Подростковая гомосексуальность. Подростковый гомосексуализм

Была введена еще в МКБ-9 как особая рубрика. В МКБ-10 она не выделена как отдельное расстройство, а отнесена к категории психических и поведенческих нарушений, связанных с сексуальным развитием и ориентацией.

а) Кризы сексуального созревания . Пациент страдает неуверенностью в отношении собственной половой идентичности или сексуальной ориентации, что приводит к страхам и депрессии. Это чаще всего проявляется в процессе созревания у тех подростков, которые не уверены в своей гомо-, гетеро- или бисексуальной ориентации, а также у тех лиц, которые после периода стабильности - часто в форме продолжительных половых отношений - приобретают опыт, изменяющий их ориентацию.

б) Я-дистоническая сексуальная ориентация . В этом случае половая идентичность или сексуальные предпочтения однозначны, но пациент в связи с какими-то психическими или поведенческими нарушениями хочет изменить их и готов подвергнуться лечению с целью добиться этого. Сама сексуальная ориентация не должна рассматриваться как отклонение.

Принципиально различают :
1) как преходящую фазу в процессе развития;
2) псевдогомосексуальное поведение;
3) фиксированную гомосексуальность (гомосексуальные наклонности).

Гомосексуальное поведение в пубертатном периоде встречается сравнительно часто. Оно может быть проявлением еще сохраняющейся неустойчивости целенаправленных побуждений и недостаточно сформированной психосексуальной идентичности, а также выражением «неустойчивой гомосексуальности».

Это значит, что в возрасте 16-18 лет, т. е. в период наибольшей интенсивности полового влечения , гетеросексуальное партнерство часто может реализовываться лишь в недостаточном объеме.

Наконец, наблюдается феномен , когда гомосексуальным действиям обучаются под влиянием подростков мужского пола, например в местах лишения свободы. Психические конфликты в связи с гомосексуальными действиями или с нарушениями развития психосексуальной идентичности нередко служат показанием для психотерапевтического вмешательства.

Пример гомосексуальности

Подросток 16 лет был направлен на консультацию после суицидальной попытки. Поводом для нее явился допрос в криминальной полиции. Подростка обвинили в том, что он не помог своему другу, который накануне ночью сам совершил тяжелую суицидальную попытку. Пациент сообщил, что его попытка покончить собой не была следствием минутной слабости, он обдумывал такую возможность уже давно. Решающим поводом для этого послужил разрыв отношений с гомосексуальным партнером, который был старше него на три года. Пациент находил свое положение безвыходным, поскольку понимал, что найти нового партнера в маленьком городе ему вряд ли удастся.

В ходе психотерапевтических бесед выяснилось, что центральной проблемой для пациента было глубоко укоренившееся чувство собственной неполноценности; он был убежден, что часто бывает жертвой других людей, используется при каждом удобном случае своими знакомыми гомосексуалами, которые затем бросают его. После стационарного лечения, необходимого ввиду затяжной депрессивной реакции с эмоциональным расстройством, пациент некоторое время жил в интернате.

Термин «псевдогомосексуальное поведение » (Brautigam) означает гомосексуальные действия без гомосексуальных наклонностей, например при необходимости заработать деньги. В этом случае нет показаний для психотерапии в узком смысле - на первом плане в большей степени здесь стоят проблемы депривации, делинквентности и потребления наркотиков.

Фиксированная гомосексуальность (гомосексуальные наклонности) тоже не является, согласно современным взглядам, показанием для психотерапии. Речь идет при этом о так называемой Я-дистонической сексуальной ориентации, при которой человек желает изменить свои половые предпочтения.

Психотерапия гомосексуальности у детей и подростков

Подросткам с преходящими гомоэротическими тенденциями рекомендуется проведение индивидуальной психотерапии. В центре ее стоит помощь в преодолении кризиса идентичности, а также в интеграции психосексуальности с личностью. Особенно важно сопутствующее консультирование родителей с целью избежать усиления вторичных психологических проблем, возникающих вследствие обвинения подростков и неправильных воспитательных мер.

