Национальная одежда малочисленных народов Якутии (39 фото). Как сшить якутское платье халадай Современная якутская одежда

Тема: «Якутская национальная одежда» Работу выполнила: Ученица 4Б класса Петрова Лиза. Руководитель: Калачева Л.В. Цель: изучить якутскую национальную одежду и научиться самой шить ее в будущем. Задачи: 1. Определить роль и место одежды в обрядовой культуре народа; 2. Изучить обычаи и традиции народа Саха; 3. Приобщение к национальной культуре. Актуальность. Тема актуальна тем, что мы проживаем в Якутии и я хочу познакомить сверстников с традициями и одеждой Якутов. Роль и место одежды в обрядовой культуре народа Одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Вся жизнь якутов была тесно связана с окружающей средой: еду, одежду, орудие труда они добывали у неё. Поэтому по их понятиям главной являлась Природа, затем Божества и только потом Человек Тотемизм У якутов, как и у многих народов был распространен тотемизм - обожествление животных. Так, у наших предков медведь, волк, лошадь, ворон, лев, лебедь, орел считались священными. Например, это можно заметить в шапке с рожками и волчьей мордой. Якутскую одежду по времени и по изменению образа жизни можно разделить на две группы: Традиционная якутская одежда (до середины 18 века). Традиционная якутская одежда (с середины 18 века до 20 века). Традиционная якутская одежда до середины 18 века. Это период рассвета национальной культуры. Велика связь одежды с религией: рогатые головные уборы, безрукавка тангалай и т.д. Одежда изготавливалась в основном из природных натуральных материалов - кожи, замши, меха домашних животных. Основным видом хозяйственной деятельности якутов было табунное коневодство и разведение крупного рогатого скота. Шкуры пушных зверей использовались для дополнительного утепления в зимних изделиях, в основном в качестве отделки. Женская верхняя одежда с бисерной отделкой (сукно). Мужской теплый камзол (сукно, мех, бисер) У многих народов в основе покроя изделий лежит прямолинейный крой. Традиционный якутский крой не является исключением. Так, повседневные изделия в основном имеют прямокроеный стан и рукав. Женская одежда такого покроя, в отличие от мужской, декорируется или нашивками из прорезной кожи по кокетке или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола. Безрукавка «Сон-тангалай» Эта одежда связана с культом лебедя. Это изделие небольшого объёма, выполненное из родвуги с меховой отделкой. Оно бережно хранилось и передавалось по наследству, как большая ценность. Одевала её только замужняя женщина. Эта одежда применялась и как погребальная по представлению якутов душа умершего человека проходила тернистый путь, поэтому одежда должна была быть прочной. Для этого тангалай сон спереди и сзади украшали медными и серебряными бляхами и бисером. Традиционная якутская одежда с середины 18 века до 20 века. Национальная одежда претерпевает большие изменения вследствие развития контактов, торговли с другими народами. Появляются элементы европейской одежды: воротник, карман, буфы и манжеты. Но еще сохраняется традиционная связь с верованием. Нарядное демисезонное пальто («кытыылаах сон») 2 половина 19 века. Выполнено из сукна с использованием отделки красной, черной цветов. По линиям швов нашиты металлические пластины. На уровне груди нашиты декоративные элементы в виде ромбиков из ткани. Длина изделия - до середины икры. Сложный покрой - обычно стан делают расширенным к низу, рукава имеют сборку по окату. Такой рукав формы «буф», якуты заимствовали его из русской городской одежды, также и отложные воротники. Бууктаах сон Шуба с меховой оторочкой. Её одевали невеста, женщины при различных ритуалах, благословитель на ысыахе. Этот подбитый мехом сон шился из красного, чёрного и зеленого сукна или цветной парчи Дьабака Дьабака - головной убор. Головные уборы тесно связаны с ритуальными обрядами, как рождение ребёнка, поклонение Байанаю - Хозяину тайги, с охотой. Орнамент Якутский орнамент чрезвычайно разнообразный по своему составу, включает в себя как простые геометрические, так и сложные растительные орнаментальные мотивы. Особенность его заключается в том, что он отражает основной род занятий народа - скотоводство. Особую группу якутских орнаментов составляют простые линии, кружочки и полу кружочки, дуги, ромбы, треугольники, квадраты, пунктиры, точки, кресты и сетки. К числу наиболее характерных мотивов следует отнести криволинейный орнамент. . Лировидный орнамент- рисунок широко распространен в местах, где развито коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках, кычыме. Название и внешний вид похожи на кумысную посуду «когер». Орнамент в виде солнца- это один из самых культовых орнаментов у якутов Он показывает преклонение якутов перед солнцем и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке «дьабака» и т.д. Украшения Металлические украшения - важная составная часть якутского костюма. В отличие от других народов большинство якутских украшений носилось поверх зимней меховой одежды (пояса, гривны, нагрудные и наспинные украшения). Металлические украшения делятся на съемные и нашивные (бляхи, подвески для оформления одежды). Особо украшается серебряными подвесками и бисером нательная одежда: ритуальные штаны, ноговицы, натазники, обрядовый пояс с колокольчиками, набедренная повязка с ниспадающими металлическими подвесками, украшения бисером. Значение цвета в одежде Весь уклад жизни и хозяйственная деятельность якутов были тесно связаны с Матушкой - Природой. Поэтому цвета их одежды отражают природную палитру - цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и красотой. ысыах Сегодня национальный костюм получил развитие и стал богатым… Приходить на ысыах в национальных костюмах становится модно и актуально. Заключение Национальная одежда, дошедшая до нас, рассказывает о времени и месте своего происхождения, отображает среду обитания, культуру и религию.

Тема : Национальная одежда народов Якутии

Цели :

Выявить особенности национального состава коренного населения Якутии, познакомить с национальной одеждой.

УУД :

Личностные: уважительное отношение к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;

Регулятивные: формирование логических действий учащихся через развитие следующих мыслительных операций: конкретное сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, доказательство (на примере национальной одежды);

Познавательные: овладение и пользование специально-понятийным аппаратом,

Коммуникативные: Участвовать в групповой работе по украшению рукавицы.

Оборудование : физическая карта Республики Саха(Якутия), национальные костюмы якутов, эвенков, куклы в национальных якутских и эвенкийских одеждах, унты, шапка, презентация « Национальная одежда народов Якутии», словарь терминов, национальные эвенкийские блюда(Салат из сердца оленя, печень оленя, лепёшка « Тупа»), фонограммы с якутскими мотивами.

Ход занятия.

I ) Орг. момент.(Звучат якутские мотивы)

За символ занятия я предлагаю взять орнамент в виде солнца.

