Трансформируемая среда в доу. "построение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации"

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

2 ДЕТСКИЙ САД БУДУЩЕГО ГАЛЕРЕЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ июль 2015 Помещение игровой комнаты стало более свободным благодаря установке по периметру стеллажного ленточного комплекса, в который вошли передвижной рабочий стол, снабженный регулируемыми ножками с колесиками; передвижные тумбы на колесах и модули для хранения. Подобные столы могут легко выдвигать сами дети по мере их необходимости (для настольных игр, занятий, питания и т.д.). Таким же образом дети могут пользоваться и содержимым модулей для хранения, разворачивая ту или иную игру. Стеллажная система вмещает передвижные столы, тумбы и модули для хранения Стеллажные системы со съемными ящиками нашли свое место в разных частях группы и даже в спальне. Такие ящички детям очень удобно снимать со стеллажа и ставить обратно, а в группе достигается панорама порядка, поскольку каждая вещь, каждая игрушка имеет свое место в том или ином ящике. А еще, подобные стеллажи, как альтернатива привычным нам открытым полкам, скрывают разноцветие игр и игрушек, делая их более желанными для детей. Стеллажи со съемными ящиками могут вместить все необходимое Экономят драгоценное групповой пространство и штабелируемые стулья. В течение дня надобность в стульях возникает не так часто и их могут заменить мягкие модули, коврики или подушечки, поэтому возможность составить стулья один на один очень необходима. Штабелируемые стулья для экономии пространства 9

3 Мобильные игровые конструкции Педагоги детского сада придумали и разработали много мобильных игровых конструкций. Книжный уголок вполне помещается в специальный несколькосекционный ящик, который может передвигаться по всему периметру группы, поскольку также снабжен колесиками. Таким же образом можно перемещать и передвижные ящики с игрушками и модулями. А еще в них можно даже покататься Трансформируемый столик для рисования Очень интересен и трансформируемый столик для рисования: в собранном состоянии он похож на обычную тумбу, но если дети захотят заняться рисованием, четыре створки стола «раскрываются» и фиксируются с помощью специальных стопоров. В центре такого столика устроены углубления, в которые можно поставить краски, положить карандаши и фломастеры и не бояться, что они куда-нибудь укатятся. Оригинальное и одновременно простое обустройство театрального уголка в форме мини-сцены и с настоящим занавесом вполне удачно можно разместить в одном из углов группы удобно и, опять-таки, очень экономно для группового пространства. А теперь о самом интересном как организовать и спальню, и игровое пространство одновременно. Сотрудники данного учреждения разработали и воплотили в реальность идею создания подиума, на котором дети могут и спать в «тихий час», и играть в свободное время, и даже использовать данное пространство для образовательных занятий. Конструкция подиума представляет собой прочную площадку (двухъярусную или одноярусную), под поверхностью которой обустроены большие ячейки для хранения матрасов. Матрасы Мини-сцена для театрализованной деятельности 10

4 ДЕТСКИЙ САД БУДУЩЕГО ГАЛЕРЕЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ июль 2015 легко вынимаются и размещаются на площадке подиума с обеспечением свободного прохода детей между ними (СанПиН п «Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами). Подиум достаточно вместительный, каждый ярус вмещает до 8 матрасов. А под нижним ярусом удобно вместились и несколько невысоких кроваток, которые свободно выдвигаются из конструкции. Подиум альтернатива традиционным кроватям Постельные принадлежности (простынь, одеяло, подушка) хранятся в плотных мешках-сумках, которые снабжены соответствующим номером (для каждого ребенка свой) и удобно развешиваются на крючках на соседней стене. Старшие дети с удовольствием расстилают свое спальное место самостоятельно, а малышам помогают взрослые. Обустроенное таким образом пространство позволяет и организовать сон детей во время «тихого часа», и полноценно использовать помещение спальни для игровой детской деятельности (СанПиН п «В существующих дошкольных образовательных организациях допускается использование спальных помещений, предусмотренных проектом, в качестве групповых»). Педагоги рассказывают о том, как нравятся детям такие подиумы, как все хотят спать именно на подиуме, как они постоянно на нем играют, могут прилечь в течение дня. А педагоги имеют возможность использовать такой подиум как театральную сцену, площадку для коллективной игры и даже кинозал. Хранение постельных принадлежностей Вариативное использование подиума для игры, занятий и кинозала 11

