Значение работы по проектной деятельности с родителями. Проектная деятельность в работе с семьей

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

китайская пословица

Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение детского сада и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Проектная деятельность отвечает всем современным тенденциям в образовании. Данный вид деятельности направлен на актуальную проблему саморазвития дошкольника. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Какова же роль родителей в проектной деятельности?

Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей. Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:

  • Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
  • Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.

Формы участия родителей в проектной деятельности:

  • Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
  • Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы).
  • Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т.д.
  • Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности способствует повышению самооценки ребёнка, позволяет ощутить себя значимым в группе сверстников, видеть свой вклад в общее дело, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. У детей развивается творческое мышление, они учатся находить разными способами информацию об интересующих предметах и явлениях. Ранний опыт создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, делать умозаключения. А так же что немаловажно делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей.

Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка.

Сотрудничество с родителями в проектной деятельности

воспитатели ГБОУ Школа № 000 д/с «Мозаика», г. Москва

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

Большинство родителей - люди образованные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей , но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.

Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектной деятельности. На сегодняшний день он получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях.

Работа над проектом, способствует развитию самостоятельности мышления ребенка, помогает ему сформировать уверенность в собственных возможностях. Дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Обучение осуществляется через поисково-познавательную деятельность, направленную на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельность и ответственность, развивает основы творчества и умственные способности. У ребенка развиваются целеустремлённость, настойчивость, он учится преодолевать проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. Темы проектов рождаются из интересов детей: в основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема, детский вопрос. Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Совместная деятельность ребёнка и родителей укрепляет детско-родительские отношения. Метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой.


В нашей группе воспитатели вместе с детьми и родителями работали над проектом «Ёлочка». Новогодний праздник - очень эмоционально яркий, очень семейный, поэтому нам хотелось, чтобы родители приняли в этом проекте активное участие, чтобы совместная деятельность по подготовке к празднованию Нового года возродила семейные традиции, послужила укреплению взаимопонимания всех членов семьи.

Ø творческий.

Сроки реализации проекта:

Проект краткосрочный, 3 недели.

Участники проекта :

Дети средней группы, их воспитатели и родители.

Цель проекта:

Приобщение детей к культуре новогоднего праздника, новогодних традиций; обогащение детских впечатлений, развитие художественно – эстетического восприятия, формирование интереса к художественной деятельности.

Задачи проекта:

Ø Дать детям знания о ели, как дереве.

Ø Познакомить детей с традициями празднования Нового года, украшением ёлки.

Ø Обогатить и активизировать словарь детей.

Ø Воспитывать у детей любовь к природе и желание ее беречь.

Ø Развивать художественно-эстетические способности, наглядно-действенное мышление, навыки продуктивной деятельности.

Ø Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами над проектом.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

1. Составление плана совместной работы с детьми, родителями.

2. Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми.

3. Подбор художественного материала, иллюстрационного материала по теме.

4. Проведение ознакомительной консультация для родителей о проекте.

Воспитатели на родительском собрании ознакомили родителей с проектом группы, отметили необходимость участия родителей в реализации проекта, познакомили их с инновационной технологией , раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Воспитатели отметили, что участвуя в реализации проекта, родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

5. Подбор справочной информации для родителей по тематике бесед и занятий с детьми по темам проекта.

Практический этап

Для того, чтобы дети получили больше знаний, впечатлений о Новом годе, новогодней елочке мы активно привлекали родителей к участию в проектной деятельности:

1. С помощью родителей была организована в группе выставка календарей и открыток на зимнюю тематику и на тему празднования Нового года.

2. Родители приняли активное участие в украшении группы к Новому году.

3. Родители провели по заданию воспитателей беседу с детьми о Новогоднем празднике, читали о нем книги, разучивали стихи.

4. Дети и родители на прогулке рассматривали различные елки, как просто деревья, так и наряженные.


Для того, чтобы у детей было больше впечатлений о новогодних праздниках, мы попросили родителей в зимние праздники посетить с детьми новогодние представления, рождественские встречи, народные гуляния, просили, чтобы дети принимали активное участие в праздновании Нового года дома. На прогулке предложили проводить беседы с детьми об увиденном, обратить внимание детей на зимние приметы погоды, обсудить как украшены ёлки на улице и дома, как украшен наш город в праздничные дни. Воспитатели посоветовали родителям нарисовать с детьми то, что ребёнок хочет получить в подарок – это была прекрасная возможность узнать о желаниях и мечтах ребенка. На нашу просьбу родители реагировали по разному: кто-то сразу включился в работу и предложил свою помощь, кто-то слушали обдумывал полученную информацию. Однако, большинство родителей заранее стали задумываться о том, как провести новогодние праздники с ребенком, планировать совместную деятельность.