Этот рисунок сохранился почти у всех народов земного шара с каменного века по сей день. Он показывает преклонение народов Саха перед солнцем и поэтому рисуется во многих предметах.

Пусть будут теплыми, как солнышко, отношения между всеми народами, населяющими нашу Северную страну.

II ) Сообщение темы, постановка целей.

Прочитайте тему нашего занятия.

Чем мы будем заниматься?

(Узнаем какие коренные национальности населяют нашу Республику, познакомимся с национальной одеждой, узнаем новые слова, в парах, работая дружно,украсим рукавицы узорами).

III ) Учебно- познавательная деятельность

1) Моя Республика.

Якутия моя – просторный край России.

И распростерся он могучий и широкий,-

С зеленою тайгой и морем темно-синим,-

Далеко-далеко на северо-востоке.

Население Якутии составляет 1 млн. человек. Здесь проживают представители 80 национальностей. Смешение различных культур и укладов жизни создаёт особый калорит северного края. Жители Якутии с уважением относятся к каждому народу, ко всем религиям. Люди, живущие здесь, питают тёплые чувства к суровому, но прекрасному северному краю. И всегда рады гостям.

Моя Якутия родная
к тебе мы сердцем приросли,
и нет для нас дороже края
и нет для нас теплей земли!

Поет метель зимою снежной
туман клубится над тайгой
А я так искренне,так нежно
люблю Якутский край родной!

Благодарю счастливый случай,
что нас с тобой сюда принес!
Наверно, есть края получше,
но этот дорог нам до слез!

2) Коренные народы Республики Саха(Якутия)

Среди большого количества национальностей есть представители коренных народов Республики Саха.

Народ- это группа людей, которых объединяют общие признаки: язык, обычаи, традиции.

Коренной народ- народ, который жил на этих землях с давних времён.

К коренным народам Республики Саха (Якутии) относятся:

Долганы

Юкагиры

3) Национальная одежда коренных народов Якутии.

Одежда - это совокупность предметов, покрывающих тело человека. Национальной одеждой мы называем одежду какой-либо национальности. У разных народов существуют свои национальные костюмы.

Основные образцы национального костюма народов Севера сложились в глубокой древности. Необходимая для защиты тела, одежда была приспособлена к природным климатическим условиям и соответствовала образу жизни человека. География расселения, природно-климатические условия жизни, род занятий -все это находило отражение в разнообразии и оформлении одежды.

Якуты.

Национальная одежда якутов состоит из однобортного кафтана (сон), зимой – мехового, летом – из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, коротких кожаных штанов (сыайа), меховых носков (кээнчэ). Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбаахы). Мужчины подпоясывались простым ремнем, богатые – с серебряными и медными бляшками.

Женскую одежду дополняли пояс (кур), нагрудные (илин кэбиhэр), наспинные (кэлин кэбиhэр), шейные (моой симэ5э) украшения, серьги (ытар5а), браслеты (бёгёх), накосники (сүһүөх симэ5э), кольца (биһилэх), изготовленные из серебра, нередко золота. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур мехом наружу (этэрбэс), летние сапоги из замши (саары) .

Нарядное женское платье свободного покроя- халадаай. Поверх платья надевалась безрукавка. Она была украшена вышивкой, бисером или кружевом.(показ на манекене).

Долганы.

Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки. Одежда подпоясывалась вышитым бисером поясом. Мужчины и женщины круглый год носили суконные кафтаны – сонтап, зимой также песцовые и заячьи шубы, оленьи распашные парки с капюшоном и сокуй. Шапки бэргесэ имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов, расшитым бисером и цветными полосками ткани. Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, летнюю шили из ровдуги.
(РОВДУГА , замша из оленьей или лосиной шкуры)

(КАМУСЫ (саамск.), куски шкуры с ног оленя, зайца, песца и пр. Используются для подбивки лыж, изготовления и украшения меховой обуви, рукавиц и одежды у многих народов Севера и Сибири)

Эвены.

Основным элементом мужской и женской одежды был распашной кафтан (таты) . Под кафтан надевали натазники (хэрки).
Обувь шили в зависимости от времени года из меха или ровдуги, женскую украшали бисерным орнаментом (ниса). Головным убором мужчин и женщин был плотно облегающий голову капор (авун), расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку, женщины, иногда, надевали платок.

Юкагиры.

Традиционная одежда юкагиров включала распашной кафтан, нагрудник, штаны, головной убор, перчатки.

Праздничную одежду украшали разноцветным мехом, бисером, металлическими подвесками, бляшками. Мужчины заплетали волосы в косу, украшая ее бисером или железной бляшкой.Женщины заплетали много косичек с нитками бисера и жемчуга.

Чукчи.

Национальная чукотская одежда, нераспашная по покрою.

Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не отличались. Зимнюю одежду шили из двух слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу.
Береговые – использовали прочную, эластичную, практически непромокаемую кожу тюленей. Взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, а береговым- оленьи шкуры для зимней одежды. Летом носили выношенную зимнюю одежду. Типичная обувь – короткие до колен торбаса нескольких видов, сшитые из шкур нерпы шерстью наружу.

(ТОРБАСА (торбаза) , высокие сапоги из шкуры оленя, нерпы и пр. шерстью наружу на кожаной подошве у народов Севера и Сибири.)

Физкультминутка

1) пальминг

4) Национальная одежда эвенков

На территории нерюнгринского улуса проживают эвенки.

Сегодня мы подробно познакомимся с национальной одеждой эвенков.

(Я ученица 1 в класса. Меня зовут Александрова Лена. Я эвенкийка.)

а) приветствие на эвенкийском языке

б) рассказ о национальной одежде эвенков

Традиционную эвенкийскую зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю – из ровдуги или ткани. Мужской и женский костюм эвенков включал распашной кафтан (летний – сун, зимний – хэгилмэ, мукэ) с 2 широкими складками сзади (для удобства посадки верхом на оленя), завязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади (женский – нэлли – с прямым нижним краем и мужской – хэлми – углом), пояс с ножнами (у мужчин) и сумочкой (у женщин), натазники (хэрки), ноговицы (арамус, гуруми).