5 В этом учреждении преобразовано и пространство раздевалок: обычные массивные шкафчики для одежды заменены на индивидуальные вешалки и ячейки для головных уборов и личных вещей. И это позволило значительно увеличить свободную площадь небольшой раздевалки. Нужно отметить, что после реновации для свободной детской деятельности значительно увеличилось пространство. Детям предоставлено большое, светлое и свободное пространство, которое они Организаия пространства раздевалки могут трансформировать для реализации собственного замысла. И если до реновации это было лишь 35 кв. м., то после - более 60 кв.м. Соответственно, значительно увеличивается воздухообмен, что определенным образом влияет на состояние здоровья детей. В результате реновации были достигнуты и экономические эффекты. Увеличилась проектная мощность детского сада за счет увеличения площади игровой (в соответствии с СанПиН п. 1.9 «.. Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.») С увеличением количества детей увеличился и объем подушевого финансирования значительно «вырос» бюджет учреждения. И это позволяет руководителю вводить дополнительные ставки педагогических работников и учебновспомогательного персонала. Еще один аргумент в пользу подобного мобильного и трансформируемого пространства: учреждением было получено заключение Роспотребнадзора о соответствии помещения и оборудования санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам. 12


Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для детей-инвалидов. Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 199 оборудованы 13 групповых ячеек. Каждая группа

Мониторинг на соответствие предметно-пространственной среды групп ДО стандартам ФГОС дошкольного образования (на основе шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования) Цель: провести мониторинг

Как обставить детскую для двоих детей 12 кв м? Как обставить детскую для двоих детей 12 кв м? загрузка... Наверно, вам хорошо подойдут варианты: двухяросная кровать или две кроватичердак (когда внизу организовано

Мебель для девочек Фея 11.02.16 Серия мебели Фея с яркими наклейками прекрасно вольется в интерьер любой детской комнаты и поможет создать сказку. Корпус мебели выполнен в теплом кремовом цвете, поэтому

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного

Детская мебель ДАЛМАТИНЕЦ 11.02.16 Представляем Вам серию мебели Далматинец. Мы предлагаем оптимальный набор модулей для детской комнаты. Мебель производится из высококачественного ЛДСП австрийского концерна

Столики детские, детские стульчики, банкетки, скамейки, лавочки, кровати выдвижные, кровати-трансформеры, детские стенки, стеллажи игровые, полотенечницы, горшечницы, шкафы для одежды, постельное белье,

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Для организации образовательной деятельности в МБДОУ

Визуализированный план обустройства в детском саду развивающей предметнопространственной среды типа «Open space» Образовательная деятельность нашего дошкольного учреждения осуществляется на принципах педагогики

Kestäviä arvoja Вечные ценности 1 Свежий бриз с финского архипелага На протяжении нескольких лет у нас зрела идея создания новой уникальной серии мебели. Акцент делался на красоте, прочности и легкости

Паспорт 2 группы раннего возраста Раздевалка Наименование 1. Шкафчики для раздевания с картинками 25 шт. 2. Скамейка детская 3 шт. 3. Шкаф для персонала 1 шт. 4. Шкаф - сушилка 1 шт. 5. Информационный

Спецификация на поставку корпусной мебели для детского сада пп Наименование Габаритные размеры Дл х Гл х Выс Стоимость за единицу (руб) Количеств о (шт) Общая стоимость (руб.) 1 Шкаф (ЛДСП, МДФ) 600х450х2100

МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников 30 «Родничок» Консультация «Развивающая предметно пространственная среда

Мебель для детского сада от 25.01.2016. Без НДС 100 Стол прямоугольный на рег. ножках. Н - 46-52-58 см 110х56 2265 101 Стол круглый на рег.ножках. Н - 46-52-58 см 80х80 2361 102 Стол квадратный на рег.

Администрация Кстовского муниципального района Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 32 комбинированного вида 2 микрорайон, дом 5а, г. Кстово, Нижегородская область, Россия, 607660

Детская мебель класса «Премиум» Стульчик деревянный для детского сада. Материал: массив/фанера. Цвет: спинка, сиденье желтый; Каркас голубой, Наличие данной модели на складе, необходимо уточнять по телефону.

