка, самокат, ваза, футляр, фокус, гуси, сорока, губы, колос, голубь, лампа, кашпо, белка, орешки, каша, ёлка, игрушка, стул, шкаф, цветы.

[C] Сад, салат, лес, нос, фокус, роса, песок, колбаса, волосы, кактус, минус, соль, совет, сом, судно, самолёт, листва, ребус, суп, сын.

Цапля, палец, волк, машина, лес, звук, баран, зубр, медведь, школа, виноград, кран, банан, цветок, рот, глаза, диван, малыш, коза, роза.

[И] Ива, игла, имя, осина, руки, лиса, листья, тина, вилка, блины, птицы, ноги, мир, дуги, искра, изба, липа, иволга, Ира, зима.

Дом, кот, трап, музыка, глаза, окно, платье, кресло, медведь, страус, обезьяна, кукла, калач, язык, стрекоза, берёза, страна, заяц, гвоздь, фазан.

[Б] Бал, банка,обман, хобот, шуба, банан, бык, столбы, свадьба, рубашка, обои, робот, зубы, труба, изба, болото, кобра, работа, бочка, бутон.

Палата, гном,пыль, стол, груша, сапоги, тыква, капуста, парк, шкатулка, пыль, полка, поезд, попугай, кнопка, паук, кино,волк, лев, лось.

[М] Мост, рама, самокат, чемодан, камыш, комната, гном, маска, молоко, муха, малыш, дом, шум, шлем, мак, мыло, мультик, малина, Маугли, компас.

Награда, нос, рот, глаза, кнопка, кабан, баран, апельсин, виноград, дождь, нож,слон, ногти, кукла, ночь, чайник, кисель, утка, снегирь, человек.

[В] Ваза, голова, волк, овал, сова,вода, вареники, пчеловод, завод, ворона, воздух, водолаз, Ваня,волосы, вагон, дерево, вафли, автобус, валенки, дрова.

Факел, кнопка, фонарик, стол, телефон, дракон, кофта, пианино, ёлка, фасоль, улыбка, катер, поезд, фазан, лодка, жираф, улица, магазин, флаг, форточка.

[Р] Рама, рак, дорога, кран, трава, шары, икра, повар, сыр, кефир, браслет, корыто, сырок, корова, труд, комар, ружьё, рыбак, рука, рысь.

Лак, мак, слон, лук,булочка, пила, кнопка, улыбка,лопата, компот, капуста, вокзал, лампа, енот, утка,малыш, гуси, платок, флаг, лето.

[Д] Дом,душ, дочка,дрова, мода, медаль, поднос, двойка, вода, дача, дырка, здание, правда, ладонь, дупло, дорога, дым, беседа, гудок,чердак.

Тайна, крот, комната, молоток, гитара, торт, комет, лето, цветы, тыква, рыбак, петух, монета, туфли, бутон,молоко, туман, товар,плита, туман.

[Ш] Шапка, лошадка, ошейник, уши, ландыш, шея, тишина,каша, шиповник, шум, малыш, шар, шайба, машина, шахматы, шило, финиш, карандаш, шарф, ремешок.

Жаба, ролики, жадина, человек, жираф, жук, урожай, пижама, слон, лужа, ежи, крыжовник, ребёнок, мечта, пароход, ножницы, лыжи, журавль, лодка,джунгли.

[Ч] Чайник, калач, кирпич, четверг, плач, ключ, дочь, ночь, чашка, ручей, значок, чудо, грачи, часы, пчела, гречка, внучка, тучка,ручка, печник.

Телефон, темнота, тир,сено, ветер, семья, осень, паутина, метель, тюлень, телега, листья, утята, утюг, север, секрет,лось, василёк, месяц, лисята.

[Щ] Щавель,щука,роща,пища,вещи,борщ,сварщик,лещ,помощь,щётка,щенок,

щека,сыщик,товарищи,щедрость, щегол, щель, морщины, стекольщик, угощенье.

Шахматы, семечки, семья, мешок, шило, шинель, шуба, сирень, лисичка, персик, кисель, беседа, осина, поросёнок, ушиб, камыши, крыша, шуруп, ремешок, крошка.

«Три слова»

Цель. Учить ребенка самостоятельно определять место звука в слове.

Ход

Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.

Ребенок. Звук [У].

Взрослый. Где ты услышал звук [У] в слове: в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок. В начале слова.

Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

Ива, игла, изба; искра, имя, ирис;

Лиса, осина, блины; вилка липа птицы; [и]

Руки, быки, сухари; фонари, дуги, ноги.

Осень, ослик, овцы; Оля, осы, очки;

Пол, дом, сом; кот, слон, сон; [о]

Пальто, седло, ведро; перо, лето, кино.

Уши, узел, укол; утро, усы, урна;

Лук, пух, дуб; шум, зуб, шут; [у]

Какаду, иду, сижу; пишу, держу, снизу.

Автобус, аист, арбуз; адрес, апельсин, Айболит;

Бак, лак, мак; рак, платье, палка; [а]

Утка, книга, лестница; книга, ворона, природа.

Майка, мак, малина; марка, мойка, мох;

Камыш, самокат, сумка; грамота, комната, туман; [м]

Дом, крем, шрам; шум, шлем, грим.

Наука, нос, нора; награда, народ, ножницы;

Снаряд, солянка, мужчина; кинза, значок, снайпер; [н]

Баран, капкан, стакан; кабан, барабан, графин.

Цапля, цирк, цех; цепь, цифра, царапина;

Рация, оценка, улица; умница, рецепт, луковица; [ц]

Леденец, огурец, перец; отец; певец; молодец.

Чай, чайка, череда; черника, черепаха, черника;

Ручей, значок, удача; калачи, врачи, бочонок; [ч]

Дочь, грач, калач; ключ, ночь, обруч.

Шапка, шайба, шар; шахматы, шуба, шум;

Машина, ошибка, мешок; тишина, лошадка, мышата; [ш]

Камыш, гуляш, ландыш; малыш, карандаш, финиш.

Щавель, щегол, щель; щука, щётка, щипцы;

Пища, роща, защита; морщины, сварщик, сыщик; [щ]

Лещ, овощ, плющ; клещ, плащ, помощь.

Луна, луч, лотос; ласты, лоб, лаванда;

Малыш, пчёлы, салат; улыбка, палуба, булавка; [л]

Бал, стул, пыл; стол, козёл, пол.

Пальма, пол, посуда; парк, пуля, пыл;

Запах, дупло, лопух; спорт, скрипач, сапог; [п]

Клоп, хрип, клип; сноп, храп, скрип.

Радио, рама, роща; руль, рыба, рука;

Баран, гараж, сорока; карта, парта, корыто; [р]

Двор, катер, повар; мухомор, сахар, помидор.

Сад, судно, сом; самолёт, сани, сын;

Писатель, фасоль, оса; посылка, посуда, лиса; [с]

Лес, рис, автобус; кактус, глобус, фокус.

Тапки, томат, туман; тыква, токарь, туча;

Лопата, платок, потолок; комета, петух, монета; [т]

Крот, плот, автомат; кот, рот, пулемёт.

Фартук, фонтан, фургон; фасоль, факел, фарш;

Сарафан, светофор, шкафы; телефон, кафтан, асфальт; [ф]

Шкаф, сейф, граф; миф, шарф, пуф.

Халат, халва, хобот; хурма, холм, холод;

Ледоход, мухомор, охота; муха, лихач, вездеход; [х]

Лопух, мох, петух; пастух, пух, страх.

