Все начинают учиться плавать с подготовительных упражнений. Релаксационные упражнения для детей младшего школьного возраста

«Медвежонок в берлоге»

Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.

Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу, удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок.

Педагог.

Медведь в берлоге сладко спит И шумно, на весь лес сопит.

Дети выполняют 8-12 шумных вдохов.

Выдох произвольный.

«Страшный сон мышонка»

Цель. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.

Описание. В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.

Педагог.

Как дышит мышка-крошка, Коль снится злая кошка?»

Дети дышат поверхностно и учащенно.

«Заячьи бега»

Цель. Стимулировать глубокое, частое дыхание.

Описание. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.

«Великан»

Цель: Формировать вертикаль позвоночника.

Педагог. Дети, представьте, что сенсорная комната - это пещера гномов, добывающих самоцветы. Светильники не способны показать нам все великолепие драгоценных камней, сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит каменный потолок. Каждый из вас - могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный свод. Вы уверены в своих силах, и это видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, головой вы устремлены вверх, тянетесь макушкой, плечами все выше и выше! Вы становитесь выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надежны. Все самоцветы подземелья у ваших ног. Гномы благодарят вас за помощь маленьким труженикам. И вы делаете это для них с радостью и любовью.

«Медуза»

Цель. Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.

Описание. Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.

Педагог.

я лежу на спине,

Как медуза на воде. Руки расслабляю,

В воду опускаю.

На сигнал «Шторм» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети снова расслабляются, ложатся свободно.

«Чайка»

Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху согласовывать ритм дыхания с движениями рук.

Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине.

Педагог.

Спокойно на спине лежу, Как чайка, медленно летаю. Ладонями в воде скольжу:

Вверх - вдох, на выдох опускаю.

Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.

«Ленивец»

Цель. Удерживать позу общего расслабления.

Описание. Дети ложатся животом на мячи-гиганты.

Педагог.

Я ленивец, милый, славный, Неуклюжий и забавный. Вишу на ветке целый день. Даже и висеть мне лень.

«Отдых»

Цель. Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают. опустив голову на грудь. Педагог осуществляет контроль за качеством расслабления детей.

«Полосканue»

Цель. Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление.

Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу), и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг.

Педагог.

Руки в бассейн опущу, Тщательно прополощу. Ну, а потом по порядку Выну, стряхну, разотру.

«Гора»

Цель. Развивать силу и амплитуду

движений мышц плечевого пояса.

Описание. Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу.

Педагог.

Это, конечно, не Эверест

Гору нагреб я руками.

Горы покруче, наверное, есть.

Попробуйте, сделайте сами!

«Буратино удивляется»

Цель. Активизировать мышцы плечевого пояса.

Описание. Дети сидят на мячахгигантах.

Педагог.

Удивляется полено:

Папа Карло, где колено? Поднимает плечики, Смотрит так доверчиво.

Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо.

«Колобок»

Цель. Формировать плавность и амплитуду движения мышц шеи.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах.

Педагог.

Покатился колобок

С левого на правый бок. А потом на спинке, Будто по тропинке.

Страхи и неуверенность в себе - это постоянное напряжение. А, как известно, в здоровом теле - здоровый дух! Если ребенок умеет и расслабляться, и держать себя в тонусе, он с легкостью обретет уверенность в себе. И именно вода способна оказывать сильное положительное влияние на чувства человека.

Оксана Игоревна Чернуха , семейный психолог, детский психоаналитик, сотрудник центра профессиональной психологии «Верт», мама четверых детей

Вода - родная стихия для человека. Развитие ребенка происходит в утробе матери именно в этой среде, поэтому купание и пребывание в ней приносит положительные эмоции . Плавание в бассейне полезно как для психического, так и для эмоционального состояния человека: нормализуется нервная система, появляется ощущение спокойствия и гармонии, улучшаются сон и аппетит.