Паспорт группы 10 «Ромашка» 2016-2017 год. 1. ФИО воспитателей: КаратееваЕ.И. Корчикова Н.В 2. помощника воспитателя Соколова О.С. 3. Площади: Групповой Туалета Спальни Приемной (не заполнять) 4. Количество

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Материально-техническое обеспечение Программы Организации образовательной деятельности в учреждении способствуют оптимально

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Паспорт младшей группы 1 «Колосок» Воспитатели: Фурс Людмила Ивановна Карцева Ольга Николаевна Междуреченский. Приемная

СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ п/п Уровень, ступень, вид образовательной программы (Уровень, ступень, вид образовательной программы (основная / дополнительная), направление подготовки,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 40 комбинированного вида» ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО группы общеразвивающей

Материально-техническое оснащение Коллектив МДОУ «Детский сад «Радуга» предусматривает, чтобы требования к материально-техническим условиям обеспечения Программы соответствовали: 1. Требованиям, определяемым

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ Модернизация Светлана Яхкинд, канд. архитектуры, зам. нач. управления научно-технической политики нач. отдела типового проектирования Департамента градостроительной политики г. Москвы Групповые

Бартошевич Татьяна Ивановна педагог-психолог АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 140 «Златовласка» г. Тольятти, Самарская область СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Информация о составленных Годовых актах экспертизы, направляемая в центральную базу данных ТПП России 1. Акт экспертизы 011-1/4-00721 дата 26.12.2018 2. Составлен: Торгово-промышленная палата Краснодарского

Наличие оборудованных учебных кабинетов Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 12 оборудованы 5 групповых помещений. В состав каждого группового помещения входят: 1. Раздевальная (приемная)

Предметно-пространственная развивающая среда МДОУ «УВАЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» Требования к развивающей предметно-пространственной среде. 1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов В настоящее время в ДОО функционирует 6 групп. В состав каждой групповой ячейки входят: Приемная предназначена для приема детей и хранения верхней одежды.

Младшая группа 1 22 чел. 1 Кабинка 23 2 Диванчики мягкие 2 3 Шкаф для обуви 1 4 Скамейка 4 5 Журнальный столик 1 6 Стол детский 6 7 Стенка 1 8 Мини стенка театр 1 9 Столы из фанеры 2 10 Доска магнитная

Наличие оборудованных учебных кабинетов. Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 196 оборудовано 6 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят: 1. Раздевальная (приемная) - для

Аналитическая справка по результатам проверки развивающей предметно-пространственной игровой среды На основании плана проведения внутреннего мониторинга в МБДОУ д/с 12 на 2017 2018 уч.г. была проведена

ИНФОРМАЦИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ И ОСНАЩЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ Оснащенность ДОУ (1 отделение): Состояние материально технической базы соответствует действующим санитарным

Предметно-пространственная развивающая среда ГБДОУ детский сад 117 Невского района Санкт-Петербурга: Анализ предметно пространственной среды проведен в соответствии с приказом Министерства образования

Коллекция ВЕРЕС разработана в стиле «экологический модернизм» или «экостиль». Мебель создает в интерьере атмосферу природного тепла в современном звучании. На сегодняшний день «экостиль» самая модная и

Детские дошкольные учреждения Проект детского сада на 132 места Архитектурно решение здания выглядит следующим образом: Шифр типового проекта И-1194 выпуск 2004 г., шифр привязки проекта 228/10. Разработчик

3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим финансовым условиям реализации Программы а также к развивающей предметнопространственной

Требования к оборудованию помещений. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июля 2013 г. 24 Зарегистрировано

Современная мебель МИА позволяет сделать интерьер вашей детской ярким, стильным и по-настоящему детским. С учетом особенностей планировки комнаты и индивидуальных предпочтений ребенка можно создать интересный

ÌÅÁÅËÜ ЗИМА-ВЕСНА 2015 ДЛЯ ДОМА КАТАЛОГ ПРОДУКЦИИ ЖИТЬ С КОМФОРТОМ... ÏÎ ÅÌÓ ÊËÈÅÍÒÛ ÂÛÁÈÐÀÞÒ ÍÀÑ ØÈÐÎÊÈÉ ÀÑÑÎÐÒÈÌÅÍÒ ÏÐÎÄÓÊÖÈÈ Широта ассортимента удовлетворит запросы даже самого изысканного покупателя