«Волшебники»

Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

1 вариант Ход

Взрослый . Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] или другим…

[с] [т] [б] [г] [з]

том - сом банк-танк дудка-будка код-год суд-зуд

дом – сом пачка-тачка майка-байка кости-гости лов-зов

бор-сор ранец-танец соты-боты кол-гол дуб-зуб

пуп –суп папки-тапки ваза-база корка-горка

зуд – суд румба-тумба крошка-брошка кладь-гладь

ток –сок куча-туча ранка-банка крот -грод

кон –сон пруд-труд фант-бант гонка-конка

тын –сын

лад –сад

[д] [ж] [к] [л] [м]

сом-дом бук-жук галька-калька баки-лаки бак-мак

почка-дочка кара-жара том-ком мот-лот чарка-марка

пушка-душка бор-жор гонка-конка маска-ласка ласка-маска

пух-дух шар-жар торт-корт сани-лани лайка-майка

пороги-дороги мир-жир гость-кость рама-лама пышка-мышка

ночь-дочь весть-жесть туча-куча зайка-лайка пушка-мушка

кочка-дочка грот-крот воск-лоск

лань-дань тачка-качка рай-лай

лавка-давка

[п] [р] [ф] [х] [ц]

вол-пол банка-ранка бас-фас вата-хата мех-цех

сушка-пушка восток-росток бант-фант клоп-хлоп ларь-царь

дух-пух козы-розы кара-фара голод-холод свет-цвет

толк-полк лак-рак база-фаза робот-хобот сель-цель

кони-пони лама-рама сундук-фундук род-ход мена-цена

торт-порт ложь-рожь зонд-фонд салат-халат лапка-цапка

мост-пост мост-рост

Мука-рука

[ч] [ш] [щ]

пас-час ворох-шорох кит-щит

сан-чан кум-шум мука-щука

каша-чаша мах-шах ручка-щучка

сушь-чушь мёл-шёл река-щека

сайка-чайка пик-шик шёлк-щёлк

пасть-часть пар-шар

2 вариант

Получится новое слово, если добавить звук [К] или любой другой звук

[к] [л] [м] [н]

вол-волк ба..-бал гно..-гном апельси..-апельсин

рыба-рыбак козё..-козёл гри..-грим балко..-балкон

моря -моряк ко..-кол гро..-гром карава..-караван

завтра-завтрак по..-пол до..-дом мандари..-мандарин

пар-парк сту..-стул шле..-шлем сарафа..-сарафан

тан..-танк сто..-стол шра..-шрам графи..-графин

носо..-носок пы..-пыл шу..-шум жето..-жетон

телёно..-телёнок хол-холм газо..-газон

лесо...-лесок

[п] [р] [с] [т]

кар..-карп ми..-мир вопро..-вопрос пило..-пилот

су..-суп дво..-двор какту..-кактус зака..-закат

сер..-серп самова..-самовар фоку..-фокус мос..-мост

тра..-трап бо..-бор пару..-парус све..-свет

сиро..-сироп забо..-забор автобу..-автобус кро..-крот

тулу..-тулуп топо..-топор ле..-лес полё..-полёт

сно..-сноп кома..-комар глобу..-глобус запре..-запрет

ши..-шип хо..-хор ребу..-ребус пло..-плот

[х] [ц] [ч] [щ]

Возду..-воздух ледене..-леденец но..-ноч гуля..-гуляш

Лопу..-лопух зая..-заяц мя..-мяч детёны..-детёныш

Сме..-смех коне..-конец тка..-ткач камы..-камыш

Отды..-отдых молоде..-молодец кирпи..-кирпич каранда..-карандаш

Оре..-орех огуре..-огурец сила..-силач ланды..-ландыш

Горо..-горох оте..-отец пла..-плач малы..-малыш

Запа..-запах певе..-певец клю..-ключ мяки..-мякиш

Стра..-страх холоде..-холодец гра..-грач фини..-финиш

Шоро..-шорох рубе..-рубец лу..-луч мы..-мышь

Кле..-клещ помо..-помощь

Ле..-лещ хво..-хвощ

Ово..-овощ [щ] товари..-товарищ

Пла..-плащ хря..-хрящ

Плю..-плющ бор..-борщ

Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается или заканчивается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый или добавить последний звук в слове. Дайте образец ответа.

«Волшебство звуков»

1 вариант

Цель. Учить детей вставлять второй звук в слово для образования нового слова. Вызвать интерес и желание играть со словами.

Ход

Взрослый. Я буду произносить слова, а вы вставьте звук [л] так, чтобы он стал вторым в слове и получите новое слово.

[л] [р]

кок -клок ковать-кровать пуд-пруд

пот-плот кошка-крошка сок-срок

бок-блок топка-тропка койка-кройка

сон-слон такт-тракт мак-мрак

куб-клуб дама-драма

сова-слова кот-крот

кубок-клубок битва-бритва

сух-слух тон-трон

газ-глаз гаммы-граммы

пан-план каска-краска

2 вариант

Цель. Учить детей путем убавления одного звука из слова образовывать новые слова.

Ход

Из каждого слова надо исключить один звук, чтобы получилось новое слово.

Вот так: ГОРСТЬ - ГОСТЬ.

хлев–лев олень-лень косы-осы

уточка–точка клещ-лещ крот-рот

столб–стол мель-ель гром-ром

щель–ель снаряд-наряд шмель-мель

укол-кол град-рад зверь-верь

зубр-зуб скот-кот клей-лей

коса-оса экран-кран плуг-луг

мрак-рак краска-каска смех-мех

полк-пол стол-сто беда-еда

удочка-точка тепло-тело волк-вол

«Путешествие по комнате (группе)»

1 вариант

Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход

Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук [С] или любой другой звук. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет. Пошли.

Рекомендации. Не давайте сразу оценку деятельности ребенка, особенно если он допустил ошибку. У вас по четыре фишки: как только они закончились – это сигнал к окончанию игры. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука [С]. Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком и даете оценку.

2 вариант

Цель . Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

Ход

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука (слова должны быть придуманы из предметов групповой комнаты).

Например: стол – лампа – автобус – самолет-телевизор - ручка и т.д.

«Составь слово из отдельно названых звуков»

Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.

1-й вариант.

Ход

Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М-А-К. какое слово ты услышал?

Ребенок. Слово мак.

Рак, лак, дым, кот,рот, шар, сор, уши, сок, мох, ток, пух, суп, лук, шум, пол, зал, бал, бак.

Мама, каша, мыло, рама, сани, дача, рука, нога, баба, Вова, щука, жаба, шары, коза, туча, косы, губы, ваза, сова, шуба, муха, розы, нора.

Глаз, брат, стул, друг, двор, флаг, гном, грач, гром, клад, клуб, клык, кнут, краб, кран, крот, квас, плащ, плов, пруд, шкаф, слон, стол, внук, врач.

Бумага, бараны, борода, волосы, вороны, радуга, голова, дорога, заборы заводы, заноза, ворота, комары, коровы, шурупы, лопата, молоко, Наташа, панама, паруса, полосы, посуда работа, рубаха, рукава, бокалы, собака, сорока, Тамара, томаты.

Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы:ЭМ – вместо [м]. ребенок воспринимает на слух два звука –Э и М, что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.

2-й вариант.

Ход

Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О. ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.

Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

к-р-а - рак р-с-о – сор к-у-р-а - рука д-у-р-п - пруд

к-л-а –лак и-ш-у –уши а-м-а-м – мама г-а-ф-л - флаг

м-д-ы -дым к-с-о – сок а-ш-а-к – каша м-о-г-н - гном

т-к-о - кот х-м-о –мох а-м-а-ш – Маша ч-а-г-р - грач

р-т-о - рот о-к-т – кот а-к-у-щ – щука д-а-к-л - клад

ш-р-а –шар х-п-у –пух а-ч-а-д - дача н-а-к-р - кран

п-с-у - суп к-л-у –лук а-б-у-ш – шуба т-а-р-б - брат

м-ш-у -шум л-п-о -пол а-в-о-в - сова л-у-с-т - стул

л-з-а –зал л-б-а -бал а-к-у-р - рука г-у-д-р - друг

к-б-а -бак м-к-а –мак а-х-у-м – муха т-о-к-р - крот

«В стране имён»

1 вариант

Цель. Учить ребенка выделять заданные звуки из своего имени и фамилии.

Ход

Взрослый. В стране имён не принято называть друг друга по именам или фамилиям. Там говорят только первый и последний звуки.

Ребенок. Вова - [В]- [А]; Серёжа –[С’]-[А] Баранкин- [Б]-[Н].

2 вариант

Цель. Учить детей подбирать имена на заданный звук.

Этот вариант игры можно использовать как индивидуально с каждым ребенком, так и с группой детей как соревнование. Например: «Кто назовет больше имён с заданным звуком – получит звездочку». Такая игра учит детей играть в команде, быстрее думать, сопереживать, радоваться победе.

Женские имена

[А] Алина, Азиза, Акулина, Александра, Алёна, Алиса, Алла, Альбина, Амалия, Анастасия, Ангелина, Анжела, Анжелика, Анита, Анна, Антонина, Анфиса, Арина, Афродита.

[В] Валентина, Валерия, Варвара, Василина, Василиса, Вера, Вероника, Виктория, Виола, Влада, Владислава.