В этих упражнениях главная цель - расслабить тело максимально, чтобы вода сама держала ребенка. Если маленький пловец сумел освоить эту технику, можно считать, что он «подружился» с водой.

Важно: в обоих упражнениях правильное выполнение не предполагает касания дна, даже если оно выполняется на «мелкой» воде.

Ныряние: учимся смелости

Чтобы побороть страхи и развивать упорство, лучше всего нырять - за предметами, на время или на расстояние (чем дольше и дальше, тем лучше).

В нырянии проявляется вся выталкивающая сила воды, и ребенок должен проявить целеустремленность, опускаясь на дно. Для этого необходимо нырять на задержке дыхания, постепенно выпуская воздух из легких, чтобы быстрее и легче дать телу опуститься на дно.

Плавание на спине с попеременной работой рук. Все как и в предыдущем упражнении, но в работу включаются руки - один гребок правой, один левой. Но можно работать и только какой-то одной рукой в зависимости от того, как искривлен позвоночник (подскажет специалист);

Плавание на спине с одновременной работой рук. А в этом упражнении обе руки должны совершать синхронные движения, благодаря чему идет симметричная работа мышц спины и рук. Если исключить из упражнения движения ногами, нагрузка на мышцы рук и спины увеличится.

Плавание с ластами: будь решительным!

Для большей уверенности в воде хорошо использовать ласты. Они увеличивают скорость движения, что помогает ребенку почувствовать свою силу и увеличить физические возможности. А еще ласты вносят разнообразие в обычное плавание - плавать в них намного интереснее и динамичнее!

При этом можно дополнительно развивать навыки плавания кролем и дельфином, что очень хорошо влияет на подвижность поясничного и грудного отделов позвоночника и включает в работу мышцы ног.

Елена Анатольевна Новикова

пражнения выполняются как на суше, так и в воде .

Эти упражнения разделяются на :

1) общеразвивающие и специальные физические упражнения ;

2) упражнения для освоения с водой;

3) прыжки в воду;

4) упражнения для изучения техники плавания .

5) игры и развлечения в воде ;

В зависимости от этапа обучения ребёнок выполняет упражнения той или иной группы . Соотношение упражнений из разных групп на каждом этапе обучения определяется условиями для занятий, возрастом и подготовленностью занимающихся.

Общеразвивающие и специальные физические упражнения .

Их необходимо выполнять за 1-1,5 месяца до начала обучения плаванию , а затем ежедневно на суше перед каждым занятием в воде . Еще лучше если дополнительно к этому комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений выполняется утром вместо зарядки. Это возможность новичку в привычных условиях на суше ознакомиться с движениями, характерными для техники плавания .

Общеразвивающие физические упражнения помогают повысить уровень развития таких качеств, как сила, координация движений, ловкость, гибкость, быстрота, что так же необходимо для успешного освоения техники плавания . Сюда относятся такие упражнения , как ходьба, прыжки, наклоны, приседания, отжимания, маховые движения руками и ногами и многие другие.

Специальные физические упражнения направлены на совершенствование подвижности суставов. В основном, эти упражнения , имитирующие движения рук кролем, круговые движения руками вперед и назад «мельница» , круговые вращения стоп и другие.

Из этих упражнений составляется комплекс простых упражнений (обычно туда входит 10-12 упражнений ) .

Упражнения для освоения с водой.

Они широко применяются на первых этапах, помогая обучаемому , освоится в новой непривычной среде и подготовиться к изучению техники плавания . Все эти упражнения обязательно выполняются при задержке дыхания после вдоха. Как уже говорилось, это делается для того, чтобы улучшить плавучесть тела занимающегося , что особенно важно на первых шагах обучения . Упражнения для освоения с водой выполняются на мелком месте, доходящей до уровня пояса или груди. Упражнения для освоения с водой можно разделить на несколько подгрупп.

