Гормональный сбой - причины, симптомы, диагностика, лечение. Критический возраст? Гормоны мешают подросткам хорошо учиться Гормональные изменения в подростковом возрасте

У подростков такой этап физиологического развития, когда учиться на самом деле трудно, считает доктор педагогических наук, профессор МПГУ Елена Леванова.

Наука объясняет...

На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков - в 12-13, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения - медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот остановиться, затормозить им не просто. Они цепляются к словам и людям, хотя давно пора сказать: «Проехали!».

Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит нередко из-за того же: когда интересно - все запоминается легко, а стало скучно - ну ничего не задерживается в голове!

Кости и мышцы в это время растут неравномерно, все движения становятся нескоординированными, неуклюжими. Как ни сядешь - все неудобно, а взрослые говорят: «Не крутись, не разваливайся на стуле». Особенно тяжело мальчикам, они вытягиваются больше девочек. Поэтому у них и хрупкость костей в этом возрасте выше. Они чаще ломают руки и ноги. И потребность растянуться на диване, просто полежать, придя домой, у них больше. А мы кричим: «Что валяешься, садись делать уроки!».

Сердце растет и... болит, временами часто бьется, кровь не доносит нужного количества кислорода в мозг. Голова хуже соображает и быстрее устает. Болит. Недостаток кислорода может довести до обморока. Особенно обморокам подвержены девочки. Они же чаще страдают повышением артериального давления. Пик такой юношеской гипертонии приходится у них на 13-14 лет. А мы, взрослые, как назло не даем им в полной мере двигаться и дышать. В школе подростки слышат: «На уроках не крутись! Нечего на перемене во двор выбегать, грязь в школу таскать!» Дома мы говорим: «Куда пошел гулять? Уроки еще не сделаны!»

Гормональные бури заставляют эмоции у подростка сменяться так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию. Особенно эмоционально неустойчивы девочки, у них настроение связано с установлением менструального цикла.

Игра гормонов заставляет барышень погружаться в мир женских интересов. Теперь каждую девочку больше всего волнует, как она выглядит, не слишком мала или не слишком велика у нее грудь и обращают ли на нее внимание мальчики? Все мысли о науках, кроме «науки страсти нежной», отходят на второй план. Мальчики менее заняты своей внешностью, но их «больная тема» - рост. Кто из них выше? Что можно сделать, чтобы еще подрасти?

Пищеварительная система в это время очень болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические нагрузки. Усталость и стрессы вызывают у подростков гастроэнтерологические заболевания не реже, чем еда всухомятку.

Как же помочь этим внешне почти взрослым, часто агрессивным и таким ранимым детям?

Психологи и педагоги советуют:

● Не надо возбуждать лишний раз и раздражать подростков приказным тоном, старайтесь общаться на равных. Они уже не смотрят на нас снизу вверх, они воспринимают нас сейчас критически и хотят стоять рядом с нами на одной доске.

● Дайте подросткам возможность больше двигаться - в движении они должны проводить не менее трех часов в день. Им сейчас просто необходимы занятия физкультурой и спортом. Именно сейчас оттачивается гибкость, ловкость, хорошая координация, пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут ли наши дети грациозными или корявость в движении останется у них на всю жизнь. Поймите, что подросткам их тело сейчас неудобно, не смейтесь над их неуклюжестью, не ругайте, когда они крутятся во время занятий и все время норовят прилечь на диван.

● Сейчас они должны потреблять кальция с пищей больше, чем взрослые, особенно мальчики, им нужны белки, фосфор, витамин D...

● Физиологическая нагрузка на организм у подростка выше, чем у младшего школьника! А спит он гораздо меньше, считая себя уже взрослым. Спать подросток должен минимум 9 часов! И хорошо бы еще час прихватывать днем.

● Гулять надо каждый день обязательно. Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении.

● Побольше уделяйте вашему трудному чаду внимания, не ограничивайтесь в общении только вопросами: «Ты поел? А какие отметки в школе?» Подростки только делают вид, что мы им уже не нужны. На самом деле наше внимание, наша дружба, наше мнение, высказанное доброжелательно и тактично, им очень важны. В своем кругу они нас цитируют!