[Г] Галина, Герда, Гертруда, Глафира, Глория, Гортензия, Гульнара, Гюзель.

[Д] Дана,Дарина, Дарья, Джулия, Джульетта, Диана, Дина, Дорофея.

[Е] Ева, Евгения, Евдокия, Евлампия, Екатерина, Елена, Елизавета, Есения, Ефросинья.

[Ж] Жанна, Жозефина, Жюльетта.

[З] Зара, Зарина, Земфира, Зинаида, Зита, Злата, Зоя, Зухра.

[И] Иванна, Ида, Изабелла, Изольда, Илона, Инга, Инесса, Инна, Ирина, Ирма, Ия.

[К] Камилла, Капитолина, Карина, Каролина, Кира, Клавдия, Клара, Климентина, Клеопатра, Констанция, Кристина, Ксения.

[Л] Лада, Лайма, Лариса, Лаура, Лейла, Лидия, Лика, Лилиана, Лилия, Лина, Линда, Лолита, Луиза, Любовь, Людмила,Лючия.

[М] Магдалина, Мадина, Майя, Малания, Мальвина, Маргарита, Марьям, Марьяна, Марианна, Марина, Мария, Марта, Марфа, Мила, Милена, Мирослава.

[Н] Надежда, Наина, Нана, Наталия, Наталья, Нелли, Ника, Нина, Нонна.

[О] Оксана, Олеся, Ольга.

[П] Паулина, Пелагея, Полина, Прасковья.

[Р] Рада, Раиса, Регина, Римма, Рита, Роза, Роксана, Ростислава, Руслана,Руфина.

[С] Светлана, Серафима, Снежанна, София, Софья, Стелла, Степанида, Стефания, Сюзанна.

[Т] Таисия, Тамара, Татьяна.

[У] Ульяна, Устинья.

[Ф] Фаина, Фатима, Фарида, Фёкла.

[Э] Эвелина, Эдита, Элеонора, Элиза, Элина, Элла, Эльвира, Эльза, Эмилия, Эмма, Эсмеральда.

[Ю] Юлианна, Юлия, Юнона.

[Я] Ядвига, Яна, Ярослава.

Мужские имена

[А] Агафон, Адам, Адольф, Аким, Алан, Александр, Алексей, Альберт, Амир, Анатолий, Андрей, Анисим, Антон, Арсений, Аристарх, Аркадий, Арнольд, Артём, Артур, Архип, Асламбек, Афанасий,Ахат, Ахмед.

[Б] Богдан, Борис, Бронислав, Булат.

[В] Вадим, Валентин, Валерий, Вениамин, Виктор, Виталий, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав.

[Г] Гавриил, Геннадий, Георгий, Герасим, Глеб, Григорий.

[Д] Давид, Дамир, Даниил, Демьян, Дени,с Дмитрий.

[Е] Евгений, Евдоким, Евлампий, Егор, Елизар, Емельян, Ерофей, Ефим.

[З] Захар, Зосим.

[И] Иаков, Иван, Игнат, Игорь, Иисус, Илларион, Илья, Иннокентий, Иосиф, Ипполит, Ираклий, Исмаил.

[К] Карим, Карл, Кирилл, Константин, Корней, Ксенофонт, Кузьма, Куприян.

[Л] Лев, Леонард, Леонид.

[М] Макар, Максим, Марк, Мартин, Матвей, Мефодий, Мечеслав, Мирослав, Михаил, Мстислав.

[Н] Назар, Никита, Николай.

[О] Олег, Онисим, Осип.

[П] Павел, Пантелей, Пётр, Платон, Поликарп, Порфирий, Потап, Прокл, Прокоп, Прохор.

[Р] Ренат, Роберт, Родион, Роман, Ростислав, Руслан, Рустам.

[С] Савелий, Святослав, Севастьян, Семён, Серафим, Сергей, Станислав, Степан, Султан.

[Т] Тарас, Терентий, Тигран, Тимофей, Тимур, Трифон, Трофим.

[Ф] Фёдор, Федот, Феликс, Феофан, Филарет, Филат, Филипп, Фома.

[Э] Эдуард, Эльдар, Эммануил, Эраст, Эрнест.

[Ю] Юлиан, Юрий.

[Я] Яков, Ярослав.

Литература:

  1. Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В.Г. Уникальная методика развития речи дошкольника. – ЧСПб.: Издательский дом «Нева» М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2002
  2. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003 (Серия «Учительский портфель).
  3. Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 (Опыт работы практического педагога).
  4. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно – игровых занятий. Издание 2 –е, доп. и испр., - М.: Издательство «Гном и Д», 2001. (Опыт работы практического педагога).

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира , а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.

Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина, и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или в симфоническом оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. "Марш деревянных кубиков", "Полька цветных карандашей" или "Скрипучее рондо" - такие пьесы увлекут не только малышей.

Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь... А как ночь звучит? Переливается бархатно - черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть "разговор двух кузнечиков", "хор планет", "танец травинок", "марш муравьев"? Кажется невероятным, но можем, и легко.

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики "разговаривают" друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой раскажут, как осенью грустно шуршат листья под ногами. Стоит только прислушаться - и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, а в бумажном шелесте - целую сказку, рассказанную простым бумажным листиком.

Сам педагогический процесс "омузыкаливания" бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох, звон) основан на стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку. Когда детям еще не доступны динамические, ритмические, структурные или иные способы организации звуков, единственно возможным способом формирования и образования становится спонтанная комбинаторика, одушевленная внутренним импульсом: "Это моя музыка!"

Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания. Построение подобных композиций составляет лишь одну из форм активного музицирования детей. Дети творят свою музыку на том уровне выразительности, который можно назвать первично универсальным, открывая для себя известные элементарные интонации.

Мы не можем, не имеем права ожидать от детей мелодий, произведений, похожих на музыкальные шедевры. У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на нее лишь в незначительной степени распространяются наши понятия о прекрасном.

У нее есть главный смысл – прикладной, она помогает детям изучать и исследовать мир, а также формировать свое к нему отношение средствами музыкально – дидактической игры.

Импровизация, которая в своей сути есть игра, основанная на варьировании, преображении, пересочинении, более всего соответствует детской модели познания мира. Импровизационное обучение имеет не только чисто музыкальный смысл, его значение гораздо шире и затрагивает сферу формирования внутренних качеств личности.

Одновременно творческое музицирование как музыкально - эстетическая игра не может не стремиться к неким качественным характеристикам. Как определить качество музицирования с детьми, которые мало что умеют? Что способно выступить в данном случае эталоном оценки? Можно попытаться выразить качество через предельно обобщенное условие: самое простейшее (пусть это будут два звука на барабане) должно быть одухотворено и организованно . В этих словах заключена вся философия творческой работы с детьми.

Игры звуками - это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу "плохо или хорошо" ты что-то сделал. Игры звуками - это творчество-исследование, которое служит нескольким важным педагогическим целям :

Изучению звуковых свойств различных материалов и предметов из них

Бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных

Инструментов (орфовских и шумовых, а также голоса и артикуляционного

Аппарата);

Приобретению разностороннего опыта звуковых ощущений;

Исследованию различных способов получения звука и приобретению навыков

Игры на инструментах;

Развитию тонкого тембрового, а через него и звуковысотного.

С точки зрения методики игры звуками основываются на принципах элементарной импровизации, фактически и являясь ею.

Ключевая фраза "сыграй, как ТЫ хочешь" запускает весь механизм этой импровизации.

Целесообразная последовательность действий педагога в словах, побуждающих детей к определенным действиям:

1. "Поиграй на своем инструменте, изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные" (работа со всей группой одновременно).

2. "Сыграй музыку на инструменте - как ты хочешь" (свободные индивидуальные соло по кругу, спонтанная комбинаторика).

3. "Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь" - ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди.

4. "Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них "музыку дождя", "песню ветра", "танец ежика", солнечный свет", "маленькую ледяную симфонию", "твое сегодняшнее настроение", "радостную мысль".

Ступени данного процесса будут правильными, если двигаться от звукоподражательных интонаций типа "кап-кап", "тик-тик", имеющих прямую ассоциативную связь со своим жизненным прообразом, к постепенному увеличению степени опосредствования ассоциативной связи.

5. "Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение" - здесь используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении детской импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст.

6. "Поговори со своим соседом, расскажи ему что хочешь" - диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса (более свободная комбинаторика, обусловленная необходимостью реагировать на действия партнера).