Упражнения для ознакомления с непривычными свойствами воды

помогают уверенно чувствовать себя в непривычных условиях водной среды, ознакомлению с плотностью, вязкостью, сопротивлением и температурой воды. К этим упражнениям относится разного вида ходьба в воде с различными положениями рук и ног.

Погружения под воду с головой.

Приучают новичков не боятся воды и брызг. Погружаться под воду на задержке дыхания. Умение открывать глаза в воде помогает лучше ориентироваться в водной среде. Упражнения этой группы входят различные погружения под воду с головой.

Всплывание и лежание на воде .

Помогают чувствовать непривычное, взвешенное состояние в воде и способствовать удерживаться у поверхности воды, не выполняя при этом никаких движений. Лежание в горизонтальном положении воспитывает у детей умение удерживать равновесие тела в воде .

В эту подгруппу упражнений входят широко известные : «поплавок » , «звездочка» , «медуза» , и другие.

Скольжение.

Продвижения тела по поверхности воды на груди и на спине, с работой ног и без них, руки при этом принимают любую не подвижную позу. Выполнение скольжений помогает освоить равновесие тела во время движения в воде , научиться тянуться вперед, принимая наиболее обтекаемое положения тела. В эту подгруппу упражнений входят : «стрелочка» , «торпеда» и другие.

Выдохи в воду.

Очень важны при освоении техники дыхания. Вдох над поверхностью воды и выдох в воду, многократно повторяющиеся во время плавания в ритме гребковых движений, выполняемых руками и ногами, являются обязательным элементом техники каждого способа плавания . «Научись дышать в воде , и ты научишься плавать » - это поговорка показывает, что дыхание – ключ к освоению техники плавания .

В эту группу упражнений входят однократные и многократные выдохи в воду, а также выдохи в воду с поворотом головы на вдох и выдохом как над водой так и в воду.

Прыжки в воду.

Они помогают быстрее освоиться с водой. Прыжки в воду воспитывают смелость, решительность, умение без страха погружаться на глубину и некоторое время находиться под водой. Выполнение прыжков в воду во время обучения плаванию доставляет занимающимся много радостных эмоций. Подбираются только такие прыжки, при выполнении которых исключается возможность удара о дно. Все зависит от глубины и ширины бассейна. Так в мало габаритных бассейнах можно только выполнять соскоки ногами вниз и соскальзывание в воду из положения сидя на бортике.

Упражнения для изучения техники плавания .

На начальном этапе упражнения выполняются со вспомогательными средствами.

Они выполняются по частям. Выполняя скольжение на груди и на спине, занимающие осваивают положение тела. Одновременно совершенствуется умение делать вдох над водой и выдох в воду. Затем изучаются движения ногами и руками. Подбор упражнений для рук носит индивидуальный характер. Так как обучаемый имеет порок развития правой руки, то гребок правой рукой будет короче. Акцент делается на левую руку. Правая выполняет имитацию гребка. И плыть он будет в основном за счёт работы ног. Разделение освоения техники плавания с помощью упражнений по элементам облегчает обучение и помогает избежать излишних ошибок. Как только занимающиеся научились лежать на воде и скользить , делать выдохи в воду, выполнять движения ногами, умеет согласовывать руки с дыханием, можно сразу же переходить к согласованию этих движений между собой, а затем и к плаванию в полной

координации. Согласование движений проводится

в таком порядке : движения ног с дыханием; движения рук с дыханием; плавание в полной координации на задержке дыхания; плавание в полной координации в сочетании с дыханием.

Как уже говорилось в начале, обучаемый плавает чаще всего с нврукавниками.

Игры и развлечения в воде .

При обучении плаванию детей и подростков обязательно проводятся игры и развлечения на воде . Они не заменимы на занятиях плаванием , делают обучение более эмоциональным , помогают детям полюбить плавание , стимулируют желание заниматься им систематически. Игры в воде способствуют физическому развитию, укреплению здоровья и закаливанию, а также воспитанию самостоятельности, инициативы, умению быстро принимать решения, взаимодействовать в коллективе. Выбор игры зависит от количества играющих, их возраста и подготовленности , глубины температуры воды. Как правило, в игре могут использоваться только те упражнения или движения , которые выполняются всеми участниками игры. Если вода прохладная, игра должна быть активна и проводиться в быстром темпе.

