Методическая копилка. Наблюдение и анализ занятия по изо в старшей группе

НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АППЛИКАЦИЯ)

  • 1. Наталья Фёдоровна имеет среднее специальное дошкольное образование. Стаж работы - 31 год.
  • 2. На момент занятия в группе присутствовало 18 человек. Возраст детей - 5-6 лет.
  • 3. Педагог по изобразительной деятельности был подготовлен к непосредственно образовательной деятельности: наличие плана-конспекта, который был разработан методически грамотно. Материал для занятия был подготовлен заранее.
  • 4. Вид изобразительной деятельности: аппликация
  • 5. Тема непосредственно образовательной деятельности: «Дельфины в море»
  • 6. Был использован сюжетный момент для переключения детей от игры к занятию. Организована раздача необходимого материала для занятия дежурными. Изобразительные материалы были высокого качества, имели эстетический вид. На столах имелось оборудование индивидуального и коллективного пользования.
  • 7. Программное содержание непосредственно образовательной деятельности отвечает всем требованиям программы. На данном занятии одной из задач была развивать у детей познавательный интерес к морю и его обитателям.
  • 8. Наглядный материал имел красочный, яркий и понятный вид, что соответствовало дидактическим и эстетическим требованиям. Образец был подготовлен педагогом заранее и представлен ребятам.
  • 9. Объяснение педагога было кратким. В процессе рассказа и объяснения Наталья Фёдоровна использовала наглядный материал. В качестве приёмов активизации детей использовала - художественное слово, музыкальную паузу, физкультминутку и пальчиковую гимнастику. Дети внимательно слушали и наблюдали за действиями педагога. По положительным эмоциям детей можно было увидеть, что для них данная тема занятия интересна.
  • 10. Работали дети в умеренном темпе. Педагог сумела распределить внимание на всех так, что ни один ребёнок не остался в стороне. Помогала вырезать дельфинов из бумаги, так как у многих ребят возникли с этим трудности. Дети владеют необходимыми навыками изобразительной образовательной деятельности. Проявляют инициативу, в работу вносят свои новые идеи. Большинство детей в группе творчески развиты, что видно по их готовым работам.
  • 11. В конце занятия педагог провела анализ детских работ, который содержал следующие вопросы: что хотел (-а) изобразить, получилось ли это, доволен (-льна) ли ты своей работой, какие были трудности, что было выполнять легче всего. Такая форма подведения итогов оказывает большое значение в развитии у детей навыков самооценки. Педагог похвалил каждого ребенка во время выставки готовых работ.
  • 12. Занятие соответствовало установленному времени - 25 минут. Технический уровень детских работ соответствует возрасту детей - ярко, красочно, оригинально, аккуратно.

Первая часть занятия. Процесс формирования замысла . (в результате ребенок должен понять - Что? и Как? надо делать) Это очень ответственная часть занятия - от того, как воспитатель построит именно эту часть за­нятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Одной из главных задач воспитателя - создать атмосферу творчества и сохране­ние у детей до конца занятия интереса к работе .

Поэтому не сле­дует начинать занятие с дисциплинарных замечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины, как правило, бывают легко возбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить, переключив их внимание на интересные объекты. Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание. Педагог объявляет тему, знакомит детей с предме­том , который они будут изображать. Формулировка темы должна быть неожиданной, вы­зывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выразить в работе что-то свое, только что придуманное. Тема определяет выбор методов проведения занятия - репродуктивных или продуктивных.

Эмоциональным моментом может быть и рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного расска­за и т.п.

Вос­питатель ставит перед детьми задачи изображения . Например, воспитатель ставит задачу научиться видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали. Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения на­блюдать.

В младших группах занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого её видят все дети. После объяснения в младших группах дети садятся лицом к столу, воспитатель проверяет осанку детей и напо­минает всем, с чего нужно начать работу. Ребята или лепят кукле угощение, или рисуют для неё ленточки.

В старших группах занятие можно начать с беседы, в процессе которой будут заданы, например, такие вопросы: что вы видели по пути домой? Где были вчера? Что читали? И т.д.



Об­следование предмета, анализ нату­ры - ответственный момент, формирование у детей умения смотреть - одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей работы имеют свою специфику в каждом виде изодеятельности. Обследование помогает детям продумать способ изображения предмета .

В целях большей орга­низованности и четкости в работе в старших группах воспитатель может предложить кому-либо из детей повторить задание.

Формулировка темы , появившийся у детей игровой мотив деятельности должны помогать решить поставленную задачу. Это позволяет и анализ в конце занятия провести в игровой форме.

Длительность первой и третьей части – они наиболее короткие по времени - 2-5 мин в зависимости от задания и возраста детей. Более длительно объясне­ние при новой программной задаче и менее длительно при закреплении знаний и умений.

Вторая часть занятия. Воплощение замысла . Сфор­мированный в первой части занятия образ является основой последующего изображения. Даже если на занятии педагог ста­вил не творческие, а технические задачи, например отработку приемов рисования, лепки, аппликации, то и в этом случае нужно дать детям возмож­ность проявить самостоятельность и инициативу, поощрить её. Дети с увлечением выполняют задание, находятся в атмосфере творчества или сотворчества, внимательны и с уважением относятся к работающим рядом детям.