Согласно Гизе (Giese), 35% гомосексуалов хотят изменить свое половое предпочтение. Эта проблема имеет весьма серьезный этический аспект. Попытки изменить гомосексуальное предпочтение встречают следующие возражения (Bancroft):
1. Такие попытки усиливают негативное отношение общества к гомосексуальности.
2. Люди, желающие изменить свои сексуальные предпочтения, действуют не добровольно, а под давлением общества - из стремления к конформности.
3. Лечение гомосексуалов, направленное на перемену полового предпочтения, нежелательно; оно противоестественно, ибо для гомосексуалов естественно именно влечение к лицам своего пола.

Индивидуальная психотерапия может проводиться как на основе психоаналитической теории, так и с использованием принципов поведенческой терапии. При длительной психоаналитической терапии положительные результаты достигаются максимум в 19% случаев. При этом подвергаются переработке проблемы чрезмерно тесного контакта с матерью, а с другой стороны - враждебное и мало заинтересованное отношение отцов-гомосексуалов.

Поведенческая терапия состояла первоначально из аверсивных техник, с помощью которых должны были подавляться гомосексуальные реакции. Эти техники больше не применяются. Позднее были введены различные методы обусловливания с целью усиления сексуальных реакций на гетеросексуальные стимулы, но они использовались главным образом в лабораторных условиях (детальный обзор: Bancroft). Когда ставится цель изменить сексуальное предпочтение, терапевтическая программа имеет две главные точки приложения: фантазии пациента и фактические взаимодействия с потенциальным гетеросексуальным партнером.

Влияние на фантазии осуществляется с помощью так называемого «шейпинга фантазий», при котором фантазиям, возникающим во время мастурбации, придается гетеросексуальный компонент, не мешающий сексуальной реакции и усиливающийся с течением времени (Bancroft). При лечении с помощью потенциального гетеросексуального партнера (Masters, Johnson) пары проходят программу, аналогичную той, которая предлагается для гетеросексуальных пар с функциональными нарушениями.

Одна из важных задач при психотерапевтической работе с гомосексуалами - консультирование в тех (частых) случаях, когда гомосексуальные переживания принимаются. На первом месте при этом стоят выявление специфических проблем и связанные с этим ощущения.

С большой вероятностью здесь встречаются:
чувство вины вследствие гомосексуальной ориентации и неспособность принимать проявления привязанности со стороны гомосексуалов;
трудности в завязывании и поддержании тесных интимных отношений между лицами одного пола;
сексуальные трудности при гомосексуальных отношениях;
трудности в восприятии социальной стигматизации, которой подвергаются гомосексуалы в нашем обществе (Bancroft).

Ваш малыш играет в куклы и дружит с девчонками? Повзрослев, тщательно ухаживает за собой, а не за одноклассницами? Девочка бьет соседских мальчишек и не проявляет интереса к модным нарядам? Стоит призадуматься, хотя такое «нестандартное» поведение может не значить ничего, а может являться признаком нетрадиционной сексуальной ориентации.

Ученые не могут точно определить, почему одни мальчики влюбляются в девочек, а другие - в мальчиков. Некоторые считают, что гомосексуалистами и лесбиянками рождаются. Другие - что ими становятся под влиянием среды, в которой рос ребенок. В любом случае, склонности формируются и начинают проявляться в раннем детстве, задолго до получения первого сексуального опыта. Если родители заметят, что ребенок склонен к нетрадиционной ориентации, то вряд ли стоит пытаться что-то изменить, потому что в большинстве случаев это бесполезно. Научно доказано: вылечить или перевоспитать гомосексуалиста невозможно.

Подростка, начавшего понимать, что он не такой, как все, часто мучают угрызения совести и страх перед родителями, друзьями, одноклассниками или сокурсниками: «Что будет, если они узнают? Скорее всего, друзья отвернутся, а родители устроят настоящий ад». Он чувствует себя одиноким уже в 15-16 лет. В этом возрасте мальчиков начинают интересовать девочки, а девочки обращают внимание на мальчиков и учатся кокетничать с ними. Вот тут-то и возникают проблемы. Разговоры в компании начинают крутиться вокруг противоположного пола, и вдруг подросток обнаруживает, что ему наплевать на то, у кого из девчонок длиннее ноги, и наплевать на девчонок вообще.