Инструктор по плаванию : ГБОУ СОШ № 1420 корпус 10

Новикова Елена Анатольевна.


Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Д/и «Приготовим салат»Цель: учить детей проговаривать.

Рассматриваем книги о Кубани, карту Краснодарского края, Красную книгу Кубани. Дети очень заинтересовались и увлеченно делились друг с.

Игровые общеразвивающие упражнения с предметами для детей младшего дошкольного возраста Общеразвивающие упражнения. (с мячиками) «А теперь мячи возьмем, заниматься мы начнем» 1. «Покажи мячик». и. п. : стоя ноги на ширине плеч,.

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста «Принц на цыпочках» Цель: Формирование навыков регулирования поведения в коллективе. Дети сидят в кругу. «Принц» или «принцесса» неслышными.

Интегрированный спортивный праздник на воде для детей среднего дошкольного возраста, посвящённый Дню защитника Отечества Задачи: 1. Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к защитникам Родины. 2. Развивать ловкость, координацию движений, силу. 3.

Непосредственно-образовательная деятельность по плаванию для детей дошкольного возраста «Я и моя водичка» Непосредственно-образовательная деятельность по плаванию для детей дошкольного возраста «Я и моя водичка». Цель: упражнять детей в умении.

Рабочая программа «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с наследием малой Родины» 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: ФГОС, Закон РФ. Цель: Приобщать.

Рекомендации педагогам «Игры и упражнения для гиперактивных детей дошкольного возраста» Игры и упражнения для гиперактивных детей дошкольного возраста Для коррекционного воздействия на гиперактивных детей мы используем следующие.

Упражнения с карандашами для пальчикового массажа для детей младшего дошкольного возраста УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВОГО МАССАЖА для детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Булыгина О. А. Все родители знают,.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви и уважения к своей малой Родине «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Библиотека изображений:

Начальное обучение

Начальное обучение плаванию предусматривает овладение подготовительными упражнениями для освоения с водой и облегченными способами плавания.

Обучение подготовительным упражнениям для освоения с водой.

Обучение неумеющих плавать начинается с выполнения подготовительных упражнений для освоения с водой. Основное их назначение - ознакомление со свойствами воды, формирование навыков правильного горизонтального положения тела в воде и выдоха в воду.

Подготовительные упражнения для освоения с водой состоят из семи групп упражнений и изучаются в такой последовательности: элементарные движения руками и ногами; передвижения по дну; погружения; упражнения для дыхания; всплывания; лежания, скольжения.

Элементарные движения руками и ногами. При выполнении упражнений этой группы конечности следует располагать так, чтобы в одном случае при их движении в воде можно было бы ощущать большое сопротивление и необходимую опору конечности о воду, а в другом - наименьшее сопротивление и свободное движение конечности в заданном направлении. Все движения выполняются в такой последовательности: напряженными конечностями (сначала медленно, затем быстро); расслабленными конечностями (сначала медленно, затем быстро). Такие движения знакомят занимающихся с величинами мышечных усилий, возникающими в зависимости от положения и степени напряжения мышц конечностей.

Элементарные движения (круговые, маятникообразные, гребковые, толчковые и др.) выполняются в воде во всех направлениях. Они помогают правильно располагать конечности при последующем освоении техники плавания.

Упражнения: стоя в полный рост, делать движения прямыми ненапряженными (расслабленными) руками влево, вправо, вперед, назад, одновременно и попеременно, скреетно, меняя положение ладоней (ладони внутрь, наружу, повернуты к туловищу); эти же движения в положении наклона вперед; присев до уровня подбородка вытянув руки в стороны и положив их на воду, выполнять повороты туловища в разные стороны, удерживая прямые напряженные и расслабленные руки и меняя положение кистей; стоя, руки на пояс, выполнять маховые движения левой (правой) ногой вперед, назад, в стороны, перед собой, меняя положение стопы.