Руководство воспитателя в ходе занятия. Воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к выполнению задания. Если некоторые дети не решаются начать работу, показывает, что получается у их сверст­ников,- это обычно оказывает положительное влияние.

В ходе занятия педагог следит, чтобы не было пауз, чтобы, закончив один этап, ребенок сразу же переходил к следующему. Паузы в работе сбивают с ритма - занятие удлиняется, многие не успевают выполнить задание.

В процессе занятия воспитатель наблюдает за всей группой детей, подходит к каждому ребенку, нико­го не обделяя вниманием. Во время работы воспитатель даёт указания и советы, как правило, они носят индивидуальный характер. Индивидуальные указания должны даваться, прежде всего, с учетом особенностей личности ребенка, уровня развития его изобразительных способностей. Лишь иногда педагог дает разъяснения всей группе, если ошибка в выполнении задания является общей.

В некоторых случаях он заранее плани­рует объяснение этапов работы по частям (например, при конст­руировании), которое дается в процессе занятия.

Делать много общих замечаний в процессе занятия не следует, так как они пре­рывают ход мыслей детей, мешают их творческому процессу.

Не следует ничего поправлять в дет­ских работах. Педагог должен с уважением относиться к замыслу ребенка, а если у него не хватает навыков в работе, показать способ выполнения только на своём материале.

В течение всего занятия детей приучают работать спокойно, не вставать без необходимости со своего места. В то же время воспитан­ники всех возрастных групп получают все больше возможностей для самостоятельной изобразительной деятельности во время занятия. Старшие дошкольники - вначале по разрешению воспитателя, а затем и сами по мере надобности могут сменить карандаш, воду, взять чистый лист бумаги и пр.

Следует, как можно раньше приучать детей поднимать с пола то, что они уронили, вытирать пролитую воду, клей, краску, не ожидая, когда это сделают дежурные или кто-либо из взрослых.

В младших группах в ходе занятия воспитатель чаще сам прихо­дит на помощь, т.к. дети далеко не всегда знают, как им спросить, а нередко и не испытывают в этом потребности.

Начиная со средней группы дети обращаются к воспитателю, поднимая руку. Однако и самому педагогу необходимо следить за тем, кто из ребят испытывает какое-то затруднение, и вовремя приходить на помощь.

Постепенно детей приучают преодолевать трудности, самостоя­тельно искать решения. Некоторые ребята любят поминутно подни­мать руку и о чем-либо спрашивать. Если воспитатель не обращает сразу на них внимание, могут подолгу сидеть с поднятой рукой, ничего не делая.

Примерно за 5 мин до конца занятия детей предупреждают о том, что следует заканчивать работу.

В первой младшей группе такое напоминание излишне, так как дети этого возраста еще не в состоянии намечать работу вперед и они не чувствуют время. В начале года на занятии тем, кто закон­чил работу на несколько минут раньше других, следует предложить тихо выйти из-за стола и спокойно поиграть в стороне, не мешая другим. Начиная со второго полугодия дети обычно привыкают работать в течение всего занятия. Тем, кто выполнил задание раньше других, можно предложить нарисовать или вылепить еще что-нибудь, повторить это же изображение или лепку («Нарисуй еще шарик» или «Слепи еще морковку»).

Во второй младшей группе детей постепенно приучают заканчи­вать занятие всем вместе, организованно. Однако при этом не следует затягивать занятие. Иногда оно может закончиться и раньше уста­новленного срока, если дети быстро справятся с поставленной перед ними задачей.

В средней и старших группах тем, детям, кто закончил работу раньше других (если времени достаточно), педагог советует допол­нить изображение деталями или подходящими по содержанию предметами. Если занятие идет к концу, он предлагает убрать свое рабочее место, сложить оборудование, материалы в ящик стола или отнести на стол для дежурных, поставить свою работу на стенд или на стол воспитателя. Затем ребенок возвращается на место, и педагог предлагает ему спокойно посидеть, отдохнуть, рассмотреть рисунки, лепку товарищей.

После того как воспитатель объявил об окончании занятия, дети прекращают работу. Если все-таки кто-то не успел довести ее до конца, педагог обязательно предоставляет ребенку возмож­ность сделать это, но уже во второй половине дня. Однако надо учить детей укладываться в отведенное для занятия время, учить действовать быстро, без пауз, не отвлекаясь на постороннее. Тем, кто не успевает, на первых порах можно дать лист бумаги поменьше и сразу же после объяснения обратить внимание на то, как они при­ступили к работе, в чем испытывают затруднение.

Третья часть занятия. Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ . Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи , которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили . Критиче­скиезамечания доброжелательны , в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.

С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей . Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы - закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию : например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

Если занятие длилось дольше обычного , дети утомлены, на­стало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобри­тельной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывеши­вают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа - научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески рабо­тать над решением темы.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного приду­мал ребенок;

· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образ­цом, оценивает его;

· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором - те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду - менее удачные.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращает­ся к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.

После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.

Оформление работ мо­жет быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6-8 ра­бот выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.

На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.

Где нет возможности организовывать выстав­ки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ . Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка - одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.


6. Дайте определение понятию «изображение по представлению». Раскройте необходимость поощрения стремления детей к созданию разнообразных образов. Охарактеризуйте методику обучения дошкольников изображению по представлению.