Верхняя одежда эвенков отличалась большим многообразием. Основным материалом для эвенкийской одежды служит шкура северного оленя.
Одежда эвенков - одинаковая для мужчин и женщин - была распашная. Делали ее из одной целой некроеной шкуры таким образом, что центральная часть шкуры покрывала спину, а боковые части шкуры представляли собою узкие полки. Вшивали рукава. С этой одеждой обязательно надевали специальный нагрудник, защищавший грудь и живот от холода. Шили одежду из ровдуги и оленьих шкур мехом наружу. Рукава делали узкие, с пришивными рукавицами. Подол одежды эвенки сзади выкраивали мысом, и он был длиннее, чем перед. Одежду украшали мозаикой из меховых полосок, бисером и полосками из окрашенной ровдуги и тканей.
Мужская и женская одежда эвенков различалась лишь по форме нагрудника: нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, а у женского - прямого. Позднее эту одежду эвенки стали шить только из ровдуги в сочетании с ситцевыми тканями.
Самой распространенной одеждой у всех групп эвенков была так называемая "парка". Парка - порхы, порга верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу у народов Севера Сибири. Носили ее как мужчины, так и женщины. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пушных зверей, либо одевался "нэл".
Много фантазии и изобретательности вносили эвенкийки в украшение традиционных нагрудников нэл. Он служит для защиты груди и горла от мороза и ветра, надевается под кафтан, на шею и свисает до самого живота. Особой красотой отличается женский нагрудник. Суконная аппликация и бисерная вышивка у ворота и на поясной части образуют геометрические симметричные фигуры, оканчивающиеся цветными акцентами на груди. В колорите эвенков вышивки бисером преобладают гармонически сочетающиеся цвета - белый, голубой, золотистый, розовый.
Женская одежда эвенков была отрезная и по поясу собиралась в сборки, представляя собой как бы кофту с юбкой, причем спинка одежды замужней женщины имела покрой в талию, обусловленный закругленной формой пройм, в то время как в девичьей одежде эта же часть одежды была покроя кимоно, т. е. перед, спинка и часть рукавов выкраивались из одного полотнища ткани, сложенной поперек вдвое.
Нижние части тела обычно защищали меховыми одинарными или двойными, а летом – ровдужными или суконными штанами.
Самой же распространенной обувью эвенков являлись и являются унты, от эвенкийского " унта" обувь, или иное название "торбасы", меховая обувь у народов Севера и Сибири.
В суровых условиях севера Сибири наряд эвенков обязательно включал варежки, украшенные по желанию мастерицы.
Головным убором эвенкийских женщин является капор. Капор - детский, а также женский головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком.
Практическое использование одежды эвенков не мешало украшать ее шариками и кружками из мамонтовой кости, бисером, бусами. Эвенкийский орнамент строго состоит из простейших полос, дуг или арок, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзага, крестообразных фигур.
Орнамент в одежде эвенков обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента паук означали благопожелание и имели охранительную функцию. В орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ солнца. Техника исполнения и декора - меховая мозаика, вышивка бисером.

в) изготовление элементов одежды (рукавицы)

Сегодня на занятие я приготовила для вас загадку. Только отгадав ее, вы сможете узнать, что мы сегодня будем украшать:

Две плетенки,
Две сестренки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(Рукавицы)

Правильно, ребята! В наши холодные, морозные зимы без рукавиц мы не сможем выйти на улицу. Рукавички – “одежда” для наших ручек.

Мамы и бабушки с большой любовью и старанием вяжут или шьют для своих родных рукавички. Чтобы рукавички не только грели, но и радовали нас, их украшают различными узорами, вышивками, аппликациями. Посмотрите, какие красивые и разные сегодня у меня рукавички.

Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем составлять узор для украшения рукавичек.
Но сначала я Вам расскажу эвенкийскую сказку «Цена иголки ».

Давно это было. Жил один эвенк, у него была жена и ребенок. Однажды эвенк пошел на охоту. Долго его не было. Пока его не было, напали на чум страшные чаниты (чудища). Вернулся он с охоты и видит, что жена его плачет.
– Что ты плачешь?
– Да приходили чаниты, разорили наш чум!
– Ох, а я подумал, что ты иголку потеряла!

Раньше иголка была очень дорога для эвенкийской семьи, потеря иголки считалось большим горем. Мастерица не имея иголки – не могла бы сшить одежду для своей семьи.

Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выразительным.

Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и краси­выми. Основным источником вдохновения для людей служил окружающий их удивительный мир природы. Народы Севера изображали на узорах оленей, моржей, еливы

г) выставка работ

IV ) Итог занятия

Что вы сегодня интересного узнали? Что научились делать?

V ) Рефлексия

Настроение? Солнышко и куклы в национальных костюмах.

VI ) Заключение

Ребята с Волги и Оки,

Вы приезжайте к нам на Лену!

Край неизведанной тайги

Понравится вам непременно.

У нас такая целина,

Которой нет конца и края!..

Вас ждет прекрасная страна,

Алмазная и золотая!

Не бойтесь наших лютых зим!..

Хотя свирепа наша стужа,

Однако мы ее сразим

Большим огнем горячей дружбы!

Леонид Попов

VI ) Угощение гостей эвенкийскими национальными блюдами

1) Салат из сердца оленя

2) Печень оленя

3) Лепёшка « Тупа»

Примерно с рубежа ХVIII–XIX веков, как раз с приходом русских, на якутских костюмах начинают встречаться хроматические цвета: зеленый, красный, желтый, фиолетовый и их сочетания. С этого времени явно ощущается влияние русской культуры. Изменяются покрой и декор якутской одежды. Традиционной женской одеждой становятся шуба бууктаах иликытыылаах сон и шапка дьабака. Поверх одежды надевают нагрудно-спинное украшение илин - кэлин кэбиhэр.

Шапка дьабака состоит из широкой полоски меха бобра, соболя, росомахи. На макушке шапки пришивается навершие чопчуур или чеччэх, сшитое из цветного сукна (в большинстве случаев из красного сукна) и вышитое разноцветным бисером, цветными нитками. Символ, олицетворяющий стилизованный женский торс с ярко выраженными признаками пола, ассоциативно связывается с божеством деторождения и плодородия Ахтар Айыыhыт Хотун. Таким образом, шапка дьабака является одним из главных предметов вещного мира, олицетворяющих женщину.

Основные цвета женской праздничной шубы - красный, желтый, зеленый, черный.

Основной фон - черный, символ Матери-Земли. Он составляет костяк, опору, на которую накладываются цвета-знаки. Широкая полоса из красной ткани идет по подолу, бортам, по груди, плечевой части, вдоль позвоночного столба, охватывая таз и бедра, а также полоска вставляется на уровне предплечья. Так как красный цвет - цвет жизни и плодовитости, красные полоски как бы окружают со всех сторон своей аурой женскую фигуру , выполняя не только продуцирующую, но и охранительную функцию.