Передвижения по дну. Упражнения этой группы направлены на дальнейшее ознакомление со свойствами воды. Передвижения выполняются в различных положениях (грудью, спиной, левым или правым боком вперед), с различной скоростью и с изменением направления движения (сначала вперед, затем назад, в различные стороны и т. д.). При выполнении упражнений используются простейшие способы передвижения: обычным шагом, скрестными шагами, приставными шагами, бегом, прыжками и т. д. Эти способы можно применять в различных сочетаниях: изменять направление и способ передвижения, менять скорость передвижения и положения рук, изменять движения руками (попеременные на одновременные и наоборот) и направление движения или скорость и др. Во время гребковых движений руками кисть должна принимать вертикальное положение.

Упражнения: ходьба по дну в полный рост грудью, спиной, левым (правым) боком вперед различными шагами в колонне, в шеренге, парами и в других построениях; бег в различных положениях и построениях; передвижения прыжками в различных положениях со сменой направлений и изменением скорости движения.

Погружения. Упражнения этой группы позволяют приобрести навык полного погружения в воду и почувствовать выталкивающую (подъемную) силу.

Вначале целесообразно выполнять погружения без удержания за опору: предварительно выполнив небольшой вдох, спокойно погрузиться в воду. По мере освоения этих упражнений длительность пребывания под водой увеличивается. Необходимо держаться руками за опору, противодействуя всплыванию.

Занимающихся надо приучать находиться в воде с открытыми глазами. Однако открывать глаза нужно после погружения лица в воду, ибо в противном случае поверхностный слой воды сильно раздражает роговицу глазного яблока, вызывая покраснение глаз и болевые ощущения.

Упражнения: стоя в положении наклона вперед, набрать в ладони воду и опустить в нее лицо; наклониться вперед и спокойно опускать лицо в воду; погрузиться в воду до уровня шеи, подбородка, глаз и с головой; опустить лицо в воду и открыть глаза; погрузиться в воду с головой и открыть глаза; многократно выполнить погружения в воду с головой.

Упражнения для дыхания. Упражнения для дыхания являются важнейшей группой подготовительных упражнений для освоения с водой и основным средством обучения выдоху в воду.


В обычных условиях акт дыхания у человека выполняется без какой-либо видимой задержки между вдохом и выдохом и выдохом и вдохом. На основе этого непрерывного биологического акта и должно изучаться дыхание в воде. Сразу же после погружения лица в воду необходимо выполнять энергичный, но равномерный и полный выдох, не раздувая щеки и выпуская воздух через сжатые губы. Для того чтобы у занимающихся возникла потребность в очередном вдохе, нужно сделать в воду полный выдох. Лишь в этом случае, подняв лицо из воды и широко открыв рот, можно без всяких затруднений сделать быстрый глубокий вдох.

Известны два основных варианта дыхания - непрерывное и взрывное. Суть первого состоит в том, что после вдоха, вслед за погружением лица в воду, начинается выдох, продолжительность и интенсивность которого определяется временем нахождения лица в воде, что в свою очередь зависит от темпа движений. Взрывное дыхание отличается от непрерывного тем, что после вдоха и погружения лица в воду следует задержка дыхания, время которой определяется продолжительностью нахождения лица в воде. Перед подниманием головы из воды выполняется очень быстрый и активный выдох, но обязательно в воду, затем вдох и т. д.