На занятии по рисованию дети, разделившись на подгруппы, совместно изображают зверей в лесу на новогоднем празднике. Дети увлечены работой. На одном большом листе они рисуют идущих друг за другом медведя, зайчика и лису. Один ребенок изобразил медведя в профиль, а другой - лису с шестью лапами: она торопится на праздник. На другом листе дети рисуют нарядно украшенную елку, а под ней Деда Мороза, у которого несколько мешков с подарками. Мешки разного цвета, и даже коричневый. И вот все приступают к рассматриванию работ.

- Посмотрите, дети, на этого медведя, его Алёша нарисовал. Что у медведя не так нарисовано?- показывает воспитатель на изображенного в профиль медведя.

- У него только одно ухо!- отвечают дети.

- Дорисуй медведю еще одно ухо и глаз!- советует взрослый.

Мальчик собирается возразить, но потом берет кисточку и подчиняется совету взрослого.

- А что у этой лисички не так?- заостряет внимание детей воспитатель на изображении лисы.

- У лисы только четыре лапы, а у этой много,- уточняют дети.

- Ты что же забыл, Саша, что у лисы только четыре лапы?- упрекает педагог мальчика, нарисовавшего лису с шестью лапками.

- А это что за странный мешок? Наверное, в нем не подарки Деда Мороза, а что-то другое?- удивляется взрослый коричневому мешку и завершает занятие такими словами:

- Ну что, молодцы! Много разных зверей нарисовали. Очень хорошие работы получились! И звери, и все мы довольны тем, как мы порисовали!

Проанализируйте методику проведения анализа детских работ на занятии. Какие особенности дошкольников не были учтены воспитателем? Спроектируйте свою методику проведения анализа детских работ на данном занятии.

Изображение по представлению (воображению) - вид изображения, который основан на непосредственном восприятии (зрительном, слуховом, так­тильно-моторном), а также при участии процессов памя­ти. Изображение по представлению наиболее естественно и характерно для дошкольного воз­раста, что объясняется общими особенностями психического раз­вития детей - живостью, подвижностью воображения, эмоциональностью детей при одновременной слабой переключаемостивнимания.

Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников:

o наблюдения заокружающим миром;

o знаний, полученных из книг, телевизионных передач;

o общения со сверстниками и взрослыми;

o восприятия разных видов искусства;

o других видов деятельности (труд, игра).

Приоритетность изображения по представлениюможно объ­яснить иведущими мотивами изобразительнойдеятельности де­тей в дошкольном возрасте: потребностью еще раз «пережить» волнующие ребенка события. Поэтому замысел подвижен, дина­мичен, связан с впечатлениями, с чувствами. Именно этот вид рисования, в силу разнообразия источников, естественно возникающих мотивов, предоставляет детям большую возможность для проявления само­стоятельности и творчества. Ограничивает детскую фантазию только критерий реальности, если тема реалистическая. У ребенка позиция реализма выражается в словах типа: «Так не бывает» или «Это не по-правдашнему». В тех случаях, когда тема фантастиче­ская, свобода детей почти не ограничена. Поскольку дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, данный способ изображения и соответственно вид занятия должны занимать ведущее место во всех возрастных группах .

Занятия изобразительной деятельностью по представлению (во­ображению) могут быть разных типов , соответственно степень самостоятельности и творчества на занятиях также будет различ­ной. Однако в любом случае, даже при самых ограниченных воз­можностях, детей необходимо поощрять и стимулировать у них стремление к созданию разнообразных образов . Дошкольникам необходима опора на опыт, получаемый ими в повседневной жиз­ни, в других видах деятельности – предварительная работа . Чем больше самостоятельности будет предоставлено дошкольникам на занятии, тем необходимее предварительная работа, направленная на приобретение детьми ярких впечатлений (особенно в старших группах). Потому соз­даваемый образ в представлении ребенка будет «живым», дейст­вующим, а значит, возможна даже случайная, интуитивно соз­данная ребенком выразительность образа. Важно только помочь детям увидеть, почувствовать случайную выразительность в их рисунках (кривой, как будто ветром согнутой березы, сердитого злого волка и т.п.).

МЕТОДИКА.

В первой части занятия следует продолжать фор­мировать у детей изобразительное представление . Если это пред­метное рисование (лепка, аппликация), то чаще всего проводится обследование изображаемых предметов, игрушек. При этом очень важно обогатить, разнообразить представление, возникшее на основе обследования, нужно «оживить» его впечатлениями, полу­ченными предварительно. Иначе дети рисуют круги и овалы, пы­таются передать только что увиденный предмет, а образ предмета получается «омертвленный» (рисуют рыбок, кошку и т.п., предва­рительно обследуя целлулоидную игрушку). Рисунки получаются скучными, невыразительными, особенно если обследование про­ведено сухо, формально, неинтересно. Поэтому полезно спросить детей:

Какие кошки бывают по цвету?

Если кошка пушистая, как можно нарисовать пушистую шерсть? (Полусухой кистью.)

Расскажи о своей кошке. Что она умеет делать? Как ты с ней играешь?

Как нарисуешь, чтобы было видно, что она играет с клубочком?

Во второй части при выполнении сюжетного рисунка (лепки, аппликации) прие­мы формирования представления, а точнее, образов воображения те же самые. Больший акцент делается только на решение компози­ционных задач (что? где? как?) в силу их большей сложности.