У мальчиков в переходном возрасте повышается агрессивность, в их среде грубость часто считается проявлением мужественности и силы. Друзья начинают подсмеиваться над женственными манерами подростка, мягкостью и привычкой все время обижаться, как девчонка. Ну что же он поделает, если совершенно не умеет быть грубым, если ему противно слушать сальные анекдоты и он считает, что любой конфликт можно решить без драки? Появляются первые комплексы. Положение может осложниться еще и тогда, когда подросток вдруг почувствует, что испытывает влечение к одному из своих друзей.

Но вот приходит окончательное осознание своей гомосексуальности... И перед ребенком встает еще и проблема того, как отнесутся к этому родители. Часто ни мальчик, ни девочка не решаются сказать об этом откровенно, хотя остро нуждаются в поддержке близких людей. Родители замечают, что у ребенка не все ладно, нервничают, предполагают множество причин - от несчастной любви до наркотиков.

Первые признаки гомосексуализма: что должно насторожить родителей

Если мальчик в раннем детстве предпочитает кукол машинкам или девочка гоняет футбольный мяч вместо того, чтобы варить игрушечный суп, это еще не значит, что с ребенком что-то не так. Вполне возможно, что из девочки-хулиганки вырастет активная деловая леди, управляющая крупной корпорацией. Мальчик же может стать отличным семьянином. Он будет помогать жене готовить ужин и каждый день водить детей в школу. Если мальчику не звонят девочки, вполне возможно, что он просто застенчив и ему сложно с ними подружиться.

Стоит насторожиться, если подросток общается с девочками только как с подругами. Прислушайтесь, как он разговаривает с одноклассницей по телефону. Сын часами болтает с предполагаемой герлфренд о нарядах, духах, обсуждает показы мод и новейшие сплетни из жизни звезд? Стоит задуматься. Во-первых, геи гораздо тщательнее следят за своей внешностью и среди них гораздо больше, чем среди обычных людей, интересующихся искусством, модой, творчеством. Во-вторых, их отношения с женщинами колеблются от абсолютного равнодушия до нежной дружбы - сказывается схожесть психологических типов и общие интересы. Если же девочка вызывает в мальчике сексуальный интерес, то он постарается преподнести себя с лучшей стороны, показать свои достоинства.

На домашней вечеринке незаметно понаблюдайте, реагирует ли сын на симпатичную одноклассницу - заигрывает ли с ней, ухаживает или остается равнодушным и ведет себя как обычно. Если он тушуется в компании незнакомых мальчиков или мужчин, краснеет или опускает глаза, когда мужчина жмет ему руку, а с девчонками общается более свободно, по-дружески, но ни к одной не проявляет сексуального интереса, то вполне возможно, что его интересуют люди своего пола.

Очень часто гомосексуальных подростков выдает их внешность и манера поведения. Если вы застали сына в ванной, замазывающего вашей пудрой синяк под глазом, - это одно. Если же он наносит ее на все лицо, потом укладывает волосы феном, надевает умопомрачительный наряд, душится, тщательно чистит обувь и после этого отправляется в театр с другом, - уже другое...

Понаблюдайте, как сын ведет себя в компаниях друзей (дома он может стараться скрывать это). Так называемые голубые интонации - мягкость и манерность речи, затянутые гласные, плавность и кокетливость движений, необычная для большинства мужчин, - все это свойственно геям.

Ребенок-гомосексуалист: правила поведения для родителей

Однако, когда родители подозревают, что их ребенок гомосексуален, им не стоит задавать прямые вопросы - возможно, что он сам еще точно не разобрался, к кому его больше влечет - к своему или противоположному полу.

Но вот родители догадались о том, что проблемы ребенка связаны с его нетрадиционной ориентацией... А может быть, ребенок и сам рассказал об этом. Как же в этом случае себя вести?