Хотя красный цвет, наряду с белым и черным цветами, является наиболее архаическим, при конструкции цвета и декора традиционной одежды он стал широко использоваться лишь после прихода русских, что подтверждается археологическими раскопками . В мифоритуальной традиции якутов красный цвет - цвет жизни, цвет плодовитости, цвет родства, цвет огня.

Зеленый цвет придает свадебной шубе свежесть, молодость, расцвет. Это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы, цвет пробуждающейся природы. На свадебной одежде зеленый цвет соседствует со всех сторон с красным цветом. Сочетание красного цвета с зеленым имеет охранительные свойства. Иногда на уровне груди пришивали ромбовидные фигурки, состоящие из зеленых и красных ромбиков, в шахматном порядке. Они являются своего рода оберегающими знаками.

Желтый цвет, как и белый и красный, относится к солярному символическому цвету. В основном желтый цвет располагается на уровне предплечья и в боковой и задней части в виде полосок или орнаментов. Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление, он как бы выпускает солнечный цвет.

Традиционная одежда состоит из четырех составляющих: цвета, материала, формы и конструкции. Эти составляющие делятся также на четыре основных элемента: красный, желтый, зеленый, черный цвета, которые являются основными цветами, остальные оттенки получаются при их смешивании.

Числу 4 отводится главная роль в космографических и философских концепциях: четыре стороны света, четыре стихии - вода, огонь, воздух, земля. Таким образом, традиционный костюм выступает как структурная образная часть процесса познания мира.

Рассматривая древние якутские и традиционные праздничные шубы, можно выделить два направления в выборе цвета костюма якутов, которые характеризуют два этнокультурных фактора их развития. Первое направление - это тюрко-монгольское, основным цветом которого выступает триада цветов - черный-белый-синий, и традиционно якутское, выражавшееся мировоззренческими, религиозными и этническими факторами, это красный, зеленый, черный, желтый.

Современный якутский национальный костюм богат яркими красками , различными орнаментами , причудливыми формами, но в то же время не утратил своей традиционной специфики. Современная интерпретация идей народного костюма предлагает интересные образцы при создании нарядной одежды . Формируется своеобразный язык молодежной моды , отвечающий характеру и мироощущению молодых людей. И вместе с этим происходит приобщение молодежи к традициям своего народа, к его материальной и духовной культуре.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004.
  2. Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII – середины XVIII вв. Новосибирск, 1998.
  3. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.
  4. Зеленчук В.С. Молдавский национальный костюм. Кишинев, 1985.
  5. Санжеева Л.В. Традиционная одежда как элемент культуры бурят. Улан-Удэ, 2002.
  6. Стрелов Е.Д. Одежда и украшение якутки в первой половине XVIII в. // Советская этнография. 1937. № 2–3.

Наталия Ксенофонтовна Васильева,
младший научный сотрудник
отдела этнологических исследований
Института гуманитарных исследований
Академии наук Республики Саха (Якутия),
г. Якутск

Журнал "Тальцы" №1 (30), 2007 год

На просторах Республики Саха среди более чем ста национальностей живут коренные народы - якуты , эвенки , эвены , юкагиры и чукчи . Культура каждого из них складывалась веками. Отражение мировоззрения, эстетики и характера народа можно найти в его костюме. Именно поэтому для создания современной одежды мы обращаемся к народному опыту - традициям национального костюма дореволюционного периода.

Костюм якутов XVIII - нач. XIX в. - многопредметная одежда северных тюркоязычных скотоводов с языческим верованием.

Основным материалом для одежды служила шкура домашнего скота и лесного зверя. Как правило, одежда богато украшалась, причем знание декора было очень важным: он имел культовое значение и «оберегал» носящего. У якутов существовало представление о вертикальном строении трех миров, нашедшее отражение и в одежде.

Верхний мир - мир небожителей - олицетворяли через круглые бисерные розетки или металлический круг «солнце»: их можно найти на головных уборах и нагрудных украшениях. Средний мир - мир людей - через лирообразный орнамент (женское начало) обозначался в силуэте и декоре плечевых изделий, металлических украшений и рукавиц. И, наконец, нижний мир - мир злых духов - передавали через вышивку обуви на тему «древо жизни», корнями уходящее в землю, возможно, отражая зависимость жизни на земле от нижнего мира.

Благородный бежево-охристый колер, характерный для костюма якутов, создавался природными красителями или натуральными цветами меха, кожи и замши, из которых шили одежду, и оживлялся медными украшениями и перфорированной отделкой из материалов различной фактуры, разноцветной вышивкой растительных орнаментов.

В узорах, конструкциях и украшениях костюма якутов находим много общего с таковыми тюрко- и монголоязычных народов Сибири и Средней Азии . Истоки этих параллелей берут начало в Пазырыкских курганах на Алтае (ок. 5-3 тыс. лет до н.э.), а также в памятниках Ближнего Востока (5-3 вв. до н.э.).

Принятие православной веры и развитие торговли в конце XIX-нач.ХХ в. привели к влиянию русской культуры на якутскую. Так, широко применялись ткани. Появились новые виды одежды: пальто с буфами, платья «холодай » с «файборой » (широкая оборка по низу платья), кушаки, фабричная обувь, бижутерия.

Новое дыхание получило развитие ювелирного искусства. Серебряные украшения стали доминировать. Но, несмотря на все изменения, костюм якутов по своему художественному образу все же оставался созвучным костюму своих предков - тюрко- и монголоязычных скотоводов Азии.

Что касается костюма эвенков, эвенов и юкагиров, то их этногенетические связи, одинаковые природные условия проживания, идентичность занятий и культуры привели к созданию однотипной одежды. Это парка , кухлянка , камлея из оленьей шкуры - одним словом, костюм, хорошо приспособленный к кочевой жизни охотников и оленеводов. Практическое использование одежды не мешало украшать её шариками и кружками из мамонтовой кости, бисером, бусами.

Если использовалась вышивка, то, как правило, располагалась она по швам и краям одежды, чтобы «мешать» проникновению злых духов в одежду.

Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента «паук» означали благопожелание и имели охранительную функцию.

Эвенки и юкагиры использовали сочные теплые тона красного, желтого и зеленого цветов бисера. Эвены же предпочитали контрастное сочетание цветов: глубокий золотисто-рыжий радужный и бело-синий бисерный.

Традиционная одежда чукчей сохранилась до наших дней и представляет собой глухую кухлянку и камлею из оленьей шкуры, характерные для всех арктических народов мира.

Семантику ее декора определил культ природы. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде - это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент - символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода , укрепления могущества общины.

Следует заметить, что верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует длинный ряд символов и аллегорий, который сегодня можно «читать», получая определенную информацию в результате расшифровки.