5. Родители участвовали в выставке детско - родительских работ «Елочка-красавица». Дома с детьми делали различные поделки и украшения под девизом «Нам с мамой некогда скучать, мы будем елку наряжать».

6. Во время новогодних праздников родители вместе с детьми посещали новогодние елки, праздничные мероприятия.

После зимних праздников дети пришли в детский сад, стали делиться своими впечатлениями: как украшали ёлку дома, какие подарки подарили Дед Мороз и Снегурочка, как они готовились к встрече Нового года, какие посетили детские представления. Увидев эмоции детей, мы решили совместно с родителями сделать стенгазету «Мы на ёлке». Воспитатели вместе с детьми нарисовали ёлку, родители предоставили новогодние фотографии и записали высказывания детей на цветной бумаге в форме новогодних шариков их впечатления о празднике. Этими «шариками» была украшена наша «ёлочка».

7. Родители предоставили фотографии на тему «Мой ребенок на елке» и записали впечатления детей о празднике.

Заключительный этап

В результате работы над проектом были созданы продукты совместной детско-родительской деятельности:

1. Газета «Мы на ёлке».

2. Работы детей и родителей приняли участие в детско-родительской выставке «Волшебная зима».

3. Группа оформлена к Новому году украшениями, которые дети сделали вместе с родителями.

4. Создание презентации «Елочка».

В процессе работы над проектом дети обогатили свои эмоциональные впечатления. Пополнили знания о ёлке, о традициях празднования Нового года. Разнообразная, доступная для детей деятельность активизировала речь, пробудила в детях познавательный интерес и желание делать работы на новогоднюю тематику, дарить их близким. Совместная деятельность детей и родителей положительно повлияла на взаимоотношения в семье, привлекла родителей к участию в жизни группы, детского сада.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Совместная проектная деятельность с детьми и родителями воспитанников» Подготовили: Манукян С.С. Михайловская Н.Н.

Формы сотрудничества с родителями по ознакомлению с проектной деятельностью « Метод проектов в детском саду » «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения »

Творческий проект « Волшебный Новый год»

Украшение окон в группе

Выставка «Хрустальная зима»

Информационный проект « День защитника Отечества »

Снаряжение

Гость группы

Долгосрочный проект «Мы любим театр»

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №28 «Соловушка» муниципального образования г.Новороссийск

Краткосрочный

проект, посвящённый

ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

В средней группе «Лучики»

Воспитатели : Манукян Соня Степановна

Проблема :

Ошибочное представление образов настоящего мужчины, героя.

Незнание родов службы в армии.

Незнание о службе в армии и жизни своих пап и дедушек.

Отсутствие информации патриотического характера.

Актуальность проекта

Необходимость рассмотрения данного вопроса подвела нас к тому, что дети недостаточно информированы и знания детей не точны об армии, её представителях, а именно военных. Дети очень любят играть в войну, «стрелять и убивать» своих «противников». А вот для чего вообще нужны люди военных профессий, дети не знают.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с армией и её представителями, воспитание и формирование у детей патриотических чувств, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Цель проекта :

Развитие свободной творческой личности детей.

Расширять представления о красоте, мощи, силе русской армии.

Побудить к поздравлению близких мужчин, как с помощью слов, так и творчески.

Вызвать чувство патриотизма у детей и любви к Родине, чувство гордости за своих близких.

Задачи :

Развивать представления о военных профессиях, о военной технике, закрепить знания о празднике всех воинов, уточнить, кто такие защитники отечества.

Развивать творческое мышление, воображение.

Развитие моторики руки, речи, мышления, памяти.

Развивать речь детей с помощью составления рассказов о папе и дедушке.

Разучить с детьми песни, танцы, игры, посвящённые Дню защитника Отечества.

Воспитывать уважение к защитникам Родины.

Творческая работа:

Лепка военной техники, рисование военных профессий, изготовление праздничных открыток, составление рассказов о своем папе и дедушке.