Начинать изучение дыхания нужно только с непрерывного варианта, второй используется лишь квалифицированными пловцами. Правильность выполнения полного выдоха в воду нужно контролировать: по активному выходу на поверхность воды пузырьков воздуха и по выдоху остатка воздуха после того, как рот появится над водой (это типичный пример неполного выдоха в воду). Упражнения: наклониться и дуть на воду, "как на горячий чай", стараясь образовать маленькие волны; опустив рот в воду, сделать активный выдох; опустив лицо в воду, сделать выдох через рот, через нос; погрузив голову в воду, выполнить активный выдох через рот, через нос; многократные выдохи в воду через рот и через нос.

Всплывания. С помощью этой группы упражнений учащихся убеждают в том, что если они сделают глубокий вдох и погрузятся в воду с головой, то выталкивающая сила воды быстро оторвет их от дна, поднимет на поверхность воды и будет удерживать в этом положении. Одно из главных условий правильного выполнения упражнения на всплывание - умение после выполнения глубокого вдоха задерживать дыхание.

Упражнения : сделать глубокий вдох, присесть и погрузиться в воду с головой, затем руки и ноги развести в стороны и выпрямиться, расслабиться и в таком положении всплыть на поверхность спиной вверх; подняв руки вверх, сделать глубокий вдох и резко наклониться вперед -вниз, опустить голову в воду, руками коснуться дна и в таком положении

всплыть поясницей к поверхности воды ("медуза"); сделать глубокий вдох", погрузиться в воду с головой, плотно сгруппироваться, обхватив кистями голеностопные суставы, и в таком положении всплыть ("поплавок").

Лежания. Основная задача, которую решают упражнения этой группы,- формирование навыка горизонтального положения тела в воде. Для того чтобы подготовить занимающихся к освоению способов плавания, необходимо научить их свободно лежать на поверхности воды на груди и на спине с различными положениями рук и ног. Движения конечностей помогают усвоить прочный навык лежания на поверхности воды.

Упражнения: из положений "поплавок" или "медуза" всплыть к поверхности воды, широко развести руки и ноги, подбородок прижать к груди и задержать дыхание ("звездочка"); в положении "звездочка" последовательно сводить и разводить руки и ноги, одновременно сводить руки, ноги и фиксировать это положение; сводить руки и ноги поочередно, медленно и с ускорением; лечь на спину, широко развести руки и ноги и смотреть вверх ("звездочка на спине"); выполнить попеременные, последовательные и одновременные сведения и разведения рук и ног в положении на спине; выполнить повороты из положения на груди в положение на спине и наоборот.

Скольжения. Упражнения этой группы направлены на приобретение прочного навыка придавать телу такое положение после старта и поворотов, которое обеспечивает ему наименьшее сопротивление воды и наибольшую скорость движения впе ред. Кроме того, с помощью этих упражнений вырабатывается умение правильно принимать исходное положение для последующего выполнения движений в каждом способе плавания. Скольжения выполняются на груди> На спине и на боку с различными положениями рук, толчком от дна или стенки бассейна. Перед толчком делается глубокий вдох и дыхание задерживается до конца^ упражнения. Скользить нужно у поверхности воды до полной остановки. Скольжения следует выполнять с различными положениями рук и головы, что способствует овладению навыком равновесия и приучает занимающихся правильно регулировать горизонтальное положение тела в воде. Правильность упражнения определяется положением головы, туловища, рук и ног (голова опущена в воду, туловище прямое без прогибов, руки и ноги выпрямлены и соединены), а также силой толчка ногами и его направлением (толчок должен быть направлен вдоль продольной оси тела).

Упражнения: выполнить скольжение на груди, руки впереди, голова между руками, дыхание задержано; выполнить скольжение на груди, правая (левая) рука впереди, другая прижата к туловищу; то же, но руки прижаты к туловищу; выполнить указанные скольжения на спине и на боку.

Научиться плавать без использования вспомогательных приспособлений взрослому человеку позволяет строгая дисциплина, изучение базовой теории. Приступать к самостоятельному освоению практической стороны плавания рекомендуется только после ознакомления с техникой безопасности и правилами поведения в бассейне.