В нём сочетаются культурные традиции разных народов , он приспособлен для полярного климата, что отражается как в крое одежды, так и в её оформлении.

Описание

Сложившаяся в ХΙΙΙ веке якутская одежда сочетает в себе множество разнородных элементов. Особенно ярко это проявляется в верхней одежде, где отмечается использование самых разных по фактуре и цвету материалов: разношерстый мех, сукно, жаккардовый шелк, ровдуга, кожа. Костюм украшается орнаментальными вставками, бисером, металлическими украшениями и подвесками. Претерпевая различные трансформации и модификации, под влиянием происходящих исторических событий в социальной и культурной жизни этноса, народный костюм сохраняет древнейшие художественные традиции.

Материалы и конструкция

Якутская дохристианская одежда ХVII-ХVIII вв. изготавливалась в основном из природных натуральных материалов - кожи, замши, меха домашних животных, так как основным видом хозяйственной деятельности якутов, как тюркского народа, было табунное коневодство и разведение крупного рогатого скота. Шкуры пушных зверей использовались для дополнительного утепления в зимних изделиях, в основном, в качестве отделки. Меховые полосы в два ряда нашивались по краю борта, низу изделия и рукава - приём оформления, обусловленный, прежде всего, холодным климатом и перенятый у северных народов. Привозные шёлковые, шерстяные ткани импортного производства, полученные путём натурального обмена, применялись в качестве отделки, так как были дорогими. Китайская хлопчатобумажная ткань «дабы» шла на нательную одежду, но ее могли позволить себе только богатые люди. Бедные же люди изготавливали нательные и летние изделия (рубахи, халатоподобную одежду) в основном из тонких замшевых кож.

У многих народов в основе покроя изделий лежит прямолинейный крой, как наиболее рациональный и часто обусловленный формой и размерами материала. Традиционный якутский крой в этом смысле не является исключением. Так, повседневные изделия в основном имеют прямокроеный стан и рукав. Женская одежда такого покроя, в отличие от мужской, декорируется или нашивками из прорезной кожи по кокетке или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола.

Нарядная, праздничная одежда якутов, как правило, имеет более сложный покрой - обычно стан делают расширенным к низу, рукава имеют сборку по окату. Такой рукав называют «бууктаах», то есть, формы «буф», якуты заимствовали его из русской городской одежды, также как и отложные воротники. Облегчённые кафтаны с асимметричной застёжкой, характерные для прибайкальских народов, носили зажиточные якуты. Пальто богато декорировалось по борту бисерной вышивкой, металлическими элементами и узкой полоской дорогого меха (См. изображение мужского кафтана)

Особый интерес с точки зрения заимствования культурных традиций костюмов других народов представляет халатообразное изделие из ткани дабы с цельнокроеными рукавами , которую носили женщины летом. Эти изделия сильно отличаются от перечисленных выше изделий своей конструктивной формой. Очевидно, крой перенятый у восточно-азиатских народов, не имел большого распространения и развития из-за нерационального расхода ткани.

Крой «оноолоох, бууктаах»

Наиболее распространенным и характерным для якутской одежды считается крой «оноолоох, бууктаах» - когда-то перенятый у русских военных и путешественников, но видоизменённый в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями. Такие изделия обязательно имеют складки по боковым и среднему шву спинки («оноо») и рукав со сборкой по окату («буук»). Пальто такого покроя носили как мужчины, так и женщины. Различие проявлялось в декоративном оформлении. У мужчин пальто шили из кожи или ткани дабы. Пальто из ткани имело бархатный воротник и манжеты. Женские пальто такого покроя изготавливалось из меха или замши, в зависимости от сезонного назначения. Варианты пальто из замши шили с декоративными вставками из сукна или шёлка. Если размер шкуры не позволял изготовить объёмную, удлинённую одежду, например зимнее пальто «сагынньях», комбинировали разные материалы - замшу, мех пушных зверей, ткани. Другая разновидность такого покроя называется «кытыылаах». Как вид верхней одежды он распространился значительно позже, с распространением мануфактурных тканей. Эти изделия отличались от «оноолоох» тем, что по краю борта, низа изделия и рукава нашивалась широкая двойная полоса из сукна. Такую одежду женщины носили в прохладные дни.

Наиболее древним считается крой одежды «таналай» . Это изделие небольшого объёма, выполненное из ровдуги с меховой отделкой. Отличительные особенности этого изделия: меховая надставка в верхней части рукава; разрезы по боковым швам; декоративный элемент с металлическими подвесками на уровне талии по бокам. В разных вариациях подобное оформление присутствует во многих изделиях различного сезонного и функционального назначения. Наиболее ярким примером стиля «таналай» считается изделие с укороченным меховым рукавом, кокеткой, отлётным элементом по переду, богато декорированный бисером и металлической отделкой. По мнению некоторых исследователей, назначение одежды свадебное / Якутский филиал СО АН СССР. ─ Якутск: Якутское книжное издательство, 1971. 212 с.

  • Носов М. М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца XVIII до 1920-х годов // Сб. науч. ст. ЯКМ. - Якутск: Кн. изд-во, 1957. Вып.2. С. 116─152.
  • Петрова С. И. Свадебный наряд якутов: традиции и реконструкция - Новосибирск: Наука, 2006. - 104 с.
  • Смоляк А. В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина . - М.: Наука, 1984. 248 с.
  • О чем говорят якутские узоры, какой главный элемент традиционного якутского орнамента, какие цвета в якутском костюме символизируют времена года, как одежда может влиять на человека.

    О чем говорят узоры

    Все узоры в якутской одежде строго симметричны. Это как бы повторяет симметрию человеческого тела . Левая сторона , где расположено сердце, считается женской, правая, соответствующая рабочей руке, – мужской. Из этих соображений подбираются и аксессуары.

    Главный элемент традиционного якутского орнамента – цветок лилии-сарданы. Она одновременно напоминает якутский музыкальный инструмент хомус и лиру – символ, известный во многих культурах мира. Августина Филиппова называет ее кодом общения для всего человечества и считает, что она символизирует творческое начало.

    Якутский узор всегда состоит из непрерывной разветвленной линии. Таким образом, предки хотели напомнить своим потомкам, что их род не должен прерываться. Чем больше ответвлений, тем больше детей у того человека, кто носит этот узор. Древние якуты проделали долгий путь из далеких земель, прежде чем расположиться там, где они сейчас живут. Вся история долгих скитаний также передается в длинных извилистых завитках.

    Шапку всегда делали похожей на камелек. Лицо из нее выглядывает, как огонь из печурки. На верхушке обычно оставляли отверстие – для того, чтобы туда, как в жилище-урасу, заглядывали солнце и луна и оставляли семечко мальчика или девочки.