Мы все хотим, чтобы наши дети усвоили в юности как можно больше знаний. Хотим, чтобы они ответственно и хорошо учились. Но нагрузка у них в школе такова, что выучить все, что задают, невозможно. Московский педагогический государственный университет провел исследование и выяснил: чтобы в 7-м классе ученик ежедневно выполнял все, что задают ему по всем предметам, ему надо каждый день в среднем усваивать информацию, изложенную на 26 страницах учебника, и, заметьте, не только усваивать, но и быть готовым на следующий день ее воспроизвести.

Эксперимент с добровольцами-отличниками, детьми интеллектуально хорошо развитыми, показал, что выполнить такой объем заданий можно, только если, придя из школы, сразу сесть за уроки и делать их до часу ночи.

Неразумная школьная нагрузка вынуждает ребенка относиться к урокам избирательно: какие-то сделать, какие-то пропустить, какие-то просмотреть вскользь...

Все науки не изучишь. А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и здоровыми, и счастливыми. Очень бы хотелось!

Кстати

Молодые да ранние. Подростки, рано начавшие половую жизнь, более склонны к депрессиям и суицидам, чем их ровесники, утверждают американские психологи.

Согласно результатам исследования, в котором приняли участие 2800 школьников от 14 до 17 лет, около 25% сексуально активных девушек считают себя несчастными. Такие же ощущения описывают лишь 8% девушек, пока не ведущих половой жизни.

Около 14% сексуально активных девушек совершали попытки самоубийства. Среди их ровесниц, пока не знакомых с плотской любовью, попытки покончить с собой наблюдались лишь в 5% случаев.

Юноши, ведущие половую жизнь, также более склонны к суициду: 6% из них пытались расстаться с жизнью, в то время как среди не вступающих в половые связи этот показатель в 6 раз меньше.

Личное мнение

Вячеслав Добрынин:

Когда я был подростком, то шишки получал главным образом в процессе занятий спортом: я любил игры с мячом - футбол, волейбол… Даже вывихи и переломы случались. А вот в драках из-за девчонок я не участвовал никогда. Хорошо подвешенный язык помогал договориться без рукоприкладства. Да девчонки и сами были готовы меня защищать.

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Нарушение гормонального баланса – что это?

Нарушением гормонального баланса называется разлад деятельности эндокринной системы. Данная система, состоящая из многих желез, вырабатывает гормоны (вещества, влияющие буквально на все процессы, происходящие в организме).

Деятельность желез, составляющих эндокринную систему, и всех гормонов, синтезируемых этими железами, находится у здорового человека в состоянии равновесия, баланса. Но это равновесие хрупкое: стоит нарушиться синтезу всего одного (любого) гормона, как возникает разлад работы всей эндокринной системы - т.е. нарушение гормонального баланса, проявляющееся ухудшением здоровья человека.

Нарушения гормонального равновесия могут возникать в следующих случаях:

  • при синтезе железой слишком большого количества гормона;
  • при синтезе недостаточного количества гормона;
  • при нарушениях в процессе синтеза, вызывающих изменение химического состава гормона;
  • при нарушениях в процессе транспортировки гормона по организму;
  • при одномоментном сбое в работе сразу нескольких эндокринных желез.
Симптомы гормональных нарушений весьма разнообразны, и в большинстве случаев распознать заболевание эндокринной системы очень трудно.

Нарушение гормонального баланса чаще встречается у женщин, но могут страдать от него и мужчины, и дети любого возраста.