Игры звуками, являясь первичной формой импровизации, базируются на нескольких фундаментальных принципах :

Формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к

Игровому материалу, который создает фундамент для творчества;

Коллективно-распределительный характер элементарной импровизации,

Позволяющий принимать в ней участие каждому;

Простота и доступность.

Поиск, свободные образные ассоциации и свободное комбинирование составляют механизм детской импровизации.

Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудия труда, то и у детей, обучающихся музыке, должны быть свои "орудия" - детские музыкальные инструменты, с помощью которых учатся данному виду деятельности. Очевидно, что инструменты не могут быть технически сложными в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Такими свойствами обладают орфовские штабшпили - металлофоны и ксилофоны со съемными пластинами, созданные специально для детей. Эти инструменты откликаются на малейшее прикосновение чудесными звуками: по ним можно играть палочками, подушечками и косточками пальцев, просто щелчками и даже кулачками.

Условиями простоты, доступности и вариативности отвечают также и шумовые инструменты. Внешняя привлекательность и необычность инструмента - главное, что влияет на возникновение интереса к нему детей и желание взять инструмент в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструмента, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи, извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются главными факторами педагогического успеха в работе с ними.

Анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем младше ребенок, тем проще ему нужен инструмент. Одновременно существует и связь иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребенка (безотносительно к его возрасту), чем ниже общий уровень развития его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начинать его музыкальное обучение.

Поскольку на начальном этапе формирования музыкальности детей ритм выступает как ее фундоментальная основа, то и первыми инструментами детей становятся шумовые во всем их богатстве и разнообразии. К тому же преждевременное использование сложного инструмента может тормозить естественное развитие музыкальности детей. Для них будут упущены навсегда многие возможности, которые открываются только с помощью простейших инструментов.

Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковы тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, тон-блоки, маракасы, ручные барабаны и тарелки и т.д.

"Шумовой этап" в обучении не бывает коротким, его невозможно завершить в течение нескольких занятий. Это связано с тем, что с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей постепенно осуществляется прохождение ряда важных этапов, что требует времени.

Так, формирование метроритмического чувства занимает несколько лет, и все это время шумовой инструмент будет лучшим помощником педагога. Полноценная работа над тонкостью, чуткостью тембрового слуха, подготовка его к более сложному слуховому познанию также не ограничивается знакомством с инструментами в течение одного - двух занятий.

Что касается развития первичных навыков элементарной импровизации в играх звуками, то и здесь только шумовые инструменты могут прийти на смену звучащим жестам. Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом происходит закрепление за звучаниями определенного смысла (дождь, часы, гром, ручей и т.д.). Позже дети способны устанавливать и опосредственную связь между звучанием и моделируемым звуковым образом (хор планет, музыка звезд, песенка светлячка и т.п.).

Детские музыкальные инструменты на самом первоначальной ступени должны быть игрушками в высоком значении этого слова . Музыкальными игрушками , которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождается звуки, не боясь, что сломают инструмент. А если и сломают, то смогут сделать подобный, из незатейливых подсобных материалов.

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших давних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, куски полого бревна, простые деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. Внашей современной жизни для звукотворчества возможностей неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов может пригодиться все:

Различная бумага (целафан, пергамент, газета, гофре и пр.).

Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки различной толщины, брусочки.

Коробочки из разных материалов(картонные, пластмассовые, металлические,

Баночки от йогурта, от шоколадных яиц)

Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.

Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них,

Различная крупа, камешки, ракушки.

Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, гайки).

Металлические банки разных размеров.

Стеклянные бутылки и фужеры.

Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески.

- И многое другое, из чего только можно извлечь звуки!

Речевые упражнения представляют собой очень эффективную форму творческой работы с детьми . В ее основе лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Ритмизованная и омузыкаленная инструментами речь является чудесной музыкой.

Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух одна из основ слуха музыкального.

Из своего самого первого опыта ребенок черпает и учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относится: темп (агогика), ритм, регистр, темп, звуковысотный рисунок (линия), артикуляция, штрихи, динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма.

Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса. Ее можно определить как музыкально - педагогическую модель, в которой текст не поется, а ритмично декламируется. В музыкально-речевых пьесах удачно могут сочетаться речь, музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства, звукоподражания.

Основой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Для речевого музицирования с дошкольниками вовсе не годятся изысканно-утонченные стихи, даже если они об игрушках, капельках или осенних листьях. Символический смысл таких стихов детям просто не понятен, поэтому их использование, как правило, интересно более педагогу, чем детям.

Речевые упражнения служат основой для постижения богатства и разнообразия ритмов и интонаций, воспитания интонационного, полиритмического и полифонического слуха, подготовки голосового аппарата к пению; дают представления о первичных музыкальных структурах и способах развертывания форм, фактуре; служат надежным мостиком для самостоятельных действий детей в импровизациях.. Они прекрасно поддаются систематизации, распределению по уровню сложности, являясь незаменимой по педагогической ценности формой работы с детьми.

Тексты в речевых упражнениях выполняют поддерживающую и обучающую функцию, помогая прояснить и интуитивно осознать семантику выразительных средств. Хороший, сразу заинтересовывающий детей текст, является лучшей предпосылкой для плодоряяя2орного мяяяязицирования. При выборе текста следует принимать во внимание как содержательную, так и звуко - ритмическую сторону. Из опыта многих педагогов известно, с каким воодушевлением дети воспринимают звуковую бессмыслицу. Тарабарские, чепуховые рифмы (эне-бене-раба, мисли-масли- компа-тели, хоккери-доккери) с удовольствием ими принимаются и музыкально обрабатываются. Об этом, в частности, очень подробно писал К.Чуковский в книге "От двух до пяти", посвященной формированию и развитию детской речи. Интересную мысль о естественной природе такой игры высказал музыковед М.Харлап: "Между речью и музыкой есть стадия лепета - ритмической игры со звуками. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки ».

Именно поэтому речевое музицирование начинается с игр фонемами, фонемными слогами - этот огромный арсенал звуковых средств, с первых же занятий образует активный "инструментальный" словарь ребенка для импровизаций.

Предварительный просмотр:

Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Особая легкость для детей работы с речевыми ритмами кроется в поддержке ритма артикуляционным движением. В качестве подкрепления действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры. Поддерживающую функцию в речевых упражнениях выполняет и сам текст, помогающий запомнить и удержать правильный ритм.

Речевой канон доступен даже дошкольникам, способствуя формированию распределенного дифференцированного внимания.

Формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи – при участии движения.

Язык жестов, телесно – пластическая деятельность человека предшествовали звуковому языку исторически. Речь основана на движении, и здесь лежит причина, связывающая жест и слово. Жест как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению координации между вербальным и невербальным общением.

А какое увлекательное занятие - танцевать стихи! Вот, например текст, в размере три четверти дети импровизированно танцуют, а один – два ребенка сопровождают их танец импровизацией на металлофонах.

Снег так искрится зимой и блестит,

Сотнями искорок ярко горит!

Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности, способствуя индивидуальной интерпретации образа, эмоциональному самовыражению. Она превращает речевую пьесу в театрализованную игру, вплотную приближая речевое музицирование к импровизированному театру. Общность выразительных средств речи, движения и музыки, доступность и легкость речевого импровизирования являются основой для творческих действий детей.

Поиск пластического сопровождения текста - является способом эмоционального вовлечения ребенка в процесс обучения.

Пластическое отображение текста создает особое «мотивационное

пространство», в котором каждый ребенок оказывается сотворцом. Не стоит именно «придумывать» движения к тексту, напрягая голову.

Пластическое отображение текста – это, как правило, спонтанная жестовая импровизация, она самоценна как творческий феномен.

В специальном заучивании сочиненного педагогом двигательного сопровождения текста очень мало смысла, каким бы ни казалось оно совершенным.

Простейшим движением и в то же время таким же простейшим пластическим отображением текста станет использование при декламации звучащих жестов. Любое детское стихотворение вначале необходимо продекламировать метрично, сопровождая его хлопками или шлепками.

Речевые упражнения служат также эффективным средством развития интонационного и тембрового слуха. Под интонационным слухом подразумевается способность слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребенок постепенно черпает все более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками. Каждая речевая модель подразумевает различные интерпретации в динамике, регистре (низком, высоком, фальцетном, свистковом), тембре, с различной артикуляцией, в различном темпе, а также шепотом. «Прощупывание» образа в различных интерпретациях текста есть естественный и логичный путь к постижению глубины и разнообразия интонаций.