Освоить плавание можно абсолютно в любом возрасте. Единственными преградами для взрослого человека к достижению желаемой цели могут стать предрассудки и страхи. Избавиться от них позволяет четкое понимание того, что плавание и в бассейне, и в открытом водоеме приносит не только удовольствие, но и благоприятно воздействует на здоровье.

Занятия плаванием на регулярной основе способствуют:

  • развитию дыхательной системы;
  • тренировке сердца и кровеносных сосудов;
  • стимуляции обменных процессов;
  • укреплению мускулатуры, иммунитета и нервной системы.

Начинать учиться плавать следует в неглубоком бассейне или открытом водоеме. Ноги должны чувствовать твердую опору, голова и плечи - находиться над водой. Ощущать себя в полной безопасности и обрести уверенность позволяет присутствие умеющего хорошо плавать человека.

Альтернативой могут стать занятия с квалифицированным тренером. Посещение специальных занятий не является обязательным условием, постичь азы плавания можно и самостоятельно.

Как правильно дышать?

Важнейший и сложнейший момент в обучении плаванию. Без правильного дыхания невозможно освоить плавание кролем, брассом и любым другим стилем. Учиться дышать правильно необходимо изначально. Глубокий вдох через рот делают над поверхностью воды, а выдох - в воде.

Набранный легкими воздух позволяет человеку удержаться в нужном положении. Чем глубже вдох, тем лучше удерживает плавающего вода. Не нужно стараться набирать полные легкие воздуха. Это приведет к ощущению дискомфорта, станет препятствием для свободного передвижения в воде.

Упражнение на дыхание

Чтобы поставить правильное дыхание, нужно тренироваться. Находясь на мели, необходимо полной грудью вдохнуть воздух, не выдыхая, полностью погрузиться в воду и полноценно выдохнуть через рот. Упражнение повторяют в несколько подходов. Главное, не делать между ними перерывов. Профессиональные пловцы тренируются аналогичным образом, но техника идеально подходит и для начинающих.

Дыхание во время плавания

Вдыхать воздух нужно ртом. Положение тела при движении в воде должно оставаться неизменным, поворачивать необходимо только голову. Дышать через нос небезопасно. Капли воды, попадая в носоглотку, доставляют дискомфорт и могут спровоцировать приступ удушья. Координируется дыхание движением рук и ног, которые определяются стилем плавания.

Техники плавания

Неизменной частью процесса обучения является знание основных стилей плавания, которых насчитывается четыре:

  1. Брасс


Заключается в синхронных движениях конечностями параллельно воде.

  1. Кроль на груди


Стиль предполагает совершение синхронных гребков сначала одной, а потом другой половиной тела.

  1. Кроль на спине


Техника похожа на перевернутый кроль на груди.

  1. Баттерфляй


Сложнейшая техника плавания. Осваивать ее самостоятельно не рекомендуется. Желающие плавать в стиле баттерфляй должны постигать технику под чутким руководством профессионального тренера или наставника.

Как удерживаться на воде?

Чтобы научиться правильно плавать в любом из стилей, сначала требуется освоить то, как удержаться на воде. Сделать это позволяет упражнение «звездочка».

Осуществляется оно в следующем порядке:


В легкие набирают побольше воздуха;

  1. Погружение

Лицо опускают в воду, а конечности раздвигают в сторону так, чтобы тело образовывало подобие «звезды»;

  1. Удерживание

Оставаться в неизменном положении нужно как можно больше времени. Находясь в воде, нельзя выдыхать. Иначе сразу начнется погружение.

«Звездочка » - упражнение на преодоление страха перед водой. Оно позволяет научиться тому, как правильно держаться на поверхности воды посредством набранного в легкие воздуха, не прибегая к совершению движений ногами и руками. Человеку, успешно освоившему «звездочку», можно смело переходить к технической отработке движений.

Как правильно двигать руками и ногами?