Причины гормональных нарушений

Причины недостаточной выработки гормонов:
  • инфекционные или воспалительные заболевания эндокринных желез;
  • врожденные аномалии в виде недоразвития эндокринных желез;
  • операции на эндокринных железах (при травме или при развитии опухоли);
  • кровоизлияния в ткань железы;
  • нарушение кровотока и недостаточное кровоснабжение железы;
  • недостаток поступления с пищей витаминов и микроэлементов;
  • иммунодефицитные состояния.
Причины избыточной выработки гормонов:
  • травмы головы и органов брюшной полости;
  • воспалительные заболевания;
  • прием гормональных препаратов.
Сбалансированная деятельность эндокринной системы также может нарушиться под влиянием таких факторов, как:
  • хроническое недосыпание;
  • малоподвижный образ жизни;
  • вредные привычки;
  • слишком ранние половые связи - или, напротив, отсутствие сексуальных контактов у взрослого человека.

Как проявляются гормональные нарушения?

Специфических симптомов гормональных расстройств практически нет, и установить диагноз эндокринного заболевания нелегко. Проявления гормонального сбоя схожи с признаками различных других заболеваний. Однако существует несколько симптомов, позволяющих заподозрить наличие гормонального дисбаланса:
1. Повышенный аппетит в сочетании с прогрессирующим похудением – чаще всего это признак повышенной функции щитовидной железы . Одновременно пациент жалуется на раздражительность, нервозность, бессонницу, потливость, дрожание пальцев рук, перебои в сердечном ритме, небольшое (но длительное) повышение температуры .
2. Недостаточность функции щитовидной железы характеризуется развитием ожирения с равномерным распределением жира по всему телу; общей слабостью, сонливостью; сухостью кожи и ломкостью волос; зябкостью; снижением температуры тела ниже нормы; охриплостью голоса.
3. Расстройство деятельности гипоталамуса и гипофиза проявляется также ожирением, но жир откладывается в основном в верхней половине тела; ноги остаются худыми. На внутренней поверхности бедер, на животе, на молочных железах появляются стрии – багровые полосы-растяжки. На фоне таких изменений внешнего вида у пациента часто отмечаются гипертонические кризы , когда артериальное давление повышается сильно и резко.
4. Избыточная выработка гипоталамусом соматотропина (гормона роста) сопровождается характерными изменениями внешности: у пациента увеличивается нижняя челюсть, губы, язык, скулы, надбровные дуги. Быстро растут стопы и кисти рук. Изменяется голос: становится хриплым, грубым. Рост волос усиливается. Появляются боли в суставах .
5. Для опухолей гипофиза характерно быстрое ухудшение зрения в сочетании с постоянными головными болями.


6. Недостаточность функции поджелудочной железы – сахарный диабет – проявляется кожным зудом , постоянной жаждой, частыми мочеиспусканиями . Мелкие ранки, царапины плохо заживают; на коже часто возникают фурункулы . Пациенты жалуются на общую слабость, утомляемость .
7. Избыточный синтез мужских гормонов (тестостерона) у женщин характеризуется нарушением менструального цикла, а зачастую – и бесплодием. При этом отмечается оволосение лица и тела по мужскому типу; кожа становится грубой, жирной; часто возникает угревая сыпь.

Гормональные нарушения у женщин

Причины

Общие причины гормональных нарушений относятся и к женщинам, но к ним добавляются частые аборты и бессистемный прием гормональных контрацептивов .

Кроме того, в жизни женщины существуют периоды физиологических гормональных нарушений:
1. Половое созревание.
2. Беременность.
3. Роды и послеродовый период.
4. Климакс.

Признаки

К таким признакам относятся:
  • сбой регулярности менструального цикла;
  • изменения в психоэмоциональной сфере (раздражительность, вспыльчивость, плаксивость, резкие смены настроения, бессонница);
  • появление избыточного веса при неизменившемся аппетите;
  • частые головные боли ;
  • сухость слизистой оболочки влагалища;
  • рост волос на лице по мужскому типу (в области верхней губы и подбородка);
  • сухость кожи и слизистых оболочек (в том числе слизистой влагалища);
  • истончение и выпадение волос на голове.