150049, г. Ярославль, ул. Магистральная, 20 e-mail: [email protected] www.retomebel.ru КАТАЛОГ ПРОДУКЦИИ для дошкольных учреждений Столы Стулья Кровати Шкафы для одежды Банкетки Шкафы для горшков Полотенечницы

Аналитическая справка по предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ по ФГОС ДО «Создание развивающей предметно пространственной среды во второй младшей группе» Работа в группе начинается с утреннего

МОДУЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ «АЛИСА» Компоновка 1 1611 3 9 Компоновка 3 2 15 8 10 Компоновка 4 16 9 3 11 13 34 Корпус - Белый Фасады - МДФ покраска - крем с розовой патиной Доп. опция: матрас 2000 х 1200 Нежная спальня

Woodved Выбирайте лучшие решения детских комнат для любимых woodved.com Почему это важно Мы родом из детства. В детстве закладываются основы восприятия мира, здоровье, личностные качества человека. В этом

«Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ» Обоснование возможности реализации модернизации РППС в соответствии с законодательством РФ в области образования: В соответствии с пунктом

Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания

ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС МБДОУ «Детский сад 7» г Александровск Пермский край Воспитатель: Архипова Ирина Юрьевна Развивающая предметно-пространственная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 29 «Светлячок» Паспорт группы (1младшая группа с 2 до 3 лет) Группа 2 Воспитатель: Виденеева Татьяна Васильевна (1 квалификационная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 29» Пространственная предметно развивающая образовательная среда в музыкально спортивном зале. Образовательная область «Художественно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Паспорт средней группы 1 «Мальвина» Воспитатели: Орлова Альбина Сергеевна Нургалеева Гуля Тагировна Междуреченский. Приемная.

Материально техническая оснащенность ГБДОУ 49: В ГБДОУ детский сад 49 создана хорошая материальнотехническая база для жизнеобеспечения и развития воспитанников. Образовательная организация имеет две площадки.

Группа Компаний Общество с ограниченной ответственностью "КордаПлюс" 400067, Россия, г. Волгоград, ул. Кирова, 121а, оф. 311, ОГРН 1143443020610, ИНН/КПП 3461011183/346101001 Р/с 40702810411000005857 Отделение

Подотчет группы «Конфетти» 1. Шкафы под пособия 6 4. Шкаф детский 5ти секционный 6 5. Скамья 5 6. Стенд информационный 1 8. Стеллаж для пособий 1 10. Шкаф книжный 1 11. Набор детской мебели 1 12. Стол

Прайс-лист Общий Сертификат соответствия требованиям ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» ТС RU C-RU.АУ04.В.02051 Основные технические характеристики: Элементы каркасов - ЛДСП 16 мм, противоударная

Младшая группа 1 Наименование Количество 1 Кабинка 23 2 Диванчики мягкие 2 3 Шкаф для обуви 1 4 Скамейка 4 5 Журнальный столик 1 6 Стол детский 6 7 Стенка 1 8 Мини стенка театр 1 9 Столы из фанеры 2 10

Описание визуализированного плана обустройства в Гимназии интерактивного современного высокотехнологического свободного пространства деятельности учащихся 9-11 классов в рамках реализации индивидуальных

МБДОУ детский сад комбинированного вида 3 «Ручеек» Кабинет учителялогопеда Подготовила: учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида 3 «Ручеек» Е.С.Крошкина Требования к развивающей предметно-пространственной

ИНФОРМАЦИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ И ОСНАЩЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ Основное здание по адресу: п. Кузьмоловский ул. Победы д.10: Состояние материально технической базы соответствует

СПАЛЬНЯ «делис» Компоновка 1 5 6 17 3 2 3 20 Корпус - Ясень Шимо темный Фасады - МДФ пленка ПВХ - Ясень, Патина золото Принт Нерегулируемые Доп. опция: матрас 2000 х 1600 Спальня для королевы Серия для

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -Детский сад 1 с. Корсаково Корсаковского района Орловской области Развивающая среда Во второй младшей группе Выступление на РМО Из опыта работы

Представляет! Дорогие Партнёры! Мы предлагаем сотрудничество по комплексным поставкам оборудования и мебели для частных мини-садиков! Мы гарантируем исполнение всех условий контрактов, сроков доставок

К а т а л о г м е б е л и 2014 2 столы-трансформеры СОДЕРЖАНИЕ столы-трансформеры столы письменные и компьютерные детская мебель тумбы под TV, журнальные столы, столы комоды мебель для спальной комнаты