Такая разнообразная работа с одной моделью позволяет не понятийно, а практически и в очень доступной форме представить детям выразительные возможности музыкальных средств, взаимосвязь всех свойств звука в музыкальной интонации. Это самый верный путь к постижению интонационного смысла музыки.

Одной из художественных форм речевого музицирования является ритмодекламация – ритмическое произнесение текста на фоне звучащей музыки.

В ритмодекламации как форме, жестко фиксированной автором, места для детского творчества совсем не много. Есть лишь возможность поэкспериментировать с речевыми интонациями и динамикой голоса. При этом следует иметь в виду, что ритмодекламация на фоне живой музыки (фортепиано) всегда более эффективна, чем на основе фонограммы, которая отчуждает ребенка от слушания звука в сочетании с речью.

Способы и приемы, с помощью которых речевое музицирование становится творческим, поскольку разучивание придуманной педагогом речевой пьесы или ритмодекламации на фоне им же придуманной музыки таковым не является по своей сути.

Главный смысл творческого поиска в речевом музицировании заключается в ритмическом варьировании текста, его тембровом и фактурном оформлении, строительстве формы – от простого повторения фразы до имитационно – полифонических пьес. Возможны многие варианты: «Фруктовое рондо», «Игрушечный канон».

Дети постепенно учатся технике конструирования речевых пьес – элементарной устной композиции. Например, предложенный стихотворный текст(4 строчки) каждая творческая группа пробует ритмизовать по-своему, выразительно продекламировать, обыгрывая его мимически. Затем дети могут добавить к своей «заготовке» шумовой аккомпанемент. Иногда в творческий процесс может вмешаться педагог, подсказывая, что с каким – нибудь движением их пьеса будет выразительней. Группы продолжают поиск, одни могут взять ксилофоны, другие - развивать форму за счет фактуры, придумывая аккомпанемент.

Несколько вариационных «репетиций» перед показом завершают творческий процесс, который занимает одно занятие. Импровизированный концерт групп друг для друга является обязательным моментом обучения. Дети с необыкновенным вниманием будут следить и сравнивают свою пьесу с интерпретацией товарищей, их не надо будет уговаривать смотреть и слушать.

В конце занятия должно пройти обсуждение, что у кого было сделано интересно. Ошибок не бывает. Педагог получит полную информацию о результатах своей деятельности, реальной музыкальной компетентности каждого из детей, развитии их творческих навыков, способности к импровизации, умении сотрудничать, не проводя при этом никаких опросов, тестирования и диагностики.

Речевые упражнения – наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация – это словесная фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанный с быстротой реакции, активностью восприятия.

В самом начале детская речевая импровизация может выражаться лишь в добавлении нового слова или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели, в образовании различных комбинаций из ритмизованной цепочки слов.

«Ветер и эхо»

(Шуточная речевая пьеса с элементами канона и речевого двухголосия).

Педагог предлагает детям сначала скопировать его речь как эхо, затем постепенно к декламации добавляется звуковая имитация ветра и слова, получается речевое двухголосие. Игру можно развивать как шуточный диалог с разными интонациями. Так, во второй части пьесы дети произносят слова с шуточно – грозной интонацией.

Речевая пьеса после разучивания может идти как игра: дети стоят в зале с закрытыми глазами врассыпную и «разговаривают» с педагогом, «ветер» между ними двигается и звучит в нужное время. В конце игры ребенок – ветер старается «осалить» как можно больше детей.

«Солнечный дождь»

(ритмодекламация)

В модели детям представляется возможность поискать интонации и более подходящие инструменты для звукоподражания. Можно эту модель декламировать двумя «полухорами».

1. Солнечный дождь по земле пробежал –

Каждый листок серебром засверкал.

2. Радуга в небе весеннем стоит,

Будто перо у Жар-птицы горит.

Солнечный дождь, солнечный дождь,

Как хорошо, что ты, дождик, идешь!


Подборка игр, которые помогут малышу в игровой форме выучить различные звуки и усовершенствовать свою речь.

«Главный звук»

Прочитайте ребенку стихотворение или скороговорку. При этом старайтесь выделить основной звук. Например, можно использовать стихотворения Маршака:

Гриб растет среди дорожки, -
Голова на тонкой ножке.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

«Магазин»

Поиграйте с ребенком в магазин. Пусть он будет покупателем. Придя в магазин, малыш должен назвать первый звук товара, который он хочет купить. Например, заказывая морковку, ребенок должен сказать «М-м».

Запрещенные звуки

Данная игра поможет ребенку научиться выделять звуки в слове. Также вырабатывается умение играть по правилам. Договоритесь с малышом, что какой-то звук будет у вас запрещенным. Например, К. Взрослый показывает ребенку предмет или картинку, спрашивая, что на ней нарисовано. Малыш должен ответить, при этом запретный звук нельзя называть. На начальном этапе пусть запрещенный звук у вас находится в начале слова, потом в конце.

Кто плывет по волнам?

Тим и Том

Игра на различение твердых и мягких звуков. Нарисуйте с ребенком двух человечков. Одного зовут Тим, а другого Том. Том – худой, высокий, «твердый», а Тим – кругленький, маленький, «мягкий». Покажите малышу Тома и скажите от его имени:

Привет! Меня зовут Том. Мое имя начинается твердо. Т-т-т. Я люблю пить Томатный Сок, играть в Морской Бой.

Теперь покажите другого человечка.

А я Тим. Мое имя начинается мягко. Ть-ть-ть. Я люблю все, звучит мягко: кушать Тефтели, играть в Мяч, Рисовать.

И вот однажды Тим и Том решили пойти в поход. Как ты думаешь, что с собой возьмет Тим: Рюкзак или Сумку?

Что им еще понадобится в походе? Консервы, сахар, ложки, бинокль, палатка, компас и т.д. Предложите ребенку разобрать вещи, которые понесет Тим. А что будет нести Том?

Можно не только ходить в поход, а идти в лес собирать различные грибы и ягоды (лисички, землянику), ходить на рыбалку или просто в магазин за покупками.

«Позовем звук»

Эта игра поможет ребенку научиться выделять в слове ударный звук. Скажите ребенку, что его игрушки разбежались. Чтобы их найти, предложите позвать звук, потянув ударный.

Ми-и-ишка!

Строим домик

Нарисуйте домик для звуков. Например, возьмите слово «рак» – рисуем три квадратика (комнаты). Предложите ребенку расселить слово по комнатам. Медленно произносите звук и выкладывайте на квадратик карточки.

Р, А, К.

Сложность у ребенка может вызвать средний звук. Удивитесь:

Разве в нашем домике живет «РК»? Нет. Ра-а-ак – тянем звук.

Кто здесь живет?

Рисуем опять домики, но из четырех комнат. Скажите малышу, что в нашем доме хотят поселиться разные звери, но не все они поместятся в нем. Для кого же предназначен этот дом? Даем варианты: КОТ, ЛИСА, ЖИРАФ. Чтобы ребенку было понятнее, нарисуйте еще домики с тремя и пятью комнатами, попросив кроху расселить всех жителей.

Усложняя игру, предложите ребенку находить ударный звук – тянем его долго и раскрашиваем соответствующий квадратик в домике.

Стройка

На стройку со склада машина привезла различные материалы: цемент, песок, стекло, глину, кирпичи. Пусть ребенок будет шофером. Делаем карточки с квадратиками. Количество квадратов должно соответствовать звукам в каждом слове. На каждой карточке заштрихован ударный звук. Это и будут необходимые стройматериалы. Попросите шофера:

Отвези кирпичи.

Задача ребенку – отыскать нужную карточку.

Звуковое лото

Такое лото есть готовое в магазине, а можно его изготовить самостоятельно. Для этого вам понадобятся карточки с изображением растений, животных, транспорта и т.д. и буквы алфавита. Каждому игроку раздаем по карточки с изображениями. Ведущий показывает букву и спрашивает:

У кого есть слово на эту букву?

Загружаем грузы

Возьмите две грузовые машины. На одной прикрепите «К», на другой «М» - это будут марки машины. Ваши грузовые машины должны погрузить груз и отвезти в магазин. В машину «М» грузим карточки, начинающиеся на эту букву, в «К» - аналогично.

Измени ударение

Попробуйте поэкспериментировать с ударениями в словах. Спросите малыша:

Как тебя зовут?

МашА. МАша.