Праздник с приглашением всех пап и дедушек, выставка военной техники, армейских фотографий с рассказами детей о своих папах и дедушках- завершающие и наш проект.

Продукт проекта : дошкольники запоминают и понимают смысл праздника «День защитника Отечества», запоминают дату праздника, знакомятся с солдатским вещевым мешком, и складывается понимание таких слов и выражений, как «Отечество», «Патриотизм», «Герой», «Сила духа».

Вид проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Сценарий совместной деятельности :

Сюжетно –ролевые игры: «Пограничники», «Полиция», Моряки», «ГИБДД».

По истечении некоторого срока, подводим с детьми итог, который порождает вопрос: «Кто такие военные?», «Что за праздник 23 февраля». Просмотр иллюстраций, картин о военных, беседа с приглашенным военным: папой Кирилла Кубасова. Беседы о русской армии, Отечестве, о войнах, которые присутствовали в истории русского народа, выставка военного снаряжения: солдатский вещь мешок, разгрузочный мешок, флаги воздушно- десантных войск и морской пехоты. Выставка военной техники, макет «На поле боя»

Интеграция образовательных областей

Познанавательное развитие.

Задачи:

Расширить представления детей о Российской армии.

Развивать у дошкольников чувство патриотизма, гордости за своих пап и дедушек.

Речевое развитие.

Задачи:

Через чтение книг, рассказов, стихотворений о военных героях, о Родине, привить любовь к чтению. С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», З.Александрова «Дозор» ,былины о русских богатырях, сборник стихов для детей дошкольного возраста.

Вызвать желание быть похожими на героев Отечества, Родины.

Посредством беседы расширять представления детей о Российской армии, совершенствовать умение связно, последовательно и выразительно рассказать о том, что ему известно о нашей армии.

Рассказать, чем занимается наша армия, (приглашенный военный папа – Кубасов Владимир).

Физическое развитие.

Задачи:

Укрепление здоровья, путём закаливания, физических упражнений, мотивируя, тем, что воины, герои сильные, выносливые, потому, что у них крепкое здоровье, благодаря физическим тренировкам,

Выполнению утренней гимнастики под ритмичную музыку (ритмика), бодрящей, пальчиковой, дыхательной, гимнастик.

Ходьбе по коврикам здоровья.

Формирование представлений о здоровом образе жизни.

Задачи:

Социалиально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Расширять представления детей о Российской армии, формирование патриотических чувств. Формировать в мальчиках стремление быть сильными духом и физически, смелыми, стать защитниками Родины.

В девочках воспитывать уважение к мальчикам, как к будущим защитникам Родины.

Подвести детей к выводу, что он герой, потому что защищают нас и охраняют от различных опасных ситуаций.

Заучить с детьми, что в случае необходимости нужно звонить по телефону «01» - пожарная, «02» - полиция, «03» - «Скорая медицинская помощь».

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, в данном случае военных.

Показать общественную значимость их результата труда.

На примере военнослужащих, формировать ответственность дошкольников за выполнение трудовых поручений, подводить к оценке результата своей работы.

Художественно-эстетическое развитие:

Задачи:

Развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к искусству, путём изготовления творческого подарка (праздничной открытки) к празднику «День Защитника Отечества».

Развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на неё.

Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с военной песней, маршем.

Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня).

Формировать певческие навыки, путём разучивания песен о папе, воине, герое.

Побуждать к инсценированию содержания песен.

Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.

Развивать навыки музыкально-ритмических движений. Учить самостоятельно, вступать в движение с началом музыки.

Выполнять движения в соответствии с музыкой.

Выполнять игровые образные движения в соответствии с музыкой и текстом.

Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Альбомы, кисти, краски, пластилин, картон, цветная бумага, ножницы, салфетки, клей.

Организационные формы работы над проектом:

Беседа об армии, Родине.

Разучивание песен, танцев к празднику, слушание музыки.

Беседы по картинкам, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о военных и их значении для нашей Родины. Рассматривание слайдов, презентаций, фотоальбомов с военной техникой, военнослужащими, папами, дедушками и беседа по увиденному.

Чтение книг о героях – солдатах, чтение и заучивание стихов об армии, героях, мужчинах, стихов о папе, и просто про мальчишек…

Лепка военной техники (танк, самолёт, машина, ракета, корабль….). Рисование военной техники и военных, изготовление из бумаги техникой оригами различных поделок.

Подготовительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

Разучивание песен, танцев, стихотворений к празднику.

Основной этап

– ознакомление детей с художественной литературой;

– проведение бесед;

− рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

− проведение занятий;

− проведение мероприятия;

− прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

− рисование с детьми на военную тематику;

− создание и презентация выставки фотографий и рассказов детей о папе и дедушке.

Заключительный этап

Изготовление папок «Военная техника», « Военные профессии». Оформление военной выставки «Военное снаряжение»(солдатский вещь мешок, разгрузочный жилет), «Военная техника». Макет « На поле боя». Гость группы – военный папа Кирилла Кубасова.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №28 «Соловушка» муниципального образования г. Новороссийск

долгосрочный проект -

« Мы любим театр»

в средней группе «Лучики»

Воспитатели : Манукян Соня Степановна

Михайловская Наталия Николаевна

Проект «Мы любим театр»

Проект:

Долгосрочный, творческий.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители.

I.Актуальность проекта:

В нашем современном, интенсивно меняющемся обществе дети, как и взрослые, подвержены стрессам, что негативно сказывается на их здоровье и развитии. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:

Художественным образованием и воспитанием детей;

Формированием эстетического вкуса;

Нравственным воспитанием;

Развитием памяти, воображения, инициативности, речи;

Развитием коммуникативных качеств;

Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.

Поэтому, мы считаем, реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

II. Цель проекта :

Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.

Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности.

Обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

III. Задачи проекта :

1. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.

2. Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и родителей и педагогов ДОУ.

3. Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду.

4. Развивать способность к импровизации, речевую активность детей

5. Способствовать формированию эстетического вкуса.

6.Познакомить детей с особенностями и структурой сказок.

7.Формировать у детей интерес к чтению.

8.Учить понимать занимательность сюжетов сказок, особенность их языка.

9.Привлекать интерес к творчеству. На примере сказок показать, что добро, побеждает зло.

10.Побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра.

11. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.

12. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.

Образовательная область «Познание»:

Слушание сказок.

Рассматривание иллюстраций книг.

Тематические занятия, беседы.

Пересказ сказок.

Образовательная область «Социализация»:

Игровая деятельность: конкурсы, викторины.

Игры драматизации.

Образовательная область «художественное творчество»:

Тематические занятия.

Лепка героев сказок.

Раскрашивание иллюстрации по сказкам.

Работа с родителями: изготовление костюмов для героев сказок.

Образовательная область «Музыка»:

Музыкальный спектакль «Три поросенка»

Разучивание песен из сказок: «Песня колобка», « Песня петушка»

Образовательная область «Физическая культура»:

Образное имитирование героев сказок.

Подвижная игра «У медведя во бору».

Использование спортивного инвентаря: обруч – домик, скакалка – ручеек, мяч – волшебный клубок и т.д.

Образовательная область «Безопасность»:

В рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице. Вспомнить сказки, где герои попадали в беду по разным причинам:

- «Гуси – лебеди»

- «Маша и Медведь»

- «Волк и семеро козлят»

Образовательная область «Коммуникация»:

Использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказок.

Вырабатывание интонации, выразительности, правильного темпа, силы голоса посредствами игры драматизации.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Знакомство и чтение сказок:

- «Лисичка сестричка и волк»

- «Зимовье»

- «Три поросенка»

- «Лисичка со скалочкой»

- «Петушок и бобовое зернышко»

-« Красная шапочка»

Образовательная область «Труд»:

На примере сказок поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать трудовые усилия.

Ожидаемый результат

1.Устойчивые знания о театре и театральных профессиях.

2.Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.

3.Продолжать пополнять развивающую среду для занятий театрализованной деятельностью.

4.Творческое исполнение ролевых действий и выразительная речь в играх-драматизациях , театрализованных представлениях, при чтении художественных произведений и т.д.

5.Формирование коммуникативных навыков и нравственных качеств.

6. Создать картотеку театральных игр.

7. Показ родителям и другим детям инсценировки сказок.

Для родителей:

1. Повышение уровня личностного сознания.

2. Укрепление взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами.

3. Привлечь родителей к созданию новых видов театра, костюмов, атрибутов к театральной деятельности.