Мебель для хостелов Артикул Наименование Серия Цена 4406 Двуспальная кровать Comfort Standart 7 450 руб. 4405 Односпальная кровать Comfort Standart 6 110 руб. 4402 Двуспальная кровать Comfort Standart

СПРАВКА о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

СПРАВКА о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности в структурном подразделении «Детский сад» общеобразовательного учреждения «Степнянская основная общеобразовательная школа» Раздел

Подготовка к новому 2018-2019 учебному году При подготовке МБДОУ «Детский сад «Сказка» к новому 2018 2019 учебному году в период закрытия на ремонт с 03.07. по 30.07.2018 года были осуществлены следующие

Детские кровати-чердаки 31.07.2015 Кровать чердак это мебельный комплекс, основным элементом которого является спальное место, расположенное на высоте 1-1,8 м от пола. Пространство под спальным местом

«Истина всегда проходит три стадии: сначала над ней смеются, затем ей жестко возражают, и только потом ее принимают как очевидную» Артур Шопенгауэр Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012

Партнерская программа 2012 СОДЕРЖАНИЕ 1. Кто мы? 2. Ассортиментная концепция 3. Программа «Молодоженам!» 4. Партнерская программа 5. Заключение О Компании ИСТОРИЯ Крупнейший в Европе Холдинг по производству

Построение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации

Ключевые понятия: «развивающая среда», «насыщенность среды», «трансформируемость пространства», «полифункциональность материалов», «вариативность среды, «доступность среды», «безопасность среды».

Направление деятельности и развитие ребёнка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.

Все, что окружает ребёнка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берём на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая предметно-пространственная среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креативного поля.

Развивающая предметно-пространственная среда – это окружающее ребенка образовательное пространство (пространство Организации, Группы, территории, прилегающей к ней или находящейся на небольшом удалении), приспособленной для реализации Программы и содержащее материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста.

Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствования структуры детской личности.

Главное требование к организации развивающей предметно-пространственной среды - её адекватность реализуемой в ДОО программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребёнка.

Цель взрослого в развивающей предметно-пространственной среде - содействовать развитию ребенка как личности.

Задача педагогических работников в ДОО состоит в умении моделировать социокультурную развивающую пространственно-предметную среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

На современном этапе развития образования в России существует концепция построения развивающей среды в ДОО, где указано, что построение развивающей предметно-пространственной среды происходит только в контексте личностно-ориентированной модели конструктивного взаимодействия между людьми. Личностно-ориентированная модель воспитания включает :

    психологическую защиту ребёнка,

    социально-личностное развитие,

    раскрытие индивидуальных возможностей детей.

Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обуславливают выделение внутри нее нескольких составляющих подпространств:

1.Образовательное пространство.

2.Коммуникативное пространство: взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми.

3.Коррекционное пространство: коррекция речевого развития, коррекция познавательного развития, коррекция эмоционального и коммуникативного развития.

4.Развивающее пространство: система развивающих занятий, упражнений и игр, стимулирование двигательной активности.

5. Креативное пространство: формирование творческого потенциала, творческой самостоятельности, стимулирование творческой активности.

Важнейшим условием развития творческой личности ребенка является создание развивающей среды, которая, во-первых, обеспечит возможность совместной деятельности детей и, во-вторых, станет основой проявления индивидуального творчества каждого ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда - это система условий, повышающих активность ребенка в разных видах деятельности, направленных на коррекцию отклонений и развитие всех сфер психики.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены требования к развивающей предметно-пространственной среде:

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

    реализацию различных образовательных программ,

    в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия,

    возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,

    двигательную активность детей,

    возможность для уединения,

    возрастные особенности детей,

    национально-культурные и климатические условия

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

    игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

    двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

    эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

    возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

    возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

    наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

    наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

    периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

    доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

    свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

    исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:

Организация зон для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, театрализованной, двигательной и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование для развития игры, импровизации, перевоплощения.

    Сочетание центров среды в группах

Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, полоролевому принципу, уровню развития детей.

    Информированность среды

Этот показатель включает в себя разнообразную тематику, комплексность, многообразие материалов и игрушек. Ориентиры по подбору материала представлены по основным направлениям развития дошкольников, видам деятельности, областям знаний.