Что ты кушаешь?

КашУ. КАшу.

Укротитель

Возьмите карточки, на которых написаны печатными буквами названия различных диких животных. Предложите ребенку стать укротителем. Для этого нужно поставить ударение (накрыть ударную гласную фишкой) в слове. Например, в слове БИЗОН кладем фишку на букву О. Если ударение поставлено неверно, животное «прячется» или «убегает».

Повтори за мной

Хорошо играть с ребенком и в такую игру, вы четко говорите ребенку какой-нибудь звук вместе с коротким стишком. Например:

А-А-А- Аня гладила кота

Ча-Ча-Ча - Эта чашка горяча

Са-Са-Са - Прилетела к нам оса

Вариантов таких стишков можно придумать великое множество, они очень легко запоминаются, что повышает словарный запас ребенка. А если их сопровождать несложными движениями руками, то получится еще и упражнение для развития мелкой моторики.

Вам понравились игры? Возможно, вы посоветуете еще какие-то игры со звуками?

Лесная тропинка

Возраст : 3 — 4 года.

Цель игры: научить улавливать особенности образного характера музыки и передавать его в движении.

Необходимое оборудование: музыкальные записи — русская народная мелодия «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова; «Медведь» В. Ребикова (или музыкальная пьеса Г. Галынина с тем же названием).

Ход игры . Взрослый приглашает детей на прогулку в воображаемый лес. Показывает им тропинку, по которой за день пробегает много разных зверей. Звучит пьеса. Дети должны изобразить того зверя, которого подсказала им музыка. Прослушав русскую народную мелодию в обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька», они изображают прыгающего по тропинке зайчонка и т. п.

Примечание . Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей, не только в помещении, но и на свежем воздухе.

Зайчик

Возраст: 3 — 4 года.

Цель игры: научить детей слушать и понимать смысл песен, улавливать смену настроений в музыкальных пьесах.

Необходимое оборудование : игрушка, выполняющая роль «капустного кочана», и другие «овощи», музыкальная запись «Зайчик» — венгерская народная песня.

Ход игры. При помощи считалочки выбирается зайчонок.

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем зайца выбирать.

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Зайцем, верно,

Станешь ты!

Выбранный таким образом «зайчонок» начинает «безутешно плакать». Его задача: создать согласно песне образ грустного и печального зайчонка.

Остальные дети его утешают и озабоченно поют:

— Зайчик, зайчик,

Что ты грустный?

На что «зайчик» отвечает с обидой (поет):

— Не найду кочан капустный.

Дети вновь его спрашивают:

— А какой?

«Зайчик», показывая руками, поет:

— Вот такой, круглый, белый

Да большой...

Дети угощают «зайца» «овощами»: капустой и морковкой, приговаривая при этом:

— Кушай, зайчик, не стесняйся,

Овощами угощайся.

Ты, зайчонок, не грусти,

Ты нам, заюшка, спляши!..

«Заяц» принимает «гостинцы» и в знак благодарности кланяется детям до земли русским поклоном. Потом складывает на пол «овощи» и начинает приплясывать. Дети хлопают в ладоши.

Примечание . По желанию детей игра повторяется.

Музыкальная гостиная

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: данная игра ориентирована на развитие музыкальной памяти.

Необходимое оборудование: для игры понадобятся мягкие или надевающиеся на руку игрушки: медвежонок, птичка, зайчик, кошечка, — а также музыкальная запись (например, песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко).

Ход игры. Воспитатель с таинственным видом сообщает детям, что сегодня у них необычные гости. Он указывает на стульчики, на которых «сидят» игрушки, и спрашивает детей, узнают ли они их. (Дети отвечают.) «Верно, к нам в гости пришли наши старые друзья, с которыми мы подружились, разучивая песенки про них. (Воспитатель берет в руки медвежонка.) Давайте, ребята, вспомним одну из таких песенок. Она о бедном медвежонке, которого уронили на пол и оторвали лапу. Теперь мишка совершенно здоров. Лапку ему пришили, и он даже может ею двигать (показывает. Подносит мишку к уху, что-то шепчет.) Мишутка просит спеть для него ту самую песенку, уж очень ему хочется еще раз послушать ее в вашем исполнении».

Исполняется песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко. «Игрушка» благодарит ребят за их песенку и «садится» на свое место. Воспитатель берет следующую игрушку, и игра продолжается. Дети подбирают песенки про известных им персонажей и исполняют их. Задача, стоящая перед игроками: вспомнить и напеть мотив песенок. «Игрушки», в свою очередь, приглашают ребят поиграть в игры с их участием.

Внимательные ребята

Возраст: 3 — 4 года.

Цель игры: научить детей улавливать характерные изменения музыки и передавать их в движении.

Необходимое оборудование : музыкальные записи разного ритма и характера.

Ход игры . Музыкальный руководитель предлагает ребятам образовать круг. Игроки, расположившись по кругу, слушают небольшое музыкальное произведение. Их задача: вовремя заметить смену характера музыки и показать это своими движениями. Звучит быстрая мелодия — дети легко бегут по кругу. В музыке происходят изменения, она становится ритмичной и быстрой — и дети ей в такт начинают двигаться иначе, скачками и прыжками, поставив руки на пояс, по кругу. Под звуки спокойной мелодии, произвольно опустив руки, игроки спокойно идут, и т. п.

Примечание. Перед игрой, в качестве маленькой разминки, детям предлагается хлопками обозначить смену ритма мелодии.

Танец-импровизация

Возраст: 4 — 8 лет.

Цель игры : развитие творческих способностей ребенка и его импровизационных навыков.

Необходимое оборудование : запись веселой и ритмичной музыки, например, «Танца маленьких утят».

Ход игры. В ней может принимать участие неограниченное количество игроков. Под музыку (в живом исполнении или в записи) ребята должны изобразить самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру и т. д.

Примечание . Игра может проводиться не только в помещении, но и на открытом воздухе. В этой игре нет победителей и побежденных, приветствуются оригинальность и яркость в раскрытии образа того или иного животного.

Музыкальная мозаика

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: активизировать у детей творческие ассоциативные способности, вызвать в них интерес к музыке, развить мелкую моторику рук.

Необходимое оборудование: комплект цветной мозаики (на каждого игрока по комплекту), музыкальные записи.

Ход игры . Взрослый говорит о том, что музыку можно не только исполнять, слушать, но и рисовать и даже выкладывать при помощи мозаики, чем сейчас и займутся игроки. Дети устраиваются каждый за своим столом или располагаются на ковре — кому как удобно. Каждый из них получает по комплекту обычной игровой мозаики. После ознакомления с условиями дети приступают к игре. Перед игроками ставится задача: в течение того времени, пока звучит музыкальное произведение, выложить мозаикой любые фигуры, используя те цвета, которые «подсказаны» музыкой.

Примечание . В качестве музыкального репертуара рекомендуется использовать произведения П. Чайковского (из «Детского альбома»), С. Прокофьева, Д. Кабалевского и других композиторов. Произведения могут звучать в записи или в живом исполнении.

Концерт для клоуна

Возраст : 4 — 5 лет.

Цель игры: развить у детей чувство ритма, стимулировать их интерес к исполнительскому искусству, развить навыки коллективного музыкального творчества.

Необходимое оборудование : заводная игрушка — клоун, запись музыки Д. И. Кабалевского «Клоуны».

Ход игры. В руках у воспитателя игрушка. От ее имени воспитатель приветствует детей и предлагает поиграть с клоуном в игру. Дети садятся на ковер в круг. Воспитатель заводит игрушку и ставит ее в середину круга.

Звучит музыка Д. И. Кабалевского «Клоуны». Ребята хлопают на сильную долю, клоун медленно двигается по кругу. Музыка звучит до тех пор, пока заводу игрушки не закончится и она не остановится. Ребенок, напротив которого замерла в неподвижности игрушка, исполняет знакомую ему припевку или песенку. После исполнения своего музыкального номера он кланяется, дети аплодируют юному артисту. По желанию детей игра повторяется.

Примечание. Если под рукой нет клоуна, можно использовать любую другую механическую игрушку: цыпленка, птичку, собачку и т. п.

Удивительный концерт

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: игра направлена на выявление и развитие творческих задатков у детей пятилетнего возраста.

Необходимое оборудование : магнитофон, музыкальная фонограмма с записью скрипичного концерта или рапсодии, пляски «Казачок», танца «Канкан», вокального дуэта.