    Ушки на шапке означают связь человека с космосом. Это своего рода антенны. В последнее время их принято украшать бисером. Есть и более прозаическое объяснение этого необычного элемента. Когда предки якутов осваивали север, вместо шапок они надевали шкурку с лисьей головы.

    Якуты старались, чтобы в их костюме сочетались все цвета года. Черный символизирует землю и весну, зеленый – лето, красный и коричневый – осень, а серебряные украшения – звезды, снег и зиму.

    А вот какое интервью дала Августина Филиппова "Российской газете".

    РГ | Каждый костюм вы изготавливаете в единственном экземпляре, причем все его элементы обязательно складываются в какой-то сказочный сюжет . Это и костюм Снежаны – Снегурочки, и наряд хозяйки Ледовитого океана , и другие. Как вы думаете, понимают ли девушки, мечтающие увидеть себя в этих богатых, королевских платьях тот смысл, который вы в них вкладываете?

    Августина Филиппова | Думаю, они просто ощущают его. Несколько раз даже иностранки, которые не знакомы с нашими сказками и легендами, примерив костюмы, признавались, что почувствовали себя настоящими принцессами. Я стремлюсь, чтобы в этих нарядах было заключено благословление для того, кто наденет их. Богато расшитые бисером и стразами старинные узоры на платьях, шапочках и сумках – материальное воплощение добрых напутствий и пожеланий. Для меня работа модельера – это еще и возможность рассказать о своем мироощущении. Я смотрю на березку и вижу робкую стройную девушку , а река кажется величественной женщиной. В процессе творческих поисков эти образы развиваются, оживают, превращаются в вещи, которые можно носить. А потом они могут даже влиять на настроение и ощущения человека, облачившегося в них.

    РГ | Сколько в ваших работах выдумки и сколько исторической точности?

    Филиппова | Мне никогда не нравилось то, как якутский национальный костюм представляют на подиуме. Все казалось таким серым, безвкусным. Ну, кому захочется надеть платье, которое сняли в музее с манекена? Даже женщины позапрошлого века хотели выглядеть модными и, увидав у русских приезжих барышень наряды, просили мастеров сделать себе берестяные кринолины. Я, скорее, стараюсь сохранить силуэт того или иного фасона, может быть крой, а не слепо копировать рисунки с находок археологов.

    РГ | Какой из элементов, например в наряде невесты, вы назвали бы самым главным? Наверняка предки понимали, что та или иная одежда может определить будущее молодоженов.

    Филиппова | Вообще национальный костюм невесты был настолько многослойным, что весил около 30 килограммов. По тому, как девушка закончит свадебный день, определяли, какой женой она будет. Вытерпит, не упадет в обморок – значит, сможет родить кучу детей. Конечно, трудно представить современную невесту в таком облачении. Для свадебного платья я оставляю один элемент исторического костюма – меха на плечах. Это своего рода символ отрезанных крыльев. Девушка спускается на землю, чтобы продолжался род человеческий, а со срезанными перьями она не сможет вернуться обратно.

    РГ | Можно ли использовать подобный магический смысл в повседневной одежде?

    Филиппова | Конечно. Завистники, а они, к сожалению, встречаются часто, обычно злословят за спиной: в лицо улыбаются, а стоит отвернуться, как они тут же плюют в спину и даже посылают проклятья. Чтобы уберечь себя от сглаза, наши прадеды одевались спереди всегда очень скромно, а сзади расцвечивали одежду всевозможными украшениями. Мол, если человек и захочет что-то плохое сказать, увидев такую красоту, у него язык не повернется. Можно последовать их примеру.

    РГ | А есть ли у вас правила на счет того, как подбирать одежду к лицу?

    Филиппова | Никто не вправе навязывать то, в чем человеку дискомфортно.

    Между тем я считаю, что людям даже с самыми скромными доходами нужно одеваться как можно лучше. Тем самым они демонстрируют любовь и уважение к окружающим и к жизни вообще. То есть с помощью одежды они показывают свое духовное богатство. Это не обязательно должна быть очень дорогая одежда. Хорошо, когда при этом она отражает индивидуальность своего хозяина. Но всегда следует помнить: одно из правил хорошего вкуса – костюм должен быть уместным.

    Национальный костюм во многом определяется такими факторами, как климат, история, культура. Например, в холодных странах в качестве деталей используются натуральные меха. Часто присутствуют вышитые на ткани национальные орнаменты или религиозная символика. В настоящие время в национальный костюм облачаются во время народных праздников и гуляний и для исполнения национальных танцев и песен.

    Якутия: территориальное расположение, климат, история, культура

    На данный момент она входит в состав Российской Федерации, в Дальневосточный федеральный округ. Климат там суровый, северный, с коротким летом и длинной зимой, во время которой температура воздуха может опускаться до 50 градусов ниже нуля. Этот фактор объясняет использование меха и кожи в костюме. Как народность якуты (они же саха или сахалар) произошли от тунгусцев, палеоазиатов, монголо- и тюркоязычных кочевых племен. По этой причине в деталях национального костюма присутствуют традиционные элементы одежды и других народностей. В древности якуты исповедовали религию под названием Айыы. Даже сейчас в их традициях отмечать праздник Ысыах, где прославляются Боги Айыы, присутствуют шаманы и используется горловое пение.

    Образцы первых национальных костюмов

    Считается, что история традиционной одежды Саха начинается в XIII веке. Тогда для тепла использовались меха и кожа животных и грубое сукно. Украшалось одеяние национальным орнаментом, который наносился на ткань путем вышивки. Когда якуты освоили скотоводство, основным материалом стал мех домашних животных. Им же и декорировался костюм, например, нашивались манжеты или воротники. Помимо этого, одежа украшалась еще и бархатом. Одним из самых древних считается костюм тангалай. Представлял он собой изделие из сыромятной кожи с меховыми вставками в верхней части рукава. Талия была декорирована металлическими украшениями, по бокам присутствовали разрезы. На данный момент такой костюм уже не носят.

    Современные виды кроя

    В якутском национальном костюме есть несколько традиционных элементов пошива. Наиболее популярный крой называется«оноолоох, бууктаах», и включает в себя следующие элементы:

    1. Рукав "буук". Пышный, свободный, иногда со сборками.
    2. "Оноо". Это складки на спинке костюма.

    Еще один крой "кытыылаах". Его особенностью является наличие широких полос из суконного материала на бортах костюма. Часто при декорировании используется красный цвет.