Этапы выполнения проекта:

Подготовительный этап

  • постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

Довести до участников проекта важность данной проблемы

Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по теме

Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности

Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности

Этапы выполнения проекта:

Основной этап

Цикл занятий: «Мы пришли в театр».

Задачи:

Закрепить знания детей о театре, театральных профессиях

Развивать навыки поведения в общественных местах.

Помогать приобрести новый жизненный опыт.

Развивать умение слушать.

Пути реализации проекта

Художестеноое творчество и чтение художественной литературы:

  • «Зимовье»
  • «Красная шапочка»
  • «Бременские музыканты»
  • «Три поросенка»
  • «Телефон»
  • «По щучьему велению»
  • «Рисуем любимую сказку», «Сказочный герой», лепка«Сказочные яблоки», «Три медведя».

Дидактические игры:

  • «Будьте внимательны и найдите ошибки»
  • «Кто лишний»
  • «Кого не хватает?»
  • «Из какой сказки фраза?»
  • «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)
  • «Придумаем новое название, окончание сказки»
  • «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот)»
  • «Назови сказки, где есть бабка, дедка, кошка, мышка. ..»
  • »«Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Белоснежка и семь гномов», «Наливное яблочко»...)
  • «Отгадай сказку по отрывку»
  • «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев) «Назови ласково»

Театрально-игровая деятельность

Задачи:

Развитие культуры речи.

Развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: мимики, пантомимы, жестов

Заключительный этап

Показ пальчикового театра «Зимовье зверей», теневого «Три поросенка»

Результат проекта:

Участие в проекте 82% семей группы.

Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания.

При проведении опроса «Играете ли Вы с ребнком дома в театр? », возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр.


Проект по взаимодействию с родителями

«Детский сад и семья- настоящие друзья».

Никифорова С.С

Детский сад и семья- два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей, их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска». Не оправдывают себя и традиционные методы и формы работы с родителями. Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу нашего проекта.

База реализации проекта : МБДОУ№ 72 г. Каменска- Уральского, вторая младшая группа №1.

Цель проекта : У становление сотрудничества и партнерских отношений с родителями

Задачи :

1.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей

2.Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников.

3.Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.

4.Создание творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение различных мероприятий.

5.Выявление эффективности данного проекта.

Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, помощник воспитателя, педагоги ДОУ, медицинский работник.

Срок реализации проекта : долгосрочный, 1 год.

Вид проекта : творческий, практико-ориентированный.

Форма педагогического планирования : план мероприятий

Принципы взаимодействия воспитателя с родителя

- родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;

- единство в в понимании педагогами и родителями понимания целей, задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника;

Взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов;

Доброжелательный стиль общения;

Индивидуальны й подход к ребенку и семье на основ учета их индивидуальных способностей и интересов.

Формы работы с родителями: - анкетирование;
- тематические консультации;

Тематические выставки;

Консультации специалистов;
- беседы;
- родительское собрание;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения.
- почтовый ящик;

Совместные экскурсии;

Создание стенгазет.

Ожидаемый результат:

1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами,

2.Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов,увлечений.

3.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

5.Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями.

Этапы работы :

I этап. Подготовительный.

Цель: Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта.

Педагогическая деятельность :

    изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.

    Создание плана совместной деятельности.

Взаимодействие с родителями:

Проведение анкетирования

Проведение опроса для выявления социального статуса родителей, их образовательного уровня, «проблемных» родителей, а также уровня их психолого- педагогической компетентности.

    Опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.

Работа с детьми:

    изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга

    наблюдения за детьми и беседы с ними.

II этап Практический

Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.

Педагогическая деятельность:

- проведение ряда запланированных мероприятий

Организация встреч с участниками данного проекта;

Обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.

Взаимодействие с родителями:

Тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога, медицинских работников.

Практическая совместная с детьми деятельность.

Работа с детьми:

Проведение совместных мероприятий с родителями.

План совместной деятельности.

Сроки проведения

Название мероприятия

Участники

Ноябрь

1. Тематическая консультация «Поговорим о правильном питании дошкольников»

2.Наглядная агитация «уголок здоровья»

3. Консультация «Права и обязанности родителей».

4. Развлечение «Осенины»

5.Тематическая консультация «Как правильно наказывать ребенка».