Для начала придется пережить стадию шока. Иногда родители испытывают чувство потери сына или дочери, почти как если бы он умер. «У меня никогда не было сына-гомика», - говорит отец. Начинаются скандалы, мать впадает в истерику или в состояние транса. В этот момент помните, что такая реакция - всего лишь результат традиций нашего общества. Если в обществе таких, как ваш ребенок, порицают, это не значит, что он действительно поступает плохо. В конце концов он же не наркоман, не насильник и не убийца. Просто не такой, как все, но в этом он не виноват и с этим можно жить. Из-за этой ориентации у него возникает множество проблем среди чужих людей. Если еще и близкие будут отравлять ему жизнь... Поэтому для начала попробуйте почитать литературу про гомосексуалистов, соберите как можно больше информации - возможно, тогда ситуация покажется вам не такой уж страшной.

Некоторые из родителей могут вначале вообще не реагировать на признание ребенка: «Ничего не хочу слышать, эта тема закрыта». Такое поведение связано с желанием отгородиться от неприятностей, но это совсем не выход из положения. Закрыть глаза на проблему - не значит решить ее. Большинство родителей начинают испытывать чувство вины, задаются вопросом, что они сделали не так, где они допустили ошибку в воспитании? Особенно страдает отец «голубого» сына. «Был ли я для него образцом мужчины?» - еще и еще раз спрашивает он себя. На самом деле вины родителей в том, что их ребенок гомосексуален, нет. Доказано, что на сексуальную ориентацию воспитание не влияет. Если у мальчика была властная, крутая мать, которая растила его одна, это совсем не значит, что он будет «голубым». Сексуальная ориентация также не передается по наследству. В семьях, где у одного из родителей после рождения ребенка проявилась гомосексуальность, как правило, дети гетеросексуальны.

В некоторых случаях гомосексуальность становится поводом для начала «военных действий». Все, что делает ребенок, рассматривается как симптом проблемы. Родители цепляются к его одежде, манере говорить, осуждают выбор друзей и так далее. Пока существует конфронтация - в проигрыше и родители, и дети. Ребенку остается искать поддержку на стороне. Иногда единственным решением становится уход из дома...

Принять ребенка таким, какой он есть, пожалуй, лучший выход из положения. Это сложно и часто требует достаточно большого периода времени, но только в этом случае удастся сохранить полноценную семью, где между родителями и детьми есть взаимопонимание и любовь.

По материалам статьи Евгении Негиной «Толя любит Колю...».

Транзиторный подростковый гомосексуализм особенно сильно проявляется в закрытых учебных заведениях, где сосредоточиваются подростки одного пола. У старших подрост­ков он бывает вызван сильным влечением при отсутствии объектов противоположного пола, у младших - реакцией группирования, имитации - соблазном, подражанием, а иногда и по­нуждением со стороны более старших. От взаимного онанизма и поцелуев, оставляющих кровоподтеки на теле, переходят ко взаимному петтингу, сосанию половых органов, а мальчики - и ко введению полового члена в задний проход другого. У подростков мужского пола транзиторный гомосексуализм встречается чаще, чем у подростков женского пола.

Причиной транзиторного гомосексуализма является свойствен­ная периоду становления полового влечения его малая дифференцированность. Половое возбуждение у мальчиков-подростков может вызываться самыми разнообразными раздражителями - мышечным напряжением во время борьбы с товарищем, тряской при езде на транспорте, даже болью и страхом.

Транзиторный подростковый гомосексуализм чаще встречается среди эпилептоидов и шизоидов (активная форма), а также у лабильных и неустойчивых подростков (пассивная форма).

В отличие от истинной перверзни, при транзиторном подрост­ковом гомосексуализме объект противоположного пола всегда остается более привлекательным. В присутствии представителей другого пола своего возраста, даже безо всякой половой близости с ними, гомосексуальные контакты прекращаются.