    Обогащенность, наличие природных и социокультурных средств

Педагог должен включать материал не только разной степени сложности, но и разнообразным по содержанию, виду и форме, разным способам действия, стимулирующей детей к творчеству (самовыражению) без боязни в чем-то ошибиться, сделать что-то не так «неправильно».

    Вариативность материала

Среда не должна быть завершенной, застывшей, её следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, дополнения её необходимыми для развертывания деятельности компонентам

    Сочетание новых и традиционных компонентов среды

Оригинально они представлены в среде ДОУ:

    оформление по сезонам, к праздникам на свисающих нитях от потолка атрибуты, заполняя воздушное пространство помещений;

    в файлах на стенах и шкафчиках;

    в специально отдельном месте, лёгких стендах, полках, стенах творчества.

    Здоровьесберегающие ориентации ПРС

В первую очередь - это удобство размещения зон для организации коллективной и индивидуальной деятельности. Этому в полной мере соответствуют изделия: открытые легкие стеллажи, этажерки, полочки, комоды, контейнеры, ширмы.

    Обеспечение эстетической направленности

Каждая деталь оформления детского сада - цвет стен, мебели, штор, расположение картин и дидактического материала, игрового оборудования, размещение растений - всё это должно способствовать эстетическому развитию воспитанников дошкольных учреждений.

Таким образом, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дает возможность формировать познавательную, творческую активность дошкольников, организовывать музыкальную, театрализованную и другие виды творческой деятельности.

Выполнила:

воспитатель Лукьянова Раиса Максимовна

МБДОУ «Детский сад «Теремок» с. Весёлое»

Красногвардейского района

Белгородской области

2016 г

Предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС ДО

На сегодняшний день стоит особо актуально организация предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного Стандарта ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде включены в раздел Стандарта, посвященного требованиям к условиям реализации Программы, и формулируются следующим образом:

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

В стандарте предусмотрено, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

Реализацию различных образовательных программ;

В случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

Учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

Наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

Наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации программы.

Требований к предметно-пространственной среде (п. 3.3. ФГОС ДО) могут быть соблюдены в самых разных условиях реализации дошкольного образования, вместе с тем они должны быть дополнены требованиями СанПиНов.

Само понятие развивающая предметно-пространственная среда было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после 1988 г., когда вышла концепция дошкольного воспитания.

Классической теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского. В данной разработке получили дальнейшее развитие основные идеи общей концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды. По мнению авторов концепции, «развивающая предметно-пространственная среда» или в традиционной или классической формулировке предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

В предметно-пространственной развивающей среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Согласно нормативному документу, современная предметно-развивающая среда детского сада (игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция, оснащение и оборудование кабинетов, технические средства обучения, а также их расположение) должна соответствовать следующим принципам.

Принцип насыщенности.

По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Развивающая среда тогда является развивающей, когда она соответствует уровню развития ребенка, его интересам и потребностям. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез.

Учитывается поло-ролевая специфика : предметно-развивающая среда обеспечивается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".

Среда должна учитывать двигательную активность детей, давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и «гасить», тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.

Принцип трансформируемости.

Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, также может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.

Высота мебели в детском саду должна легко меняться.

Необходимо уходить от:

фундаментального оформления помещений ДОУ пейзажами,

Картинами из сказок или фильмов: оно быстро надоедает и теряет свою

Функциональность, а убрать это сложно. Оформление стен и декоративные элементы должны быть сменяемы и понятны дошкольникам;

Фиксированного фронтального расположения столов и стульев;

Стационарного размещения игровых уголков для сюжетных игр с фиксированными темами и сюжетами («кухня», «больница», «магазин», «Парикмахерская». Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться.)

Принцип вариативности.

Развивающая среда каждой группы разнообразна. Так, в группах оформляются выставки фотографий "Вот мы, какие", используются семейные альбомы, широко представлены темы образовательных проектов; в развивающей среде представлены схемы, таблицы, игрушки-самоделки, пособия, сделанные руками педагога или в совместном творчестве. В современном детском саду строится работа по комплексно-тематическому принципу. Педагог действует с детьми и обсуждает различные темы; дети участвуют в проектах, в группе появляются материальные результаты проектов, которые должны быть заметны в среде. Соответственно среда должна отражать текущую тему , вокруг которой выстраиваются все виды детской деятельности.