Гормональные нарушения и беременность

С момента наступления беременности в женском организме начинается гормональная реорганизация. Начинают синтезироваться новые гормоны, обеспечивающие нормальное течение беременности. К ним относятся:
  • хорионический гонадотропин человека (ХГЧ);
  • бета-хорионический гонадотропин человека (бета-ХГЧ). Именно этот гормон является маркером беременности, его наличие определяет тест-полоска ;
  • альфафетопротеин (АФП);
  • эстриол;
  • РАРР-А (папп-эй) – это не совсем гормон, но белок (протеин А), очень важный при беременности.
Уровень выработки яичниками обычных женских половых гормонов (эстрогена и прогестерона) в начале беременности повышается, а затем, когда плацента начинает синтезировать эстриол - снижается. Происходит это в начале II триместра.

Гормональные нарушения после родов

После родов гормональный фон женского организма вновь изменяется. Прекращается синтез гормонов беременности, вырабатывается гормон пролактин , стимулирующий выделение грудного молока . А когда заканчивается период грудного вскармливания ребенка - уровень пролактина понижается. Это является сигналом к возобновлению синтеза нормальных женских гормонов - эстрогена и прогестерона - в обычном объеме. Восстанавливается менструальный цикл: организм женщины вновь готов выполнять репродуктивную функцию.

Как определить, правильно ли протекает процесс послеродовой гормональной перестройки? Признаками возможного гормонального сбоя являются "скачки" артериального давления , появление отеков , частые головокружения, бессонница . Настораживающими признаками также являются быстрое похудение или, напротив, чрезмерное увеличение веса при обычном питании.

Гормональный дисбаланс после аборта

Аборт резко нарушает гормональный баланс организма: насильственное прерывание беременности вызывает прекращение синтеза целой группы гормонов. Эндокринная система ввергается в состояние стресса и отвечает на это усилением выработки женских половых гормонов и гормонов надпочечников.

В это время организм женщины крайне уязвим. Сопутствующие заболевания, физические перегрузки могут вызвать изменения в яичниках – поликистоз , текоматоз (разрастание ткани яичников с возможным развитием опухоли).

Чтобы отрегулировать восстановление цикла менструаций и предотвратить нежелательную беременность, в послеабортном периоде рекомендуется применение гормональных противозачаточных средств .

Гормональный дисбаланс у девушек

У молодых девушек правильный менструальный цикл устанавливается обычно не сразу, а в течение нескольких месяцев: перерывы между менструациями то слишком длинные, то слишком короткие; менструальные кровотечения то скудные, то обильные. Если эти явления отмечаются на протяжении 2-х – 3-х месяцев, поводов для беспокойства нет.

Тревожными симптомами гормонального неблагополучия у девушек являются чрезмерно обильные, длительные (дольше 7 дней), крайне болезненные менструации . В этих случаях необходимо обратиться к гинекологу .

Гормональные нарушения у женщин - видео

Нарушение гормонального фона у мужчин

Гормональные сбои происходят и у мужчин. Причиной их возникновения чаще всего является недостаточная выработка в организме тестостерона – основного мужского гормона. Нарушение выработки этого вещества может быть связано с травмами или заболеваниями яичек (воспаление яичек, сахарный диабет , ВИЧ , ишемическая болезнь сердца , почечная недостаточность). Уровень синтеза тестостерона также снижается при алкоголизме , употреблении наркотиков , частых стрессовых ситуациях.
Признаки:
  • снижение либидо (сексуального влечения), эрекции;
  • уменьшение яичек в объеме;
  • развитие ожирения по женскому типу, увеличение грудных желез;
  • уменьшение мышечной массы;
  • снижение оволосения на лице, в подмышечных впадинах, в паху;
  • изменение голоса (становится более высоким);
  • эмоциональные расстройства (подавленность, депрессия).

Гормональные нарушения у подростков

У девочек

Период полового созревания – это период формирования женского гормонального фона в организме девочки. Перестройка гормонального статуса отражается, в первую очередь, на психоэмоциональной сфере: девочки становятся капризными, "неуправляемыми", настроение у них часто меняется. На коже лица может появиться угревая сыпь . Это – нормальное явление, и переходный возраст в свое время заканчивается.