в третьей части, анализируя детские работы, выполненные по представлению (по воображению), обязательно следует обращать внимание на их выразительность, разнообразие, оригинальность образов, зависимость выразитель­ности от усваиваемых способов изображения и способов действия («Рыбка здоровая, быстро поплывет: овальная, все плавнички нарисовали, хвостик красивый, вон как она рулит хвостиком, бы­стро плывет. Куда она поплыла? Под камешек как будто загляды­вает, наверное, червячка нашла» и т.п.).

Изображения по литературным и музыкальным произведениям - это всегда изображения по представлению (по воображению).

К заня­тиям по представлению относят и занятие по замыслу . Возможно, это не самый удачный термин, закрепившийся в методике. Если исходить из смысла термина как наглядного представления буду­щего образа и способов его выполнения, то замысел присущ любо­му виду изобразительной деятельности и возникает у детей на лю­бом занятии. В методической литературе под этим термином под­разумевается изобразительная деятельность детей на свободную тему, выбранную самим ребенком. По содержанию эта тема может быть предметной, сюжетной или декоративного характера.

Итак, есть занятия на тему, предложенную воспитателем, и натему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему . Этот вид наиболее творческих из всех занятий, на которых дети изображают окружающий мир по представлению (по воображению). Его разновидностью является занятие на свободную тему с ограниченной тематикой. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду», «На чем хочу покататься», «Радостный денек» и т.п.). В работе с дошкольниками такое огра­ничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приоб­ретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу твор­честву. Подлинное творчество всегда целенаправленно.

Отличие таких занятий заключается и в том, что замыслы де­тей формируются заранее. Процесс создания творческого образа на таких занятиях по структуре наиболее близок к структуре зре­лой художественной деятельности. Создание образа требует большой предварительной работы, близкой к процессу «вынаши­вания» замысла каждым ребенком. Поэтому в предварительной работе воспитатель целенаправленно обогащает впечатления де­тей (в старших группах примерно за неделю до занятия). Выясняя с детьми, что, где, как они будут изображать, воспитатель прово­дит индивидуальные наблюдения, рассматривание предыдущих рисунков, обследование, чтение и т.п. Старшие дети могут зара­нее готовить материал к занятию в соответствии с оформляю­щимся замыслом.

Вступительная беседа на занятии занимает немного времени. Важно только вызвать у детей интерес к теме, мотивировать зада­ние, напомнить о необходимости создания разнообразных, отно­сительно неповторимых образов.

В процессе исполнительской части деятельности, используя иг­ровые приемы, «оживляя» образ, воспитатель решает те же зада­чи, но в индивидуальном общении.

Разнообразие, выразительность, оригинальность образов - предмет разговора при просмотре результатов таких занятий.

В младшей группе в ходе предварительной подготовки к заня­тиям можно обыграть игрушки, доступные для самостоятельного изображения детей. Дети младшего возраста чаще всего повторя­ют известные им изображения. Воспитателю важно побуждать малышей к предварительному обсуждению темы изображения, а затем предлагать материал.

Дети средней группы более свободны и вариативны в поиске новых тем. Предварительные индивидуальные беседы с ними можно проводить накануне дня рисования, утром и на самом за­нятии. Дети этого возраста способны к созданию выразительных образов. Дети пятого года жизни могут быть очень активны при анализе работ, способны замечать, чувствовать выразительность образов, некоторые склонны по собственной инициативе улуч­шить рисунок. Примерно половину занятий с детьми среднего возраста рекомендуется проводить на свободную тему.

В старшей группе данный вид занятия планируется примерно один-два раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображе­ния, целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разно­образны и даже оригинальны. В анализе работ старшие дошко­льники более самостоятельны, способны замечать причины удач и неудач. Дети сами готовят материал к занятию, выбирают его соответственно замыслу. Нередко замысел детей развивается в процессе исполнения так интенсивно, что для завершения рабо­ты им требуется второе занятие, или они заканчивают ее в сво­бодное время. Некоторые дети проявляют пристрастие к каким-то темам и обнаруживают при этом довольно высокий уровень изображения и творчества. Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности.


7. Дайте определение понятию «изображение с натуры». Раскройте необходимость включения в работу рассматривания дошкольниками произведений изобразительного искусства жанров натюрморт и пейзаж. Охарактеризуйте методику обучения дошкольников изображению с натуры.

Решите педагогическую задачу:

Перед рисованием с натуры в старшей группе воспитатель организовал рассматривание растения, обращая внимание детей на то, что одни части растения светлее, другие темнее. Показала, как это можно изобразить на рисунке: темные места покрыть штриховкой с более сильным нажимом на карандаш, а при закрашивании светлых мест нажимать на карандаш легко. Наблюдая за работой детей, воспитатель заметила, что Слава не передаёт в рисунке соотношения тонов натуры.

Спроектируйте свои дальнейшие действия в качестве воспитателя в предложенной ситуации на данном занятии.

Изображение с натуры . – вид изображения предмета, явления в процессе его непосредствен­ного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи в рисовании или лепке.

Ребенку-до­школьнику доступно изображение предмета с натуры без переда­чи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линей­ным контуром, строение, относительную величину частей в пред­мете, цвет, расположение в пространстве.