Принцип доступности.

Весьма благоприятная тенденция - приблизить условия дошкольного учреждения к домашним (конкретный пример этого - подушки, на которых дети сидят, мягкие диванчики, использование фотографий ребенка и его членов семьи и т. д.).

Планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Для обеспечения доступности материалов и самостоятельного их использования хорошо использовать специальную маркировку, которая должна быть понятна детям и помогает детям размещать все материалы, игры и атрибуты на свои места.

Очень важно, чтобы дети (в особенности старшие дошкольники) принимали активное участие в оформлении помещения своей группы в рамках тематического планирования: рисунки, поделки, макеты, коллажи, схемы, книжки самоделки.

Создаются условия в группе или раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость.

Следует шире использовать развивающие возможности прогулки, а для этого необходимо обустроить участок детского сада.

Принцип безопасности.

При обязательном соблюдении требований безопасности следует вариативно использовать различные игры и пособия в различных видах деятельности детей (например, палочки Кюизенера могут быть в центре сюжетно-ролевой игры).

Эффективным приемом обеспечения принципа безопасности в группе детского сада является разработка правил поведения. Правила появляются по мере необходимости в соответствии с потребностями детей и запросов родителей и отражают существующую реальность. Например, в центре сюжетно-ролевой игры можно поместить правила работы с бытовыми приборами. Обеспечению реализации принципа безопасности также будут отвечать правила поведения в группе и на прогулке. Например: «Поиграл - убери игрушки», «Разрешай конфликты мирным путем». Главное условие: правила создаются самими детьми.

Таким образом, необходимо обеспечить индивидуальный комфорт и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого . Предметно - пространственная среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по принципу нежесткого (мягкого) центрирования (зонирования) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам в различных центрах активности. В различных примерных основных общеобразовательных программах («Детство», «От рождения до школы», «Сообщество», «Мир открытий») предлагаются авторами различный перечень центров активности. Педагог, осуществляя педагогическую деятельность по программе, организует пространство группы в соответствии с предложенным перечнем центров активности и рекомендациями авторов.

Планируя предметно-развивающую среду необходимо знать своеобразие используемой программы, ее отличие от других, и осуществлять это на практике.

Предметно-развивающая среда может быть организована с помощью разделения на центры, уголки, зоны по следующим разделам: игры, театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной деятельности, музыки, экспериментирования, литературы и книгоиздательства, творчества и т.д.

Жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д. По всей площади группы следует разместить оборудование, стимулирующее двигательную активность ребенка. Специально, в стороне от центров активности, где протекает более спокойная и интеллектуальная деятельность, организовать центр физической культуры или движения и центр строительства.

Все материалы доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры выставлены на полках и находятся в открытых пластиковых контейнерах без крышек. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Выбор материалов обеспечивается разнообразием и изобилием природных, бросовых, развивающих и дидактических материалов. Дети могут выбрать себе дело по душе в центре активности. Все материалы могут быть использованы по-разному и интегрированы в разные центры активности. Так, например, в центре изобразительной деятельности дети могут рисовать карандашами, фломастерами, красками, делать печати, штампы, могут лепить из обычного пластилина и теста; конструировать из бумаги, картона, коробок, используя любой бросовый и природный материал.

Материалы в центрах активности меняются по мере затухания к ним интереса детей. Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми); «вчера» (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем).

Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала и т. д. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми. Одному ребенку можно сразу предложить сложное задание, и он с радостью начнет им заниматься, у другого оно вызовет растерянность. Одному нужны неоднократные повторения, чтобы закрепить необходимые знания, другой все «схватывает на лету». Чуткие и опытные педагоги учитывают это и насыщают предметную среду содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка (уровней может быть как минимум три: низкий, средний, высокий). Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Эмоциональная насыщенность - неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю всегда надо учитывать. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Создавая условия для гармоничного всестороннего развития ребенка, не стоит забывать и об эстетической составляющей организации пространства. Поэтому в оформлении помещений желательно соблюдать единый стиль и использовать только высокохудожественные произведения профессионалов. Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников. Все центры активности (уголки) должно быть хорошо освещены. Необходимо продумать освещение всех центров активности (уголков), хорошо, если в центре сюжетно-ролевой игры (игровом уголке), центре литературы (литературном уголке), художественном уголках есть свои источники света. Чем бы ребенок ни занимался в группе, спальне, столовой, он не должен напрягать глаза, чтобы раньше времени не надеть очки.