Заподозрить же наличие гормональных нарушений у девочек можно в следующих случаях:
1. Если в 14-16 лет у девочки еще нет менструаций, или они редкие и нерегулярные. При этом слабо выражены вторичные половые признаки (молочные железы недоразвиты, оволосение в подмышечных впадинах и в паху недостаточное). Такие симптомы характерны для дефицита женских половых гормонов в организме девочки.
2. Другой вариант этой же патологии – когда у девочки затягивается период роста. Она продолжает расти, когда у ее ровесниц рост уже приостанавливается. Внешний вид таких девочек-подростков своеобразен: они отличаются заметной худобой, высоким ростом, чрезмерно длинными руками и ногами. Менструальный цикл нерегулярный.

У мальчиков

Гормональные нарушения у мальчиков-подростков связаны с нарушением баланса мужских и женских половых гормонов. Если в периоде полового созревания в организме мальчика не вырабатывается в достаточном количестве мужской гормон тестостерон, то у подростка не развиваются вторичные половые признаки, не происходит ломки голоса, рост остается низким.

Повышение синтеза мужских половых гормонов в переходном возрасте вызывает у многих мальчиков появление на коже лица так называемых подростковых прыщей . Через несколько лет, когда гормональный фон становится стабильным, прыщи исчезают.

Гормональные нарушения у детей

У детей возможно развитие самых разнообразных гормональных нарушений. Наиболее часто встречаются такие нарушения, как задержка роста и гипотиреоз.

Задержка роста у детей, связанная с гормональной недостаточностью, может быть вызвана заболеванием любой из эндокринных желез. Но самым ярким примером является гипофизарная карликовость, вызванная каким-либо повреждением гипофиза (в гипофизе вырабатывается гормон роста – соматотропин – и многие другие гормоны). У гипофизарных карликов, помимо малого роста, отмечается задержка полового развития, недостаточность функции щитовидной железы и другие гормональные сдвиги.

Гипотиреоз (дефицит гормонов щитовидной железы) влияет на умственное и физическое развитие ребенка. Дети с этой патологией отличаются низким ростом, общей вялостью, медлительностью, отсутствием интереса к окружающему. Они часто страдают сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями.

При возникновении малейшего подозрения на наличие у ребенка гормональных нарушений необходимо обратиться к эндокринологу .

Возрастные гормональные нарушения

Женский климакс

Когда женщина достигает определенного возраста (индивидуального для каждой), ее яичники прекращают вырабатывать эстроген и производить яйцеклетки. Менструации прекращаются. Женщина становится неспособной к зачатию детей. Этот период называется климаксом . Он сопровождается еще одной перестройкой гормонального фона в женском организме. В наше время климакс "помолодел", и может начаться уже в 40 лет.

Резкое прекращение синтеза половых гормонов при климаксе вызывает увеличение выработки гормонов гипофиза, гипоталамуса , надпочечников и щитовидной железы. Это проявляется массой субъективно неприятных симптомов.

Признаки женского климакса:

  • Вегето-сосудистые нарушения (подъемы артериального давления, боли в области сердца , приступы сердцебиения , дрожание рук, потливость, приливы жара к лицу и шее).
  • Эмоциональные нарушения (раздражительность, приступы гнева или угнетенное настроение, плаксивость, тревожность, депрессия).
  • Неврологические нарушения (ухудшение памяти и умственной работоспособности, дневная сонливость и ночная бессонница, частые головные боли, головокружения).
  • Нарушения обмена веществ (остеопороз – повышение хрупкости костей, рост волос на лице в области верхней губы и подбородка, снижение оволосения в паху и в подмышечных впадинах).

Мужской климакс

Мужской климакс, как и женский, связан со снижением синтеза половых гормонов и нарушением гормонального фона. Возраст начала климакса для каждого мужчины индивидуален. Считается, что мужской климакс может проявляться с 45 лет, хотя многие мужчины сохраняют способность к зачатию детей до глубокой старости.