Однако дифференциальный диагноз между гомосексуализмом как формирующейся перверзией и транзиторной девиацией в под­ростковом возрасте не всегда бывает легок, особенно когда о своей гомосексуальности говорит сам подросток и она вызывает у него страх неполноценности («гомосексуальная паника» амери­канских авторов). Около 8-10 % подростков проходят этап гомосексуальной влюбленности [Исаев Д. Н. и др., 1979], в то же время как истинный гомосексуализм, по данным многих авторов, встречается в 1-2 % случаев. При отсутствии у под­ростка сексуального опыта для распознавания формирующейся истинной перверзии можно опираться на следующие признаки. Влечение к противоположному полу, по словам подростка, не только отсутствует, но его представители как сексуальный объект действуют отталкивающим образом. Сновидения во время поллюций носят исключительно гомосексуальный характер. То же можно сказать об эротических фантазиях во время мастурбации. Подросток начинает активно выискивать ситуации, где может уви­деть обнаженными гениталии представителей своего пола (бани, общественные туалеты). Следует отметить, что мужеподобный склад девочек и женственность мальчиков вовсе не являются веским доводом в пользу гомосексуальной склонности - скорее это фон, на котором гомосексуальность может развиться. Отрицательное отношение к собственной гомосексуальности может иметь место и при истинной перверзии - Зго-дистонический гомо­сексуализм американских авторов .

Другие транзиторные сексуальные девиации в подростковом возрасте встречаются реже. К ним относятся подглядывания за обнаженными чужими гениталиями (вуайеризм), выставление напоказ собственных половых органов, чаще всего эрегированного полового члена (эксгибиционизм), мани­пуляции над половыми органами маленьких детей или животных, переодевание в одежду и особенно белье противоположного пола и др.

Обычно всем этим действиям сопутствует мастурбация или они завершаются ею. Но все это встречается как случайные эпизоды, обычно на высоте полового возбуждения, а не как стойкая склонность. Но если подобные действия повторяются раз за разом и сопровождаются или завершаются подкрепляющим их оргазмом, то в силу условнорефлекторного механизма может установиться стойкая привычка и транзиторная девиация пре­вратиться в перверзию.

Эксгибиционизм, видимо, способен упрочиваться особенно легко. Предполагается, что в закреплении играет роль механизм импринтинга, т. е. моментальное и прочное запечатление первых раздражителей данного рода, падающих на предуготовленную почву.

Особенности сексуальных девиаций при разных типах акцен­туаций характера. У гипертнмных подростков чаще встречается ранняя сексуальная жизнь. При сенситивной и психастенической акцентуации может наблюдаться упорный онанизм и, главное, депрессивная реакция на него с угрызениями, самоукорами, клятвами, самонаказаниями и т. п. Сексуальная жизнь шизоида обычно остается глубокой тайной. Внешняя асексуальность и даже презрение к половым проблемам может сочетаться с упорным онанизмом и богатыми эротическими фантазиями или влечение может внезапно прорываться в грубой и перверзной форме - часами сторожат, чтобы подглядеть чьи-то обнаженные гениталии, эксгибиционируют перед малышами, онанируют под чужими окнами, откуда их могут видеть, вступают в связь с первыми встречными, назначают свидания по телефону неизвестным лицам «на один раз» и т. п. Сильное влечение эпилептоидов толкает к сексуальной агрессии, понуждению к сожительству; у них же может обнаруживаться склонность к садизму и мазохизму. Лабильные и истероидные подростки особенно любят предаваться эротическим фантазиям. Однако с началом половой жизни исте­роидные подростки могут часто менять партнеров вплоть до про­мискуитета, в то время как лабильные более привязчивы. При неустойчивой акцентуации чаще встречаются промискуитет и груп­повой секс (плюрализм), пассивная форма гомосексуальности.

К вопросу о природе подросткового гомосексуализма

Сегодня в нашем обществе существует множество острых социальных проблем: от расизма до религиозной дискриминации, от алкоголизма до семейного насилия. Все они требуют незамедлительного решения. Однако есть среди них те, которые находятся на виду, а есть менее заметные, но существующие и активно укореняющиеся в нашем обществе, например подростковый гомосексуализм.

Природа этого явления изучена не слишком хорошо: мы не можем с полной уверенностью утверждать, что это болезнь, так же не можем и сказать, что это абсолютная норма. Учёные и по сей день пытаются отстоять совершенно различные точки зрения, подкрепляя их экспериментами и фактами. В данной статье мы не будем рассматривать гомосексуализм с точки зрения психологии и психиатрии, а обозначим его как острую социальную проблему, требующую не жёстких пресечений и мер, а мягкого и компромиссного решения.