Полноценное плавание невозможно без отработки движений руками и ногами. Руки в воде двигаются рефлекторно. Намного сложнее освоить движения нижними конечностями. Без помощи ног не получится удержать тело на воде и развить скорость. Главное, начиная оттачивать движение ног, помнить то, что носки всегда должны быть вытянутыми.

Учась плавать кролем, движение ногами совершают хлесткие и быстрые. Чем интенсивнее удары, тем большая скорость развивается. Брасс требует иной техники движения, напоминающей собой передвижение лягушки в воде. Проще научиться двигать ногами, осваивая брасс, держась руками либо за бортик бассейна, либо пользуясь специальной доской, которая поддерживает плавающего на воде.

Как научиться плавать в стиле кроль и брасс?

Наиболее простым в освоении для начинающего пловца является кроль. Постичь эту технику не очень сложно. На воду ложатся лицом, начинают перебирать поочередно ногами, опуская и поднимая их. Одновременно совершают взмахи руками. Сначала одну из рук выносят вперед, опускают в воду, совершают гребок сложенной в ковш ладони по направлению к бедру. Аналогичным образом совершают движение другой рукой.

Плавая кролем, воздух вбирают в легкие на каждый второй взмах. Чтобы сделать вдох, голову сначала выносят из воды, а затем поворачивают в сторону движущейся руки. Вбирать воздух легкими нужно стараться как можно больше. Без достаточного уровня кислорода плавать длительное время невозможно.

Брасс чуть сложнее кроля, но освоить его можно достаточно быстро. Главное, учитывать то, что движения при плавании брассом должны быть синхронными и похожими на те, которые совершает плывущая лягушка. Труднее научиться плавать баттерфляем. Осваивать эту технику рекомендуется с опытным тренером. Специалист продемонстрирует движения на собственном примере и проконтролирует правильность их выполнения.

Спортивное плавание требует специальной подготовки. К профессиональной карьере пловца взрослого человека подготовить практически нереально. Соответствующие тренинги и нагрузки должны начинаться с детства.

Плавание в бассейне

Плавание в бассейне полезно не только для здоровья, но и для фигуры. Регулярные занятия считаются эффективным способом высвобождения энергии из жировых накоплений. Значение имеет не только количество проводимого времени в бассейне, но и результативность.

Чтобы тренировки были максимально эффективными и безопасными, необходимо соблюдать несколько простых рекомендаций:

  1. Заниматься на пустой желудок ;

Давление воды на брюшную полость во время плавания высоко. Если желудок будет полон, это чревато проблемами с пищеварением. Есть до тренировки следует за 2,5 часа, а после занятий - спустя час.

  1. Тренироваться между 16.00 и 19.00 ;

В утренние часы организм еще не готов к сильным нагрузкам, а в вечерние, наоборот, нуждается в полноценном отдыхе. Если заниматься по утрам или вечерам, тренинг будет менее эффективен, чем проводимая днем тренировка.

  1. Посещать бассейн нужно не менее трех раз в неделю;

Регулярные занятия - залог стабильных результатов. Постоянный тренинг приучает организм к нагрузкам, мускулатура быстрее запоминает получаемые навыки в плавании.

  1. Надевать резиновую шапочку, снимать украшения;

Продолжительное воздействие воды на корни негативно сказывается на состоянии волос, а ювелирные изделия могут потеряться.

  1. Принимать теплый душ либо разминаться;

Разогретые и подготовленные мышцы позволяют сделать тренировку эффективней.

  1. Носить резиновые сланцы.

Хождение босиком по влажному кафелю может привести к получению травмы.

Польза от плавания для организма неоценима. Иммунная система людей, регулярно посещающих бассейн, укрепляется. Они значительно реже страдают сердечными заболеваниями, простудой и другими недугами, не подвержены депрессии, всегда прибывают в отличном расположении духа, не страдают от ожирения, имеют хорошую мускулатуру и пропорционально развитое тело.