Признаки мужского климакса:

  • Ухудшение качества сексуальной жизни (снижение либидо и эрекции, трудность достижения оргазма).
  • Эмоциональные нарушения (угнетенное настроение, депрессия, тревожность).
  • Неврологические нарушения (ухудшение памяти и умственной работоспособности, дневная сонливость и ночная бессонница, частые головные боли, головокружения).
  • Вегето-сосудистые нарушения (подъемы артериального давления, боли в области сердца, чувство сердцебиения, потливость , приливы жара к лицу и шее).
  • Нарушения обмена веществ (уменьшение физической работоспособности, снижение мышечной силы и мышечной массы, нарастание жировых отложений, остеопороз, облысение , снижение оволосения в паху и в подмышечных впадинах).

Как лечить гормональные нарушения

Медикаментозные препараты

Препаратами для лечения гормональных сбоев являются гормоны - точнее, их синтетические аналоги. Гормонотерапия при эндокринных заболеваниях может осуществляться по трем схемам:
1. Заместительной (когда та или иная эндокринная железа не выполняет своих функций по выработке гормонов).
2. Стимулирующей (когда с помощью гормональных препаратов активизируют сниженную функцию эндокринной железы).
3. Тормозящей (гормональные препараты используются для сдерживания чрезмерно активной деятельности эндокринной железы).

Препараты и их дозы подбираются врачом индивидуально для каждого больного с гормональными нарушениями. Проводится гормонотерапия под контролем медицинских анализов.

Иногда (например, при развитии опухоли той или иной эндокринной железы) гормональная терапия является лишь дополнением к хирургическому лечению.

Гомеопатия

Правильно подобранные гомеопатические препараты способны оказать быструю и эффективную помощь пациентам с гормональными сбоями. Гомеопатические лекарственные средства, произведенные из природного сырья, воздействуют на организм сильнее, чем гормоны. При этом они не оказывают побочных действий.

Пациент должен знать, что комплексные гомеопатические средства, продающиеся в аптеках без рецепта, не помогут ему в восстановлении гормонального баланса. Только препараты, подобранные индивидуально для конкретного человека врачом-гомеопатом, окажут лечебный эффект и устранят причину гормонального заболевания.

Подбор гомеопатических препаратов может быть сложным и долгим (в течение нескольких недель). Но когда нужное средство будет выбрано, лечебный эффект превзойдет все ожидания. В течение 1-3-х месяцев гормональный баланс будет полностью восстановлен.

Общеизвестно, что весь жизненный цикл человека условно можно разделить на три основных этапа: созревание , зрелый возраст и, к сожалению, старение . При переходе от одного периода к другому выделяют критические возрастные периоды, в течение которых происходят качественные изменения в росте и развитии организма, его взаимодействии с окружающей средой.
Одним из таких очень ответственных периодов является подростковый (пубертатный) период . Это отрезок времени, когда происходит биологическая и психологическая перестройка организма, ведущая к зрелости. Что же происходит в это время?

Физиологические изменения

В этот период происходит очень быстрое биологическое созревание организма. Некоторые исследователи говорят даже о «физиологической буре» , имея в виду изменения, происходящие в подростковом периоде. Природа словно торопится завершить свое творение и в этой спешке не замечает, что в нем еще много «недоработок».
Кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ростом скелета. Из-за этого нередко бывают боли в мускулах, что удивляет и пугает самих подростков и их родителей. Резко меняется внешний вид: фигура становится нескладной, руки и ноги длинными и тонкими, движения неловкими и неуклюжими.
Многие начинают стесняться своего роста, а в связи с этим сутулиться, пытаясь уменьшить свой рост и сравняться с остальными в классе. Другие наоборот переживают из-за своего якобы маленького роста. Молодые девушки начинают переживать по поводу своей якобы полноты, недовольны пропорциями тела. На самом деле большинство этих проявлений временного порядка и исчезнут через некоторое время.

Противоречия в изменениях

В физиологических процессах, которые происходят в организме подростка, есть внутренние противоречия. Затраты на рост так велики, что в этот период человек часто ощущает усталость, необходимость дополнительного отдыха. Это время внутреннего противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного и обретения нового физического «Я».
Любые изменения в состоянии организма пробуждаю тревогу: физическое и половое созревание вызывают в первую очередь сомнение: «А правильно ли я развиваюсь?» Некоторые исследователи называют это комплексом «гадкого утенка» : человек сравнивает себя со сверстниками, которые переживают то же. Но он видит только их внешность, а не переживания, отчего приходит к выводу, что он не такой; в этот период никто не знает, каким он будет, а воображение рисует самое худшее. Сомнения и тревога выдают себя раздражительностью, нарочитой «крикливостью» одежды, прически, манер.