    Национальный костюм для взрослых

    При пошиве одежды для женщин используются практичные и натуральные ткани, такие как, например, сатин и ситец. Для создания праздничных одеяний используется шелк и атлас. Женский национальный костюм подразумевает декорирование вышивкой, бисером и меховыми орнаментами.

    Традиционно представительницы прекрасного пола носили большое количество украшений. На голову надевались металлические или бисерные обручи с ниспадающими вдоль лица звеньями. Украшались и волосы - накосник носил название сухуох или киистэ и крепился с помощью ремешков из сыромятной кожи. Знаменитое нагрудное украшение - подвеска кэбихэр илисурэх, по форме напоминающая крест. При изготовлении использовались такие техники, как чернение и золочение. Большим количеством украшений выражалось уважение к женщине как к продолжательнице рода, кроме того, некоторые из них играли роль оберегов и талисманов.

    Женская шуба называется саныйах. Изготавливается она из меха лисы, соболя и волка. Свадебный вариант украшается меховым узором в виде крыльев птицы.

    Полный костюм для бракосочетания включал в себя следующие элементы: покрывало на лицо - аннах, рубаха из сыромятной кожи, натазники - панталоны, ноговицы - гетры от колена до щиколотки, доха - меховая шуба с узором крыльев, дьабака - головной убор с выступом на макушке, немного напоминающий военный шлем. Конечно же, к свадебному одеянию прилагалось большое количество украшений: на голову, шею, руки.

    Якутский мужской национальный костюм выглядел намного скромнее женского. Обязательно присутствовала меховая оторочка на воротнике и манжетах. Отличалась она объемом и высотой ворса. По краю подола, рукава, а также вдоль бортов шуб и накидок вышивались традиционные узоры, чаще всего синего, бежевого или коричневого цвета. Головной убор мужчины по форме напоминал военный шлем. Он делался из натурального меха. Благодаря завязкам, шея и уши были надежно защищены от ветра и морозов. Некоторые головные уборы украшались ушками, что символизировало связь с космосом и Вселенной. Другой элемент декора - полная луна или солнце, что означало продолжение рода. Также шапки иногда украшались пышными меховыми хвостами на макушке.

    Что надевали на ноги

    Обувь как для мужчин, так и для женщин представляла собой унты - тыс этэрбес. Они изготавливались из шкуры голени оленя - камуса, и прошивались войлоком. В такой обуви можно было комфортно чувствовать себя в мороз до 50 градусов ниже нуля. Еще один вариант - торбаза. Такая обувь делалась из сукна и кожи и подшивалась войлоком и шерстью. Отделывалась мехом рыжей лисы, чернобурки или бобра. Наиболее популярные цвета обуви: серый, бежевый, коричневый, черный. Конечно же, женский вариант украшался бисером, вышивкой, узорами из меха.

    Летняя обувь называлась тэрэхэ и представляла собой укороченные ботинки.

    Якутский детский национальный костюм

    Почти полностью копировал одежду взрослых. Якутский национальный костюм для девочки представлял собой уменьшенную копию одежды взрослой якутки. Дети также носили различные украшения из металла, бисера и меха.

    Якутский национальный костюм для мальчика тоже ничем не отличался от одеяния взрослого мужчины. Меховая оторочка и скромная вышивка - вот составные части костюма маленького якута.

    Ритуальная одежда

    За связь с духами у якутов отвечал особый человек - шаман. Его одеяние отличалось от костюмов обычных людей, и некоторые его детали могли носить особый ритуальный смысл. Так, например, многие костюмы украшались бахромой, напоминающей оперение, вдоль рукавов и на спине. Такое оформление символизировало птицу. Надевая такой костюм, шаман получал возможность "летать" и связываться с потусторонними мирами. Помимо бахромы для отождествления себя с птицей их изображения наносились на само одеяние и использовались в качестве подвесок. В основном это были гагара, журавль, орел и утка. Основным материалом для пошива была шкура жеребца шерстью наружу. Отдельного внимания заслуживает головной убор шамана. Материалом служила шкура с головы жеребца, на которой оставляли уши и гриву. Такой головной убор никак не украшался, обычные люди носить его не могли.

    Якутский национальный костюм в наши дни

    В традиционную одежду якуты облачаются в дни национальных праздников. Образцы повседневной и праздничной традиционной одежды также можно увидеть в исторических музеях. Фото якутского национального костюма можно увидеть и в нашей статье. На сегодняшний день используется куда больший ассортимент тканей и разнообразных фасонов. Однако часто можно встретить и традиционные элементы национального костюма: например, современное свадебное платье и головной убор дьабаха. По всему миру знамениты украшения из Якутии как из драгоценных металлов, так и из бисера (техника работы с последним в некоторых семьях передается от матери к дочери). Современные якутские дизайнеры часто вдохновляются элементами национального костюма и используют их при создании современных моделей.

    Ысыах невозможно представить без традиционной одежды. Накануне якутского праздника ЯСИА решило вспомнить историю платья халадаай — одного из главных составляющих женского костюма.

    Корни

    Халадаай – традиционное якутское платье. Вместе с безрукавкой — кэhиэччик – и серебряными украшениями составляет праздничный женский костюм, надеваемый на главный летний праздник — Ысыах. В гардеробе якутов появилось несколько веков назад и, скорее всего, было заимствовано у жителей соседних регионов Сибири.

    Праздничный сибирский халадай из дабы, XIX век.

    Холодай, холодайка - верхняя женская одежда для весны и осени, распространенная в Курской, Орловской и некоторых других губерниях юга Европейской России, а также на Дону. В южнорусских губерниях холодайку шили из черной ткани фабричного производства на вате с подкладкой. Это была распашная однобортная одежда с цельной, расширяющейся книзу спинкой и такими же полами, без воротника, с круглым по шее воротом, длинными узкими рукавами. Холодайка обычно не имела застежки, по вороту, подолу ее украшали цветной машинной строчкой. Холодайка в первой четверти XX века считалась очень модной одеждой. Женское платье объемной формы у бурятов тоже называется халадайха, сшитое из шёлковых тканей оно является выходной одеждой в Прибайкалье. Одежда, схожая по фасону и крою, была распространена у алтайцев и татар («Русский традиционный костюм», 2001).

    Появление халадаая у якутов исследователи относят к периоду христианизации Якутии в середине XVII века. В это время активно развивались новые торговые связи, появились промышленные товары, в том числе мануфактурные ткани. В целом отмечается сильное влияние русской культуры на якутскую, которое коснулось и одежды.


    М. Носов. Якуты XVII века. Ысыах.