6. Выставка рисунков «Моя семья»

7.Создание и оформление альбомов «Золотая осень»

Педагоги, родители

Педагоги, родители

Педагоги, родители

Педагоги, дети, родители.

Педагоги, родители, психолог.

Педагоги, родители.

Педагоги, родители, дети.

Декабрь

1. Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей»

2.Тематическая консультация «Игры зимой».

3. Беседа «Рука развивает мозг»

4.Экскурсия «Путешествие в зимний лес».

5. Утренник «Здравствуй праздник новогодний».

5. Беседа о правилах поведения на празднике

Педагоги, родители

Педагоги, родители.

Родители, психолог.

Педагоги, родители, дети.

Педагоги, родители, дети.

Педагоги, дети.

Январь

1. Тематическая беседа «Профилактика гриппа среди населения»

2.Изготовление уголка ряжения

3.Консультация «Витаминная азбука».

Педагоги, родители

Педагоги, родители.

Родители, медицинский работник.

Февраль

1. Изготовление стенгазеты «Мой папа самый лучший»

2.Индивидуальна беседа «Как приучать малыша самому одевать и раздеваться».

3.Беседа «Можно, нельзя, надо».

Родители, дети.

Педагоги, родители.

Педагоги, дети

Март

1. Беседа «Правила этикета».

3. Фотовыставка «Мамы разные нужны»

4. Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте».

Педагоги, дети.

Педагоги, родители, дети.

Педагоги, родители.

Педагоги, родители.

Апрель

1. Развлечение «День смеха».

2. Создание альбомов «Я и мой питомец».

2. Подведение итогов, создание презентации.

Педагоги, родители.

Родители, дети

Педагоги.

III этап Заключительный.

Цель : Выявление эффективности реализации данного проекта.

Критерии эффективности:

Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий

Согласованность действий родителей и педагогов;

Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.

Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.

Продукты проектной деятельности:

- Анкеты;

Семейные стенгазеты;

Декорации, костюмы;

Папки «Консультации с родителями».

Фотоматериалы

Презентация.

Таким образом можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты: поменялся характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей.

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.

Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ст.18), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Установить “обратную связь” с ними, учесть их пожелания и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов:

В сентябре 2010 года был проведен опрос 28 родителей детей, посещающих старшую группу МДОУ № 224. Большую активность проявили мамы детей (79% от числа опрошенных).

Анализ полученных сведений показал:

Некоторые родители перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ;

Большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);

Отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.

Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:

Получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% опрошенных;

Получить возможность общения с психологом – 55%;

Получить психолого- педагогическую консультацию по решению проблем- 36%;

Научиться определять способности детей – 21%;

Получить возможность общения с родителями других детей – 28%.

Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.

Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Анализ педагогической литературы показал, что самостоятельной теории интерактивного взаимодействия педагогов и родителей как таковой не существует, выявил недостаточное методическое обеспечение применения интерактивных форм формирования педагогической компетентности у родителей.

Изложенное выше выявляет противоречия :

Между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия, в которых, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребёнком, с педагогами;

Между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений реализации данной проблемы.

Мы считаем, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. “Филиалы” клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники, психолог, логопед, и др.), а также библиотекари, родители воспитанников, дети.

Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.

Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.

Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит
безопасность всего большого человеческого общества
Феликс Адлер

Творческое название проекта: семейный клуб “Дружная семейка”.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации: сентябрь 2010 г. – май 2011 г.

Условия реализации: детский сад - “открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.

Среда реализации: развивающая предметно- пространственная среда, развивающие виды деятельности.

Направления деятельности:

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.

Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;

Организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;

Разработать содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;

Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:

Участие родителей в планировании совместной деятельности;

Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;

Правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;

Создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.

Принципы реализации проекта:

Добровольности;

Значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);

Вариативности форм и методов;

Научности;

Непрерывности и целостности;

Комплексности;

Сотрудничества;

Постоянства обратной связи;

Открытости;

Конфиденциальности.

Формы работы с родителями:

Педагогическая гостиная;

Консультации, беседы;

Развлечения, праздники;

Открытые занятия;

Дни открытых дверей;

Родительские собрания;

Практикумы;

Прогулки, экскурсии;

Папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;

Обобщение опыта семейного воспитания.