Ход игры. Ребятам представляется возможность попробовать свои силы в качестве артистов театра. Перед игроками ставится следующая задача: мимикой, жестами озвучить стихотворение, которое читает воспитатель. Возможны вставки небольших самодеятельных номеров. Например, у аиста есть маленькая реплика; ребенок, озвучивший носорога, может прочесть известное ему стихотворение, а две девочки — «приятельницы лягушки» — исполнить для детей свои любимые частушки, и т. п.

Воспитатель объясняет детям правила игры, после чего зачитывается стихотворение и распределяются роли. Игра проводится без предварительной репетиции, все построено на импровизации.

Воспитатель (читает).

Однажды на лесной опушке

Концерт затеяли зверюшки.

Кузнец-скрипач рапсодию играл...

На импровизированную сцену выходит ребенок- «кузнечик». На воображаемой скрипке под фонограмму «исполняет» рапсодию. После выступления кланяется и садится на свое место.

Воспитатель (продолжает).

Аплодисментов вызвал шквал.

Сплясали пляску «Казачок»

Красотка-муха и сверчок.

Девочка-«муха» и мальчик-«сверчок» исполняют свой веселый танец.

Воспитатель.

Застенчивый угрюмый носорог,

Вдруг осмелев, прочел свой монолог.

Мальчик-«носорог» выразительно читает любое известное ему четверостишие или стихотворение.

Воспитатель.

Две симпатичные лягушки

Исполнили для всех частушки.

Выбегают девочки- «лягушки» и с пояснительными движениями исполняют задорные частушки.

Воспитатель.

Развеселил зверей и таракан,

С собратьями исполнил он «Канкан».

Импровизированный танец мальчиков-«тараканов» под музыку «Канкана».

Воспитатель.

Ужасно толстый бегемот

От смеха чуть не надорвал себе живот.

Мальчик, сидящий на своем месте, пантомимой изображает хохочущего бегемота.

Воспитатель.

А аист даже прослезился:

«Давно я так не веселился!..»

Другой мальчик изображает хохочущего аиста.

После этого звучат заключительные слова воспитателя.

Расходилась публика с концерта

Под звуки комариного дуэта.

Примечание . Ребята сами выбирают те роли, которые им нравятся. При желании «концертную программу» можно повторить перед родителями или детьми других групп (имеется в виду детский сад).

Музыкальные картинки

Возраст: 4—5 лет.

Цель игры : познакомить детей с творчеством П. Чайковского, пробудить у них эмоциональный отклик на классическое произведение.

Необходимое оборудование : большой лист ватмана, краски, кисточки, небольшая емкость с водой, магнитофон и кассета с записью «Вальс цветов» П. Чайковского из балета «Щелкунчик».

Ход игры. На полу закрепляется лист ватмана с трафаретным изображением полевых цветов. Краски и емкость с водой располагаются таким образом, чтобы не мешали детям, но в то же время были под рукой. Взрослый объясняет ребятам условие игры: прослушать музыку П. Чайковского и попытаться «раскрасить» ее в разные цвета. Дети слушают в записи «Вальс цветов» и, исходя из собственного «цветоощущения» и впечатления от звучащей музыки, раскрашивают цветы. Задача игроков: уловить «цветонастроение» музыки и перенести его на бумагу. Игра стимулирует коллективное творчество.

Примечание . После игры ватман прикрепляется к стене для того, чтобы дети имели возможность полюбоваться своей творческой работой.

Игры с бубном

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : развить чувства ритма; познакомить с приемами игры на бубне.

Необходимое оборудование : бубен.

Ход игры . Воспитатель нараспев декламирует стихи, показывая детям кивком головы или взмахом руки, когда необходимо играть на бубне. Известно, что стихам, как и музыке, присущи определенный ритм и своеобразная мелодия. Воспитатель голосом интонационно выделяет сильные доли, одновременно указывая ребенку жестом, где ему следует вступать с бубном.

♦ Ну-ка, детки, все ко мне,

Да не стойте в стороне!

Расскажу я вам потешки

Со стихами вперемешку.

♦ Как у наших у ворот

Удивляется народ:

Комар в бубен бьет,

С комарихою поет.

♦ Тут такие чудеса —

С решетом пришла лиса.

Стала воду носить,

Хвостом тесто месить.

♦ А за нею — серый волк,

В пирогах он знает толк.

Волк лисичке помогает,

Тесто в решете мешает.

♦ Из лесу медведь ревет,

Кадку меда он несет:

«Заходи, народ честной,

Будет пир у нас горой!»

♦ Я на том пиру была,

Мед из кадки пила.

Песни пела,

Пироги ела.

До ночи плясала,

Пока не устала.

Как луна взошла,

Я домой пошла.

Задача игроков: начинать и заканчивать игру по знаку воспитателя (музыкального руководителя).

Примечание . В процессе игры ребята узнают историю происхождения бубна, учатся приемам владения этим ударным инструментом. Полученные знания дети тут же закрепляют, озвучивая при помощи бубна стихи.

Игра с дождём

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : развить импровизационные навыки у детей; поощрить наблюдательность и воображение.

Необходимое оборудование : музыкальное произведение С. Майкапара «Дождик».

Ход игры . Воспитатель знакомит ребят с музыкальным произведением. Задача игроков — хлопками попытаться с максимальной точностью повторить ритмический рисунок пьесы. После прослушивания и анализа музыкального произведения руководитель предлагает ребятам повторить пьесу следующим образом: напевая «про себя» мелодию, простучать ее ритмический рисунок. В игре побеждает тот, кто наиболее точно сумеет это сделать.

Примечание . Можно предложить ребятам коллективно сочинить слова, по смыслу и по ритму подходящие к музыке. Во время исполнения пьесы эти слова пропеваются детьми. Например, слова могут быть примерно такого содержания:

Как, кап, кап,

Буль, буль, буль —

Капают дождинки.

Кап, кап, кап,

Буль, буль, буль —

Словно серебринки.

Мячики

Возраст : 4—5 лет.

Цель игры : развить чувство ритма и координацию движений, научить согласовывать свои движения с коллективом.

Необходимое оборудование : музыкальная запись.

Ход игры . Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Число игроков не ограничено. Дети располагаются по кругу, поставив руки на пояс. Под легкую подвижную музыку игроки бегут по часовой стрелке, изображая катящиеся мячики (первый, третий, пятый и седьмой такты). Их задача: точно выполнять правила игры — чередовать бег с подпрыгиванием вверх.

На музыку второго, четвертого, шестого и восьмого тактов дети подпрыгивают на двух ногах вверх. С окончанием музыки дети-«мячики» «раскатываются» в разные стороны, то есть разбегаются и присаживаются, отдыхая. С началом музыки движения повторяются.

Примечание . В этой игре нет соперничества, присущего подвижным играм. Ребят, точно выполняющих правила игры, нужно словесно поощрить, а тех, у кого не совсем получается, — подбодрить.

Эхо

Возраст : 4—5 лет.

Цель игры : развить музыкальный слух и чувство ритма у детей.

Необходимое оборудование : набор карандашей.

Ход игры . Ребята располагаются за столами. У каждого в руке карандаш. Воспитатель спрашивает у ребят, знают ли они, что такое эхо и где оно может быть. В доступной форме объясняет природу возникновения этого природного явления, после чего знакомит детей с условием игры: необходимо с наибольшей точностью повторить прослушанный ритмический рисунок, то есть обратным концом карандаша простучать его по поверхности стола. Воспитатель показывает детям, как это делается: кончиком карандаша выстукивает простой ритм, и ребята должны тут же по очереди все повторить.

Выигрывает тот, кто успешно справится со всеми предложенными заданиями. Победитель получает звание самого музыкального ребенка группы.

Примечание . При повторении игры задание может быть несколько изменено: за стол воспитателя садится ребенок и задает остальным детям свои ритмические рисунки, которые тоже должны быть точно повторены игроками.

Игра с зайкой

Возраст: 4—5 лет.

Цель игры: развить сложные умения музыкального характера (узнавать сильные доли такта, воспроизводить их при помощи музыкального инструмента).

Необходимое оборудование : бубны (по количеству игроков) и мягкая игрушка — заяц.

Ход игры . Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с целой группой.

Воспитатель, показывая игрушку, нараспев приговаривает.

Зайка-зайчик,

Серенький кафтанчик.

Розовенький носик,

Коротенький хвостик.

Любит заинька плясать,

Мы же любим поиграть...