    В старину на Ысыах и другие праздники люди надевали одежду, сшитую из традиционных материалов – меха, ровдуги, кожи. Женский праздничный наряд, например, состоял из натазников с ноговицей, ровдужной рубахи с меховой опушкой и бисерной отделкой, нарядной безрукавки, шубы – тангалай, нарядной обуви из ровдуги или камусов. Головными уборами служили: зимой — капор с меховой подкладкой или зимняя шапка с рожками, летом — теплый капор, начельник бастынга с задними подвесками, девушки надевали шапку ураа . Обязательными были металлические украшения из латуни или серебра. При этом все элементы одежды и декор имели символическое значение, и их использование строго регламентировалось — по наряду можно было узнать возраст, социальный статус и материальное положение владельца. Традиция демонстрировать через одежду свое благосостояние — одна из причин того, что на Ысыах надевали меховую одежду и головные уборы.

    М. Носов. Портрет якутской девушки.

    В середине XVII века традиционные материалы стали вытеснять ткани мануфактурного производства. Появились новые виды одежды, в их числе – халадаай. Праздничный женский наряд в этот период включал пальто — сон , платье халадаай , безрукавку-кэhиэччик , головной убор — дьабака , нарядную обувь из кожи, украшенную вышивкой, бисером или металлическими бляшками, рукавицы и серебряные украшения.

    К концу XIX — началу XX века халадаай прочно вошел в быт якутов – его носили как дома, так и на праздники. Домашние халадааи шили из простых тканей, для праздничных выбирали нарядные и дорогие. На Ысыах женщины наряжались в праздничный халадай с безрукавкой — кэhиэччик, на головы повязывали шалевые платки или надевали шляпы. Этот вариант праздничного наряда с небольшими вариациями сохранился по сей день.

    Ткани

    Для пошива халадааев, и мужских, и женских, выбирали легкие, хорошо драпирующиеся ткани. Повседневные халадааи шились из ситца, дабы, полотна, тика. Они были преимущественно спокойных цветов и не отличались богатой отделкой. Для выходных платьев выбирали более дорогие ткани – атлас, парчу, тафту, шелк. Традиционную отделку из бисера и металлических бляшек со временем стали заменять более доступными: тесьмой, стеклярусом, шелковой нитью, сутажем. Ими декорировались ворот, подол платья, манжеты.


    Полный выходной костюм из нарядного халадаая и безрукавки (по рисунку М.Носова)

    Обязательную пару праздничному халадааю составляла безрукавка – кэhиэччик, ее шили из ярких тканей и богато декорировали сначала бисером, ровдугой и мехом, позже – пайетками, стразами, тесьмой.

    Цвет

    Первоначально цвет не играл большой роли в традиционной одежде, так как последняя шилась из натуральных материалов, не отличавшихся богатой цветовой палитрой. Исключение составлял бисер, которым декорировалась одежда. В якутском костюме, как правило, использовались белый, синий и черный цвета. По мере распространения тканей цвет стал одним из главных средств выразительности костюма.

    В якутской одежде цвет имел как символическое, так и утилитарное значение. Прежде всего он зависел от сезонного назначения изделия. Повседневные вещи были преимущественно нейтральных, темных тонов, праздничные костюмы отличались яркостью красок, сочетаниями контрастных цветов.

    Символическое значение цвета во многом определялось его воплощениями в природе. Красный цвет — цвет крови — олицетворял душу, жизненную силу. Зеленый – цвет травы, пробуждающейся природы — символизировал молодость, расцвет жизни, бессмертие. Голубой — небесный цвет, символ Салгын-кут (небесной души) — знак развития, расцвета жизни. Жёлтый и белый – цвета солнечных лучей, снега — являются символом жизни, счастья, положительных сил природы, всего самого хорошего. Черный , темно-серый , коричневый — цвета матери Земли, земной души – Буор-кут.

    Крой

    В старинной одежде якутов, как и у других северных народов, преобладал преимущественно прямой крой, это объяснялось особенностями исходного материала – шкур животных. Он был более рациональным, к тому же прямая одежда лучше защищала от холода. С появлением мануфактурных тканей и под влиянием европейской культуры в традиционной якутской одежде закрепился трапециевидный силуэт, появились крой «оноолоох, бууктаах» (со складками, оборчатым рукавом) и дополнительные элементы: воротник, манжеты.


    Старинная женская рубаха-халадаай (рисунок М. Носова)

    По мнению художника и этнографа Михаила Носова , прообразом современного халадаая является одноименная рубаха-платье. Ее шили из дабы или простой материи, самые старые образцы, датированные серединой XVII века, имели спереди и сзади легкие сборки у ворота. Воротник, как правило, заменяла легкая ровдужная или кожаная окантовка, таким же образом обрабатывались края рукавов и разрез у горловины. В более позднее время сборки стали делать в области груди и по низу рукавов.


    Женское платье халадаай второй половины XIX — начала XX века.

    В начале XX века силуэт платья окончательно сформировался: якутский халадаай имел кокетку с застежкой спереди и большой отложной воротник. По линии груди пришивалась широкая прямоугольная оборка — фалда и фалбора, а иногда и две. Верхняя часть рукава сильно присбаривалась по окату, по низу притачивались узкие манжеты. Получившийся буф подчеркивал состоятельность владельца – чем богаче человек, тем пышнее рукав. По линии соединения фалборы и по низу манжет иногда пришивали тонкое черное кружево или кружево в тон платью. Мужской халадаай имел аналогичный крой, за тем лишь исключением, что был короче женского и декорировался более скромно. В таком виде халадаай дожил до середины XX века, когда под влиянием модных тенденций силуэт стал изящнее – появились приталенные платья, жилеты, пальто. Декор стал более простым, украшения из серебра сменили украшения из бисера. Традиционные элементы праздничного наряда сохранялись в отдаленных наслегах, где не так сильно сказывалось влияние городской культуры.

    В первом десятилетии XXI века интерес к национальной одежде и украшениям начал возрождаться – надевать их на Ысыах становится повсеместной традицией. Однако, как отмечают исследователи якутского костюма, зачастую дизайнеры, стараясь осовременить наряд, не стремятся следовать традиционному крою, используя лишь некоторые его особенности. В результате одежда становится все более стилизованной, а незнание символики декора приводит к ошибкам в оформлении костюма. Так, например, мужскую праздничную одежду украшают растительным орнаментом, издревле характерным для женской одежды, головные украшения — бастынга и шапку-ураа , которые традиционно носили молодые женщины и девушки, сегодня можно увидеть и на пожилых женщинах.

    В статье использованы данные из монографии С. Петровой и З. Заболоцкой «Народный костюм якутов» и исследований М.Носова «Одежда и украшения якутов XVII-XX веков».