Предполагаемый результат реализации проекта:

Отсутствие формализма в организации работы с семьей;

Динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;

Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

Учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

Выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

Осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.

Проект реализуется в три этапа:

I. Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

Мини-педсовет “Детский сад и семья”;

Опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;

Обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы семейного клуба;

Разработка положения о клубе (Приложение 1);

Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий (Приложение 2).

II. Основной этап (октябрь– апрель).

В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

III. Заключительный этап (1 месяц - май)

Подготовка к презентации.

Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители). Награждение участников проекта в различных номинациях.

Награждение участников проекта в различных номинациях.

Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.

Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

Презентация проекта:

Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).

Фестиваль педагогических идей на муниципальном уровне.

Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” на всероссийском уровне.

Перспективный план работы
с семьями воспитанников на 2010–2011 уч. г.

Формы проведения общения Сроки Содержание Участники
Анкетирование родителей на предмет социального заказа сентябрь Сбор информации на предмет социального заказа
Составление социального паспорта группы сентябрь Сбор данных для составления социального паспорта группы Родители, воспитатели
Конкурс фото и сочинений “Летний отдых с семьёй” сентябрь Родители, дети, воспитатели
Родительское собрание сентябрь Ознакомление родителей с задачами на новый учебный год, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба Заведующая ДОУ, воспитатели, родители, дети
Организация педагогической библиотеки В течение года Создание и пополнение педагогической библиотеки для родителей Старший воспитатель, воспитатели
Введение традиций группы: “Игра в гости к нам пришла”, “Игра напрокат” В течение года Дети приносят развивающие игры в группу на время либо берут игры домой “напрокат”, чтобы поиграть с семьей Родители, дети, воспитатели
Фотовыставка “Моя мама за рулём” Октябрь Творческая работа родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Консультация; “Речевая среда дошкольника. Сквернословие – болезнь общества” Октябрь Воспитатели
Консультация: “Азбука дорожной безопасности для родителей с детьми” Октябрь Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями Воспитатели
“Во что играют наши дети” Октябрь Практикум по организации игровой деятельности Педагоги ДОУ, родители, дети
Консультация: “Составление родословной” Ноябрь Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями Воспитатели
Открытое письмо маме Ноябрь Составление ребенком письма маме под руководством воспитателей Воспитатели. Дети
Оформление группы В течение года Совместное создание предметно- развивающего пространства Родители, дети, воспитатели
Семейные традиции декабрь Оформление фотоальбома “Наша родословная. Семейные традиции” Родители, дети, воспитатели
Встреча с интересными людьми Январь Рассказ родителей о своих профессиях Воспитатели и родители
Педагогическая гостиная “Права ребенка – это актуально” Февраль Деловая игра для родителей Воспитатели и родители
Выставка: “Наш любимый вид спорта” Февраль Совместная творческая работа родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Интервью о папе. Благодарность папе от мам Февраль Запись интервью на видеокамеру, обсуждение и оформление благодарностей папам от мам Родители, дети, воспитатели
Встреча “Мой папа самый лучший” Февраль Организация досуга для родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Фотоколлаж “Мой папа – защитник Родины” Февраль Совместная творческая работа родителей, воспитателей и детей Родители, дети, воспитатели
Выставка рисунков “Цветы для мамы” Март Творческая работа детей Дети и воспитатели
Концертная программа, посвященная 8 марта Март Совместная творческая работа педагогов ДОУ и детей
Акция “Пока не поздно” о воспитании любви к природе Март - апрель Заседание родительского клуба, организация фотовыставки “Наши домашние любимцы” (животные, растения) Родители, дети, воспитатели
Развлечение “1 апреля – день смеха” Апрель Совместная творческая работа педагогов ДОУ, детей и родителей Музыкальный руководитель, воспитатели, дети
“Что такое готовность к школьному обучению” Апрель Консультация психолога Психолог, родители. Воспитатели
Акция: “9 мая – День Победы” Май Оформление фотоколлажа “Мои предки в годы ВОв”, Организация автобусной экскурсии по городу, возложение цветов к Мемориалу воинской славы Родители, дети, воспитатели
Итоговое родительское собрание. Презентация проекта Май Открытая детская деятельность. Подведение итогов учебного года. Презентация проекта, Награждение участников в различных номинациях Заведующая ДОУ, воспитатели, дети и родители