Мебель, оборудование, пособия, используемые во всех помещениях, принадлежащих группе, должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Стационарные модули (мебель) прочно крепятся к стенам и между собой. Острые углы и кромки закругляются, что обеспечивает их гигиеническое содержание и предупреждает травматизм.

Таким образом, построение предметно-развивающей среды предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Предметно-развивающая среда должна быть системой, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения детей.

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований дошкольного образования и включает в себя требования к структуре программы и ее объему; условиям реализации программы; результатам освоения программы; результатам освоения программы. В свою очередь программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики-тенденции дошкольников увлекаться текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности творчества активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом №1155 от 17 октября 2013года)

2. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айрес Пресс, 2010. – 119 с.

3. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П.// Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика»: Новая школа, 1993. ПРЕСС», 2011

4. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Вторая младшая группа. - М., Центр педагогического образования, 2010

Понятие предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств»

(С.Л. Новоселова).

При построении предметно-пространственной среды ДОУ педагогами учитываются нормативные документы:

Письмо Минобразования РФ «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»,

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

Постановление о «Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и т.д.

В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского,

П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении - обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности. Дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно- пространственную среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по зонам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность :

Развивающие игры, технические устройства и игрушки,

Модели, предметы для опытно-поисковой работы,

Большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства д/с, Группы, а также территории, прилегающей к ДОУ или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ;

● в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

· учет возрастных особенностей детей.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательная деятельность;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

· исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Функциональность предметной среды означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют функцию:

Информационности - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Стимулирования. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

Развивающую - сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия. Предметно-пространственная среда в детском саду должна:

· привлекательный вид;

· выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

· снимать утомляемость;

· положительно влиять на эмоциональное состояние;

· помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

· давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Маленького ребенка окружают различные предметы, имитирующие мир взрослых, или специально придуманные для развития ребенка. Он активно манипулирует этими предметами, стремится узнать, как они устроены, для чего предназначены, пытается установить взаимосвязь между предметами и явлениями действительности. Ребенок интересуется тем, как работают различные машины и механизмы, как устроен человек, как объясняются те или иные явления природы.

Показатели оценки развивающей среды:

· Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;

· Отсутствие конфликтов среди детей;

· Наличие продуктов детской деятельности;

· Динамика развития ребенка;

· Невысокий уровень шума.

Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:

· Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;

· Совсем незнакомые предметы и материалы.

Развивающая предметно-пространственная среда

рассматривается

как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности;

включает

обстановку, объекты и материалы различного функционального значения;

позволяет

педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.

Таким образом, развивающая среда - это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Развивающая среда группового помещения детского сада выступает значимым фактором для развития личности ребенка. Многие исследователи справедливо отмечают, что пространство группы должно стать полифункциональным, трансформируемым и динамичным. Для решения этой проблемы нами совместно с преподавателем ГБПОУ Технологический колледж №21 В.В. Палагиным был разработан проект модернизации групповых помещений для детей 5 - 7 лет, предполагающий активное участие в его реализации студентов колледжа. Проект, получивший название "Уютный детский сад" был реализован в дошкольном отделении № 11, ГБОУ Лицей № 1598 г. Москвы в 2014 г. и получил признание у сотрудников детского сада, воспитанников группы и их родителей.


Основной концепт наполнения групповой среды заключается в использовании трансформируемой, мобильной, полифункциональной мебели, соответствующей антропометрическим данным детей и требованиям безопасности и гигиеничности.

В организации предметно-пространственной развивающей среды группового помещения для детей старшего дошкольного возраста мы ориентировались на рамочную конструкцию среды, предложенную Н. А. Коротковой. Согласно ее исследованиям необходимо и достаточно разделить групповое пространство на три части: 1) зону для спокойной по преимуществу деятельности, 2) активную зону, 3) рабочую зону , для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса в ДОУ. Эта идя полностью реализована в ходе проекта.

Использование мобильной и трансформируемой мебели позволяет динамично преобразовывать стреду группы в зависимости от образовательных задач, стоящих перед педагогом; от игровых потребностей ребенка открывать что-то новое, видоизменять среду в зависимости от придуманных сюжетов, самому становиться героем своих фантазий и игр.