Необходимость включения в работу рассматривания дошкольниками произведений изобразительного искусства жанров натюрморт и пейзаж - восприятие дошкольниками произведений изобразитель­ного искусства этих жанров вызывают у детей соответствующие эсте­тические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности, делают ее более осмысленной. Рассказы о художниках, скульпторах хорошо соче­таются с восприятием художественных произведений и побуждают к более сознательным действиям при рисовании, лепке с натуры натюрмортов и пейзажей.

МЕТОДИКА. Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматри­ваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее свое­образие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения. Последнее действие особенно трудно уда­ется детям. Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.

Одним из важных является вопрос о подборе натуры для рисования. Л.А.Раева, Н.П.Сакулина рекомендовали начинать обучение рисованию с плоской или приближенной к плоской натуры (листья); затем рисовать предметы прямоугольных форм с фрон­тальной стороны, чтобы не был виден объем; простые предметы-игрушки с отчетливой обобщенной формой, небольшим количе­ством частей, не заслоняющих друг друга (целлулоидные игруш­ки: утка, гуси и др.; мягкие игрушки, но с отчетливым контуром: медвежонок, зайчик и др.). Р.Г.Казакова показала, что дети могут рисовать предметы-игрушки в фиксированной позе: кукла сидит, шагает, наклонилась: передача движущейся натуры (цыплята с наседкой, кролик в клетке и т.п.).

Очевидно, в массовой практике столь сложную (движущуюся) натуру давать детям нет необходимости. Рисование получается по представлению (при натуре), соответственно следует ставить другие задачи.

Натуру надо представить интересно, чтобы вызвать эстетиче­ское восприятие. Важно заинтересовать детей темой. (Веточка цветущей черемухи скоро облетит, и надо ждать целый год, пока она расцветет снова. Предложить ребятам ее нарисовать или как будто сфотографировать и т.п.) Обследование натуры традици­онно, однако следует подчеркивать ее индивидуальность и на­поминать о необходимости передать в рисунке эти индивиду­альные особенности.

Воспитатель говорит: «Как видим, так и рисуем. Сколько лис­точков выросло справа? Столько и рисовать будем...» В затруднительных случаях педагог поясняет, как можно простым карандашом сделать набросок, спланировав расположение отдель­ных частей изображения, наметив пропорции. Воспитатель может показать это мелом на доске, предупредив, что набросок каранда­шом делается тонкой линией, иначе рисунок будет грязным.

Перед исполнительской частью деятельности полезно наметить с детьми последовательность изображения, напомнить технику рисования и о необходимости сравнивать рисунок с натурой в процессе изображения.

Анализ детских работ предполагает оценку их выразительно­сти и точности, передачи особенностей натуры (похоже ли изо­бражение, все ли основные детали дети заметили и передали). При этом необходимо устанавливать связь, зависимость качества изо­бражения от качества восприятия детьми натуры в начале и в процессе занятия.

Очень эффективны занятия по рисованию с натуры простых пей­зажей, цветов на клумбе и т.п. В летнее время на участке детского сада такая деятельность отдельных детей или подгрупп может быть регулярной, естественной, возникающей по инициативе детей.

Разновидностью таких занятий может быть рисование на­тюрмортов. Желательно привлекать детей к компоновке натуры, тогда процесс восприятия, изображения вызывает у них боль­ший интерес и приближается по своей сути к смыслу деятельно­сти взрослых.


8. Назовите этапы подготовки воспитателя к руководству изобразительной деятельностью при проведении игр-занятий. Раскройте требования к подготовке материалов для изобразительной деятельности и конструирования. Оцените влияние рефлексивных умений воспитателя на последующую подготовку к проведению игр-занятий. Спроектируйте процесс подготовки воспитателя к игре (занятию) по конструированию из бумаги по типу оригами со старшими дошкольниками на тему «Кораблик».

Занятия по изобразительной деятельности требуют продуман­ной подготовки материалов, оборудования - от этого во многом за­висит успешное выполнение работы с детьми. Различная организация повышает интерес к занятиям, помогает использовать разные материалы. Специфика изобразительной деятельности требует создания на занятиях творческой атмосферы, способствующей проявлению у детей самостоятельности. Группа превращается то в скульптурную, то в живописную мастерскую. Иногда дети с мольбертами (фанер­ные доски 40*50 см) выходят на участок рисовать.

АНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « Художественно-эстетическое развитие »,

Направление: Изобразительная деятельность. Рисование.


Целевые ориентиры: проявляет умение слышать других, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, овладевает способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности.

Цель: упражнять в умении делать наброски;
закреплять умение передавать характерные особенности, специфические
черты, отражать их в рисунке;
воспитывать интерес к творчеству художников, уважение к их труду,
творческую самореализацию;
способствовать формированию положительного настроя у детей.

Материал : репродукции картин: И. Репин «Надя Репина, дочь художника», Б. Кустодиев «Портрет И. Кустодиевой с собакой Шумкой», А. Венецианов «Вот те и батькин обед», И. Глазунов «Верочка», А. Шилов «Машенька Шилова», общая фотография группы; карандаши; 1/2 альбомного листа, лист бумаги формата А2, схема поэтапного рисования лица человека, образцы воспитателя - портреты девочки и мальчика.