Можно с уверенностью сказать, что в России с гомосексуализмом боролись и борются до сих пор, но, методы борьбы изменились со времён СССР. Сегодня у нашего общества больше свободы выбора, но не всегда эта свобода идёт обществу на пользу.

Проблема прав и свобод выражения собственной ориентации – является неоднозначной, однако безусловно, любой человек волен выбирать себе партнёра по душе, что может вступать в противоречие с существующими социальными нормами. Можно долго спорить и рассуждать на тему: кто же в большей степени не прав - общество, государство, которое идёт на ограничение и ущемление прав гомосексуалистов, вплоть до невыдачи им водительских удостоверений, или же сами однополые пары, слишком яро отстаивая свои права и свободы.

Последними крупными скандалами, связанными с гомосексуалистами, были опубликованные фотографии двух лесбиянок, летевших в одном самолёте с Милоновым и вступление в брак в Питере двух невест, одна из которых была трансгендером. С одной стороны, мы не можем осуждать этих людей, ведь они таким образом, отстаивают свои права, борются с однобокостью законодательства. Но, с другой стороны, методы и способы борьбы порождают лишь новые ограничения и проблемы. Виновниками этих скандалов являются вполне взрослые, состоявшиеся люди. Однако не следует забывать, что они непосредственно влияют на культуру молодежи. Подражая им, подростки начинают играть в "любовь", которая приносит плачевные последствия. Это является одной из причин подросткового гомосексуализма. В данном контексте не идет речь об однополых отношениях, которые стали следствием травмы (физического или психического насилия, неблагоприятной атмосферы в семье), научно доказано, что указанные факторы могут привести к гомосексуализму.

Современное общество даёт нам огромную возможность выбирать, а влияние Европы подкрепляет желание реализовывать права и свободы. Таким образом, традиционные русские ценности подвергаются неблагоприятному воздействию со стороны Запада. Нельзя сказать, что влияние Запада сугубо неблагоприятно для нашей страны, но в случае с подростковым гомосексуализмом это влияние именно негативное. Это еще одна причина распространения однополых отношений в подростковой среде.

Следует отметить, что сегодня гомосексуализм в подростковом возрасте – это своеобразная мода. Что заставляет молодое поколение следовать влиянию такой «моды»? С одной стороны, по статистике девушки и мальчики-подростки, не имеющие успеха у противоположного пола, или являющиеся объектом насмешек сверстников намного чаще вступают в однополые связи, чем их более успешные ровесники. А если у подростка такой проблемы не возникает? Если он является душой компании, не имеет трудностей в общении с родителями, сверстниками?

Сегодня подростки очень тесно связаны различными методами коммуникации и крайне подвержены влиянию СМИ. Не стоит говорить, что Интернет - это зло, или что телевидение несет только бесполезную информацию, но, так или иначе, приобщение к анонимным социальным сетям позволяет подростку без какого-либо стеснения выражать своё мнение, и это мнение не всегда приемлемо для нашего общества. Таким образом у подростков пропадает страх перед общественным осуждением, что приводит к тому, что аморальные и безнравственные высказывания обретают огласку и в реальной жизни. Сегодня интернет-слава может прийти к каждому, и не факт, что этот человек будет отдавать себе полный отчет о том, что его слова могут повлиять на мировоззрение тинейджеров. Возьмём, например, "героиню" нашумевшей истории о двух невестах. Казалось бы эти девушки подают пример того, как можно было бы отстаивать свои права, но, при детальном рассмотрении всё не так радужно: эти героини активно пропагандируют мужененавистничество, лесбиянство и андрогинность. Так какие же выводы для себя могут сделать фанаты этих персонажей?

Так же, приведем в пример историю про раскраску "Миша и его мамы едут на олимпийские игры". Известно, что на олимпиаде в Сочи в 2014 российским детям предлагались бесплатные раскраски с таким названием, где рассказывалось о мальчике Мише и его двух мамах. Эта книга-раскраска призывала детей толерантно относиться к однополым браком, быть терпимыми, говорила о том, что быть геем - нормально.