Приглашает ребят взять в руки бубны и показать свою игру. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети сопровождают мелодию игрой на бубнах. Затем воспитатель вновь напевает, играя с зайчонком.

Ну-ка, зайка, попляши, попляши,

Свою удаль покажи, покажи.

Лапками прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг.

В бубны весело мы бьем,

Зайке песенку поем...

Воспитатель кивает детям головой, те вновь играют на бубнах. В конце игры зайчик кланяется. Игра заканчивается такими словами.

Вот и пляске конец.

Ай да зайка! Молодец!

Перед детьми ставится задача: ударять в бубен на сильную долю такта. В музыкальном сопровождении намеренно акцентируется сильная доля, на нее-то и должен ориентироваться ребенок во время игры на инструменте.

Угадай, кто идет

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Необходимое оборудование : музыкальный инструмент или запись музыки Б. Кравченко «Шаги».

Ход игры . «Обладая острым слухом и умением слушать и слышать, можно определить по шагам человека его возраст и даже настроение», — объясняет воспитатель. И тут же предлагает ребятам проверить у себя наличие этих качеств: в его исполнении звучит музыка Б. Кравченко «Шаги». По размеренной и неторопливой музыке дети определяют, что так идти может пожилой человек. Быстрыми и энергичными шагами на работу идет папа (музыка Б. Кравченко исполняется в более оживленном темпе). У ученика, торопящегося в школу, шаги торопливые и быстрые, и т. п. Игрокам предлагается свободно расположиться в зале и, слушая музыку, движениями подчеркивать происходящие в ней изменения. Их задача: вовремя заметить смену ритмического рисунка в музыке и попытаться передать их пластикой.

Подвижные развивающие игры со звуком Р можно проводить после или отдельно от наших речевых занятий по звуку Р или на прогулке, в дороге и т.д. Они помогут малышу научиться отличать на слух звуки Р и Л (это называется «дифференциация звука Р и Л»), которые дети часто путают, и закрепить правильную артикуляцию звука Р.

Игры по звуку Р интересны ребенку, не надоедают ему. Это позволяет многократно повторять звук Р. Так незаметно для ребенка происходит закрепление правильного произношения звука Р.

Вот несколько игр по звуку Р из моей игровой копилки.

Речевые игры со звуком Р

Игра 1. Речевая подвижная игра «Самолет и тигр» (звуки Л и Р)

Объясните ребенку, что тигр рычит «РРРРР» — громко, раскатисто, сердито. Самолет летит высоко в облаках, мы его плохо слышим и гудит по-другому «ЛЛЛЛ».

Первый вариант игры: Встаньте за дверь (или за ширму), чтобы ребенок Вас не видел. Если Вы не хотите выходить за дверь, то можно просто закрыть лицо листом бумаги или газетой. Предложите ребенку внимательно послушать звук и догадаться, что это – тигр «рррр» или самолет «лллл». Вы поочередно произносите звуки, чередуя их, например, «ррррр – лллл – лллл – ррррр и т.д». Если это «тигр», то ребенок изображает тигра (договоритесь как), если это «самолет» — ребенок изображает самолет, вытянув стороны руки или любым другим способом, о котором Вы заранее с ним договоритесь.

Второй вариант игры: Если в первом варианте малыш безошибочно определяет звук, то можно игру усложнить и произносить не звуки, а слова с этими звуками. Попросите ребенка определить, какие звуки живут в этих словах: «рррррррак, лллллошадь, аррррррбуз, ёлллллка, ллллложка, морррррковка, белллллка, корррррова». Обязательно тяните нужные звуки в слове, чтобы малышу было легче на слух их выделить из Вашей речи. Если ребенок слышит «лллл», он показывает самолет жестом или бегает по комнате, изображая самолет. Если в слове ребенок услышит звук «рррр», то он изображает тигра.

Игру можно использовать и как полезную речевую разминку с движениями во время любых занятий с малышом.

Эта игра очень поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет учиться писать. Многие дети, которые вместо «р» говорили звук «л» в дальнейшем путаются при написании слов. В игре со звуками Л и Р малыши научатся различать их, что предотвратит ошибки.

Игра 2. Речевая подвижная игра «Буря»

Играть в эту игру по звуку Р можно как вдвоем, так и втроем и даже с группой. Один человек – ведущий. Он изображает ветер. Нужно, чтобы ребенок в этом время сидел на стуле (это позволит избежать ненужных отвлечений) и изображал ветер. Ветер можно изображать двумя вариантами:

  • «заводить моторчик – дрррр» (звук Р с вибрацией). РРРРР – началась буря.
  • рот открыт, широкий язык за верхними зубами на альвеолах. Ребенок дует на язык – получается глухой звук, который называют «проторным р».

Все другие играющие – деревья. Когда дует ветер, деревья раскачиваются в стороны (поднять руки вверх и раскачивать туловище). Как только ветер дуть перестал, деревья должны мгновенно остановиться и замереть. Кто не успел остановиться – становится ветром. Если все внимательны и вовремя останавливаются, то нужно через 3-4 повторения игры поменяться ролями.

Игра 3. Речевая игра со звуком Р «Вороны»

Взрослый выполняет движения руками – крыльями, изображая ворону, и говорит такие слова:

«Как под елочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во всё горло раскричались.

Вот собака прибегает,

И вороны улетают!»

Ребенок, изображая собаку, громко рычит «ррррр» и пытается догнать ворону. Ворона улетает в своё гнездо (заранее обговорите, где будет это место в комнате). Если собака поймала ворону, то они меняются местами. Ворона может убегать только после звука РРРР и не раньше!!! При произнесении звука р можно помогать пальчиком добиваться вибрации языка.

В игру можно играть всей семьей и с друзьями ребенка.

Когда ребенок научится говорить звук Р в словах и фразах, то он сможет и произносить текст стишка. Пока же это делает взрослый.

Игра 4. Речевая музыкальная игра со слогами с Р «Трубачи»

Взрослый предлагает ребенку поиграть в трубачей. Ребенок изображает как он играет на трубе руками и одновременно говорит: ррра-ра-ра, ру-ру-ру, ро-ро-ро, ры-ры-ры. Можно поиграть на большой трубе, которая звучит низко, сурово. И на маленькой трубе, которая звучит высоко, нежно, мягко.

Поиграйте в «Угадай мелодию». Один игрок загадывает песню, «играя ее на -трубе» т.е. пропевая мелодию без слов на слог ра-ра-ра. Другой игрок – угадывает, что это за песня. Потом поменяйтесь ролями. В «Угадай мелодию» хорошо играть в дороге.

Игра 5. Подвижная речевая игра «Волк»

Для игры нужно заранее обговорить, где будет «логово волка», а где «наш дом». Водящий – волк – садится в своё логово. Другие игроки выходят из «дома» и подходят к «логову волка». Они начинают дразнить волка:

Волк – волчок

Серый бочок!

Не лежи на печи!

Дай ты нам калачи!

«РРР», — рассерженно рычит волк. По этому сигналу игроки убегают в свой «дом», а волк их догоняет. Если волк задел игрока, он становится волком.

Игра 6. Подвижная речевая игра со слогами с Р «Кони»

Положите посередине комнаты ленточку или веревку (или нарисуйте черту на земле, если Вы играете на улице). Ленточкой или чертой мы делим пространство комнаты на две половины. Встаньте с ребенком лицом друг к другу так, чтобы Вы находились в одной половине, а ребенок – в другой.

Один партнер по игре выполняет роль коня, другой – водящего.

Вы начинаете говорить фразу, а ребенок подговаривает последний слог. Речь ребенка дана в скобках.

«Та-ра-(ра),

Та-ра-(ра).

Ушли кони со дво(ра).

А ребята их (поймали)

И покрепче (привязали)».

На эти слова конь убегает (цокая языком при этом). А водящий – ловит и кричит «тпру». Если коня поймали, то играющие меняются ролями.

Все игры со звуком Р, перечисленные в этой статье, проводятся после первого этапа работы со звуком —

Как автоматизировать звук Р, включая его в слова и фразы, Вы узнаете из статьи , в которой Вы найдете игры, картинки, стихи, скороговорки.

В этой статье я рассказала о шести играх по звуку Р. Но таких игр гораздо больше. Игры для звука Р можно придумывать и самому. Наверняка у Вас с ребенком появятся свои любимые игры. Звук Р теперь для малыша не так уж страшен Р! "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"