Предварительная работа . Знакомство детей с портретной живописью, ее особенностями, с тем, что художники рисуют портреты, используя разные материалы. Чтение художественной литературы о профессиях.

Оформление пространственной предметно-развивающей среды НОД в группе:
-выставка репродукций детских портретов,

Сказочный персонаж – художник (сюрпризный момент).

Литература:

1.Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой// 2016г.

2.Комплексные занятия по изобразительной деятельности /подготовительная группа, авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2016.- 191с.

3. Изобразительная деятельность в детском саду (6-7 лет), подготовительная группа ФГОС. Комарова Т.С.

Для НОД были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия. НОД включало в себя организационную часть; основную и заключительную части. Все они объединены единым сюжетом – игрой «Превращение в художников».

В первой части – организационной – была проведена минутка вхождения в день «Друг» для создания игровой мотивации с целью привлечения и сосредоточения внимания детей на поставленной задаче, для введения в тему. Длительность первой части - 4 мин.

В основной части деятельности решались познавательные, социально – личностные, художественно-эстетические задачи. Для их реализации использовался основной вид деятельности дошкольника – игра. А также следующие методы и приемы: игровые ситуации, художественное слово, постановка проблемных вопросов, задания поискового характера, наглядные пособия, показ способа действия (поэтапный этап рисования портрета). Использовался игровой метод и индивидуально-дифференцированный подход в обучении дошкольников рисованию. Задача педагога – эмоционально настроить детей на игровую деятельность, раскрепостить, вовремя направить, заинтересовать.

С задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом.

Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий - говорит о качестве усвоения детьми материала НОД.

Длительность этой части составила 18 мин (на 16-й минуте НОД была проведена физ. минутка «Дует ветер»).

В группе есть дети слабо подготовленные, так как до 5 летнего возраста не посещали ДОО и образовательная деятельность с ними не велась. С такими детьми приходится использовать не только индивидуально-дифференцированный подход, но организовать такую развивающую среду, чтобы ребёнок сам стал инициатором творческой деятельности. В НОД стараемся вносить новое, разнообразное, развивающее и обучающее.

В третьей, заключительной, части обобщили знания детей о жанрах живописи, об интересном превращении. Чтобы поддержать интерес детей и далее, было предложено готовые рисунки-портреты вырезать и оформить в коллективное панно – общий портрет детей группы. Длительность этой части занятия - 7 мин.

В итоговой части НОД – была проведена рефлексия, коллективная оценка деятельности детей, рисунков. Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности и рефлексия.

В целом непосредственно образовательная деятельность достигла поставленных задач, результатами деятельности мы удовлетворены. Единственное упущение – не проведена пальчиковая гимнастика. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам. Деятельность на НОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный (поэтапная картина-схема) ;

3. Практический (поэтапное рисование портрета)

4. Игровой (минутка вхождения в день «Друг», обыгрывание ситуации «Превращение в художников» физминутка) ;

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности) ;

В процессе НОД применялись следующие технологии:

Игровая деятельность;

Деятельностный подход;

Технология развивающего обучения;

Просмотр занятий по изобразительной деятельности

Воспитательно-образовательное значение каждого занятия определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей. Полноценная учебная или творческая деятельность детей на занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а также от подготовки их к данному конкретному занятию.

Подготовительная работа должна соответствовать содержанию предстоящего занятия: перед сюжетно-тематическим рисованием можно провести экскурсии для ознакомления с окружающим, прочитать художественное произведение, показать детям иллюстрации, репродукции, связанные с темой занятия, провести беседу, показать диафильм, удачные детские рисунки и т.д.; перед декоративным рисованием в старших группах целесообразно показать образцы народного прикладного искусства, иллюстрации, детские рисунки, провести беседу, дидактическую игру «Узнай по описанию», игры с декоративной мозаикой и т. д.; перед занятиями лепкой познакомить со скульптурой малых форм, предложить детям подобрать картинку с изображением животных, которых они будут лепить, выполнить эскиз декоративной пластины и т. д.

В подготовку к занятию входит также самостоятельное тонирование бумаги, выполнение заготовок для аппликации, конструирования.

Во время просмотра занятия заведующий отмечает следующие моменты :

Начало занятия (3—5 мин).

Приемы, с помощью которых воспитатель переключил детей с игры на занятие.

Следует отметить , какими приемами была вызвана умственная и речевая активность детей, их интерес к занятию (в младших группах — использование игровых приемов, потешек, в старших— опора на имеющийся у детей опыт, чтение отрывков из песен, стихов, сказок и т. д.).

Целенаправленность объяснения, четкость и конкретность пояснений, вопросов к детям.

Выделение этапов выполнения работы.

Проверка усвоения детьми объяснений с помощью контрольных вопросов (например, в какой последовательности дети будут изображать предмет, какие выполнят действия).

Опора при объяснении на наглядный материал — натуру, образец.

Качество показа воспитателем приемов изображения предмета (если таковой имел место на занятии).

Длительность объяснений или указаний к предстоящей работе. (Следует помнить, что всю подготовительную работу воспитатель должен проводить до занятия.)

Как дети приступили к выполнению работы: сколько начали рисовать (лепить) сразу после объяснения воспитателя, сколько обдумывали, затруднялись. Задавали ли дети вопросы воспитателю, о чем они спрашивали.