С одной стороны, сейчас наше общество направлено на то, чтобы толерантность процветала, и это хорошо, когда детям в игровой форме объясняется, что есть "другие" люди, не такие, как они. А с другой? Активная, ничем не прикрытая пропаганда гомосексуализма, направленная на то, чтобы ребёнок задумался о том, является ли он геем? Ребёнку как бы показывают, что кроме традиционных ценностей есть и другие пути развития. Но нужно ли это ребёнку? Не вызовет ли это у него смятения, неверных выводов?

Когда мы говорим о гомосексуализме, мы можем подчеркнуть, что человек либо гей, либо нет. Модное слово "бисексуальность" нужно только для того, чтобы прикрыть интерес к однополой любви каким-то научным термином, оправдывающий поступки и мысли. Но если человек не оказался жертвой насилия, и не родился с гомосексуализмом, как с врожденным механизмом психики (о чем мы не можем говорить с уверенностью потому, что не знаем, так ли это), зачем предлагать ему альтернативу? Пропаганда заставляет задумываться абсолютно нормальных и здоровых детей о выборе, который им не нужен.

Всё ведёт к тому, что если не "предлагать" гетересексуальному человеку альтернативный выбор, он будет жить в обществе с традиционными ценностями. А если поставить эти ценности под сомнение, сказать ему, что есть и другой подход к жизни, то он, возможно, задумается и сделает выбор не в пользу первых. Особенно остро это касается подростков, которые стремятся в своём переходном возрасте разрушить все рамки и попробовать всё самое запретное.

Раннее вступление во взрослую жизнь даёт подросткам безграничные возможности не только проявить себя и свою индивидуальность, но и примкнуть к тем, кем он совершенно не является. С чем же связан культ гомосексуализма и андрогинности? А самое главное, кто виноват в том, что подростки слишком рано начинают вступать во взрослую жизнь, заводя однополые связи?

Ответ многогранен: здесь вина и СМИ, допускающих утечку в массы информации, и более широкое понятие "масс-медиа", через которое дети могут получать доступ к неограниченному количеству информации, родители, которые вовремя не заметили, или не старались замечать небольших странностей в поведении их ребёнка, ну и, конечно, же сами подростки, которые не просто позволяли себя вовлекать, а именно сами сознательно вступали в эту среду.

Возможно правильный и безопасным поведением родителей в этом случае будет принятие подростка, который попал в такую связь, ненавязчивая поддержка и понимание. Принятие родителями ребёнка, который подвергся массовой пропаганде, насилию или же любому другому фактору, будет ключом к сохранению отношений в семье, а так же психического состояния самого подростка. Неправильно срывать злость, агрессию на подростка, унижать его из-за того, что он попал в трудную ситуацию. Напротив, мягкое и дружелюбное отношение родителей поможет ребёнку разобраться в себе и своих чувствах.

Но нельзя забывать о предотвращении подросткового гомосексуализма. Ценность бесед с родителями, наблюдений за ребёнка (без деспотичности и лишнего контроля) может уберечь подростка не только от попадания в такую среду, но и даже от мыслей о ней.

До конца младшего возраста все дети должны получить необходимые разъяснения, касающиеся содержания и проявлений предстоящего полового созревания и необходимых правил личной гигиены. Мальчики таких разъяснений практически не получают, девочкам они даются чаще.

Половое развитие, по точному замечанию И.С. Кона, является стержнем, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Мальчики чаще реагируют негативно на реальное или мнимое отставание в общефизическом развитии и формировании вторичных половых признаков, у девочек же сходные переживания могут возникать и при значительном опережении сверстниц. Важно, что подросток сравнивает себя с реальными сверстниками, а не с возрастными нормативами. Нормально развивающийся мальчик в кругу акселери-рованных сверстников может чувствовать себя отстающим, а нормально развивающаяся девочка - переживать в кругу ретардированных сверстниц свою взрослость.

Это может порождать довольно сложные коллизии в общении - особенно с учетом неравномерности физического и психического созревания. Собственно выход за пределы статистически нормальных темпов развития не означает "лучшего" или "худшего" психологического формирования юноши и девушки, и, обобщая литературные данные, И.С. Кон показывал, что в психологических трудностях пубертата могут формироваться проявляющиеся позже позитивные психологические структуры. Внимание к своему физическому развитию выражается в сравнениях, обмерах, сопоставлениях, которые одних подростков утверждают в мыслях о благополучном развитии, а у других вызывают тревогу и подавленность. Тревожное внимание к своему физическому развитию, сомнения в его правильности могут выливаться в переживания своей несостоятельности (комплекс "гадкого утенка"), которые приходится дифференцировать с патологическими вариантами подростковой дисморфофобии.

Продолжающаяся дифференциация личностных свойств в одних случаях затеняется, в других, наоборот, заостряется подростковыми акцентуациями характера, среди которых ведущее место принадлежит акцентуации конформного типа (А.Е. Личко, 1983). Содержательная сторона полоролевого формирования должна поэтому рассматриваться в связи не только с половозрастными и индивидуальными особенностями, но и с половой культурой. В полоролевых стереотипах подростков, живущих в условиях крупного города, где влияния урбанизации и миграции сильнее, а значение традиционных установок половой культуры меньше, ведущее место занимают не отдельные черты, а С"Яиш деятельности (инструментальный - маскулинный и эмоциональный - феми-нинный), и "образ Я" менее негативен и напряжен.

Особняком в сексуальном экспериментировании стоит так называемый подростковый гомосексуализм. Термин этот крайне неудачен из-за его ассоциаций с гомосексуальностью взрослых, и И.С. Кон рассматривает описываемые им формы поведения в рамках формирования сексуальной ориентации. Гормональный взрыв определяет энергетику подростковой сексуальности, но не нап-

Сексуальное здоровье человека

равленность ее на тот или другой объект. Благодаря диффузному, разлитому характеру, сексуальность подростка может возбуждать телесность человека не только противоположного, но и своего пола. К тому же гомосоциальность (склонность к общению со сверстниками своего пола) и гемофилия (предпочтение однополой дружбы) подростков способствуют разворачиванию любых форм сексуального экспериментирования в однополой компании. Замечая у себя необычные реакции на однополых сверстников, а тем более - чувствуя стремление испытывать такие реакции, подросток начинает подозревать, что формируется неправильно, "будет гомосексуалистом".

В большинстве случаев объективных оснований для таких опасений нет, и после 15 лет все входит в нормальное русло. Не зная этого и не будучи уверенным в своем будущем, подросток живет в состоянии тягостной, порой мучительной неопределенности. Навешивание диагностических ярлыков, подчеркивает И.С. Кон, имеет прямо патогенное значение: вместо тяготившей неопределенности приходит определенность, способствующая фиксации гомосексуальной активности (своеобразно узаконивающая ее) и подталкивающая подростка к поиску группы "себе подобных", где он перестает испытывать дефицит самоуважения и получает поддержку. Реакции взрослых на издержки формирования сексуальной ориентации не должны быть благими порывами невежд, порождающими как раз то, с чем призваны были бороться.

Данные о возрасте начала половой жизни весьма противоречивы, и хотя возраст этот снизился, данные достоверных статистик не кажутся пугающими: к 16-17 годам опыт половой жизни имеют 29,7 % мужчин и 12,6 % женщин (А. Тавит, X. Кадастик). Едва ли такие цифры были меньше в те времена, к которым обычно обращен ностальгический миф о непорочной юности. Иное дело, что меняется отношение общества, гораздо более осведомленного о возможных последствиях раннего начала половой жизни. Эти же авторы приводят сведения о мотивах первой близости, которые могут существенно помочь в психогигиенической работе. У юношей 15-17 лет ведущим мотивом было любопытство - 41-55 % (это лучше всяких рассуждений иллюстрирует качество полового воспитания и просвещения на предшествующих этапах), за которым следовали любовь - 15-20 % и настояния партнерши (!) - 15-20 %. У пятнадцатилетних девушек по 25 % приходилось на любовь, настояния партнера и экономические соображения, по 12,5 % - на любопытство и насилие; в 16-17 лет повышалась роль мотива любви - 42,6 %, резко падало значение экономических соображений - 1,6 % и насилия - 3,3 %, но появлялся мотив совращения - 13,2 %.