Добивался ли воспитатель в ходе занятий выполнения поставленных задач, использовал ли индивидуальный подход.

Какие указания, советы давал воспитатель отдельным детям.

Предупреждались ли ошибки путем своевременного напоминания о наиболее трудных элементах задания.

Какими приемами воспитатель побуждал занимающихся к самооценке и самоконтролю. Целесообразность даваемых указаний и проверка качества их исполнения. Были ли дети, оказавшиеся вне поля зрения воспитателя.

Побуждал ли воспитатель детей самостоятельно использовать приобретенные знания, умения и навыки, работать творчески.

Замечал ли воспитатель неправильную посадку и неправильную позу и исправлял ли их.

Как дети держат карандаш (кисть, ножницы и т. д.) и правильно ли ими пользуются. Какими техническими навыками и умениями владеют (см. соответствующие требования программы). Что делал воспитатель, чтобы усовершенствовать умения и навыки отдельных детей.

Сколько занимающихся своевременно закончили работу, сколько раньше, сколько не закончили. Сколько времени дети потратили на выполнение работы.

Предусмотрел ли воспитатель в конце занятия просмотр детских работ и как он был организован (коллективный анализ, взаимный анализ, самооценка). Привлекались ли дети к анализу выполненных работ, какими критериями пользовались они при оценке работ, выполненных с натуры, по образцу, по воображению. Отражает ли эта оценка требования программы вообще и задачи данного занятия.

Правильно ли пользуются дети словами, определяющими свойства предметов, цветовые оттенки, изобразительные и технические приемы.

Сколько времени занял просмотр детских работ.

Анализ занятий

Соответствует ли содержание занятия программе данной возрастной группы, времени года, изобразительным возможностям детей.

Сочетание нового и знакомого детям, связь с предшествующими занятиями. Эмоционально-творческая, учебная нагрузка, воспитательное и познавательное значение содержания занятия.

Оценка организации занятия, качества материалов и наглядных пособий, подготовленности детей и воспитателей (умение показывать приемы работы).

Роль дежурных в подготовке занятия, сочетание работы дежурных с самообслуживанием.

Правильность и доступность объяснений воспитателя.

Соответствие использованных приемов обучения виду занятия (например, в декоративном рисовании используется образец в виде графического изображения, в предметном — анализ натуры и показ способов ее изображения и т. д.), характеру программных задач (новое или повторное содержание), возрасту детей (например, ведущим приемом обучения детей младших групп является показ, в старших группах наряду с наглядными приемами обучения большое значение приобретают точные словесные инструкции, задания самостоятельно определить, каким способом и в какой последовательности следует выполнять работу).

Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место.

Поведение детей на занятии: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, заинтересованность, наличие у них чувства времени, темп работы.

Разбор детских работ : умение работать в соответствии с полученными указаниями, технические и изобразительные умения и навыки, творческий подход к решению поставленной задачи, тщательность или небрежность работы.

Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.

Заведующий вместе с воспитателем просматривает и анализирует работы каждого ребенка , выполненные на данном занятии. В отдельных случаях (если качество работы ниже, чем у большинства детей) необходимо просмотреть работы ребенка, выполненные на предыдущих занятиях. При этом отмечается:

Соответствует ли работа предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу;

Есть ли сходство между изображением и действительным предметом (натурой, образцом);

Какие признаки предмета изображены: характерные или малосущественные или те и другие;

Правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);

Передана ли разница в размерах частей предмета. Воспроизводит ли ребенок окраску предмета реалистически. Что свидетельствует о наблюдательности ребенка, о работе его воображения. В чем проявилось отношение ребенка к изображаемому (в красочном оформлении рисунка, в использовании размера, в динамике образов);

Как ребенок заполнил пространство листа бумаги. Имеются ли у ребенка представления о пространственном расположении предметов в соответствии с их реальными и смысловыми связями (рядом, на расстоянии, перед, за, выше, ниже и т. д.);

Самостоятельно ли ребенок воспроизвел содержание предложенной темы (для ответа на этот вопрос необходимо сравнить рисунки всех детей группы);

Качество технических навыков и умений (правильно ли изображен контур предмета, аккуратно ли закрашен рисунок, пользуется ли ребенок тонким концом кисти для изображения мелких деталей, правильно ли воспроизведена форма предмета в лепке, сглажена ли поверхность, прочно ли скреплены части, нет ли деформированных элементов, правильно ли вырезан контур предмета, аккуратно ли наклеены части предмета).

Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия.


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования
(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
Кафедра адаптивного образования

Анализ образовательной области по ИЗО с использованием пальчиковых красок.
(для средней группы)
«Развивающий и коррекционно-развивающий потенциал использования на занятиях ИЗО нетрадиционных техник рисования»
Кораблиновой Елены Вячеславовны
Группа №
2013 г.
Нетрадиционные техники рисования на занятиях ИЗО несут в себе развивающий и коррекционно-развивающий потенциал, так как отвечают возрастным особенностям и потребностям ребенка, соответствуют современным тенденциям образования.
В качестве примера предлагаю анализ проводимого мною занятия по ИЗО с использованием пальчиковых красок. Данный урок имеет ряд положительных, как мне кажется, сторон:
наличие в основе инновационных форм работы;
разнообразие использования наглядности;
сочетание различных видов искусств (изобразительная деятельность, поэзия, музыка):
наличие игровых форм работы.
На протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики и мелкой моторики рук необходимо. Работа пальцами развивает речь, вот почему специалисты уточняют: рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать.
Цель работы – обучение рисованию с использованием нетрадиционных техник детей дошкольного возраста на занятиях. При планировании занятия нами учитывались возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети рисовали не только на бумаге, но и на оргстекле, срезе дерева, выпуклых и объемных фигурах.
Цель занятия: развивать фантазию, воображение, детское творчество.
Задачи: вызвать интерес детей к оформлению воздушного шара снежинками; получить эмоциональный отклик; закрепить навыки нетрадиционной техники рисования пальчиками.
Материалы: Воздушные шары, гуашь разных цветов, бумажные салфетки, влажные салфетки.
Зрительный ряд:
снежинки на окнах, нарисованные белой гуашью;
снежинки на новогодней елке.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский “Времена года”: “Декабрь”, “Январь”, “Февраль”.
Предварительная работа: беседы о зиме, о снеге, о снегопаде; рассматривание картин и иллюстраций; заучивание стихотворения:
Снег, снег кружится,
Белая все улица,
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок,
Как снежинки сели,
Сели – посидели…
А потом все встали
И дружно улетели…
рассматривание снежинок различной формы и конфигурации;
рисование на объемных фигурах.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель приглашает детей в ИЗО студию, оформленную к новогоднему празднику. Музыка звука метели. Появляется преподаватель, одетый в костюм “Зимушки-зимы”. Входит и удивляется.
Зимушка-зима: Ах, как все красиво и сказочно, куда я попала? Как здесь у вас тепло и уютно!
Здравствуйте, ребята, а вы узнали меня? Я – “Зимушка-зима”.
Ребята, скоро Новый год, а я не успеваю к нему подготовиться, у меня столько хлопот. Укрыть поля, укутать деревья белым пушистым снегом. Да и дом свой к Новому году украсить. У меня есть волшебные шары, но мне кажется они какие-то не зимние, не новогодние, что-то в них не хватает! Скажите, ребята, а вы знаете, как должны выглядеть новогодние шары?
Дети перечисляют варианты ответов.
– Я поняла, ребята, и придумала свой узор для волшебных шаров – это снежинки. Я их так сильно люблю, ведь они бывают только зимой. Они такие нежные и пушистые, правда? Скажите, пожалуйста, какие еще бывают снежинки? (Дети перечисляют.)
– Молодцы! Ребята, шаров много, а я одна. Помогите мне их украсить снежинками. Я вижу, у вас на столах уже есть гуашь, а где же кисточки? Ой, я забыла их взять, чем мы будем рисовать? Ну, ничего, не зря меня называют волшебницей, сейчас я дотронусь до каждого из вас волшебной палочкой, и вы сами сможете творить чудеса и украшать шары с помощью ваших пальчиков. Ну что, вы готовы? Тогда начинаем волшебство. А чтобы снежинки были красивыми, сейчас вы услышите сказочную, зимнюю музыку.
Звучит музыка, дети рисуют.
“Зимушка-зима” подходит к каждому ребенку и перечисляет эпитеты к слову “снежинка”, с целю обогащения словаря ребенка: нежная, пушистая, легкая, воздушная, сверкающая, ясная, кружевная, ажурная, холодная, серебристая, сказочная, красивая.Дети заканчивают рисовать.
– Какие красивые у вас получились шары! Давайте их соберем вместе!
“Зимушка-зима” собирает шары.
– Ребята, давайте шарики оставим здесь, а сами превратимся в снежинки и полетим, полетим, полетим.
Музыка звуков метели.
“Зимушка-зима” приглашает детей в зал для игры, дети делают круг, держась за руки. “Зимушка-зима” вместе с детьми читает стихи.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица,
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок,
Как снежинки сели,
Сели – посидели,
А потом все встали,
И дружно улетели.
Музыка звука метели. Дети, словно снежинки возвращаются в ИЗО студию.
“Зимушка-зима” обращается детям.
За старанье и уменьеЯ вас всех благодарю,И нарядный зимний шарикЯ вам всем сейчас дарю.
“Зимушка-зима” раздает детям шары.
– Дети, 31 декабря вы к этому шарику можете прикрепить свое желание и выпустить его в небо, он прилетит на мою сказочную елку, я узнаю ваше желание и в Новом году очень постараюсь его исполнить. А сейчас, мне пора, ведь у меня столько дел и хлопот перед Новым годом.
В студии снова музыка звука метели, а “Зимушка-зима” покидает ИЗО студию.
После занятия остается воспитатель группы и обращается к детям:
– Ребята, давайте сейчас пойдем к малышам и расскажем, кто приходил к вам в гости, покажем им свои волшебные шары.
Таким образом, мною было проведено занятие по изобразительному искусству с применением нетрадиционных техник рисования, а именно - пальчиковых красок. Был составлен и проведен проект образовательной области, представляющий собой синтез видов искусств- изобразительной деятельности, поэзии, музыки. Были разработаны и подобраны также игровые задания. На уроке с дошкольниками я проводила беседы, рассматривали картины и иллюстрации, заучивали стихотворение, прослушивали музыкальное произведение, оформляли воздушные шары снежинками с помощью пальчиковых красок.