Гормональная перестройка организма

Важнейшее влияние на формирование подростка в период взросления оказывают гормоны. Железы внутренней секреции вырабатывают одинаковые гормоны, как у женщин, так и у мужчин. Исключение составляют половые железы : у мужчин - яички, продуцирующие половые гормоны андрогены (по большей части тестостерон), а у женщин - яичники, вырабатывающие эстроген и прогестерон.
Помимо секреции половые железы выполняют и другую функцию: в них созревают половые клетки - сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Внешние изменения

Внешне это проявляется в первую очередь скачком роста, изменением фигуры, появлением вторичных половых признаков . Период полового созревания у девочек начинается, как правило, в 10-11 лет, т.е. несколько раньше, чем у мальчиков.
Как и было сказано, в этот период идет быстрый рост. У девочек, в отличие от мальчиков, заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бедра, фигура становится округлой. Увеличиваются наружные половые органы, кожа на них темнеет, начинают расти волосы в подмышечных впадинах, начинают развиваться молочные железы. Далее примерно через 2 года от начала полового созревания появляется первая менструация.
У мальчика также изменяется фигура: плечи становятся шире, а таз более узким, ноги длиннее и мускулистее; быстро растет скелет. Ежегодная прибавка роста у некоторых мальчиков доходит до 10 см. Начинают расти волосы на лобке, подмышечных впадинах и на лице (сначала над верхней губой, на подбородке, а затем и на щеках). Увеличиваются и изменяются хрящи гортани, а голосовые связки становятся толще - голос «ломается» и в дальнейшем тембр его становится ниже.
Под влиянием мужских половых гормонов усиливается секреция сальных желез, особенно на коже спины и лица. При недостаточном гигиеническом уходе нередко появляется угревая сыпь. Как правило, к 14 годам начинается выработка и выделение спермы (жидкости, вырабатываемая яичками и содержащая мужские половые клетки - сперматозоиды). В половых органах также происходят значительные изменения: увеличиваются яички и половой член (в длину и толщину). Кожа на них темнеет.
Все эти изменения касаются физиологического аспекта. Но важно также помнить и о том, что происходит во внутреннем мире подростка.

Психологические особенности подросткового периода

Часто родителям кажется, что детство - самый беззаботный и легкий этап жизни. Наверное, это можно сказать о дошкольниках и младших школьниках. Но только не о подростках. Кроме описанных физиологических изменений кардинально меняется сама личность подростка. Что же происходит в подростковом возрасте?
Кратко основные особенности подросткового возраста можно охарактеризовать так:

  • подросток становится эмоционально нестабильным , вспыльчивым, раздражительным и очень чувствительным к внешним оценкам;
  • подросток определяется со своей половой идентификацией , начинает задумываться об отношениях с противоположным полом и переживает первый опыт сексуального возбуждения;
  • подросток, сильно изменяясь физически, изменяет и внутренний образ себя , начинает иначе относится к себе в целом, к свой внешности, к своей новой социальной роли;
  • подросток кардинально изменяет свое самосознание - он начинает иначе мыслить, по-другому чувствовать, у него появляются новые ценности и цели.
Задачи подросткового периода

Такая картинка получается, если рассматривать этот период отстраненно. Если же посмотреть на все глазами самого подростка, то картина изменяется: вместо простой констатации фактов появляются реальные и очень сложные жизненные задачи , которые и взрослым, подчас, бывает трудно решить. Что же получается?
Подросток - уже не ребенок и еще не взрослый. Но ему предстоит осознать себя, понять, чего он хочет и что он может, выстроить свой внутренний мир и научиться эффективно общаться с внешним миром. При этом подростку необходимо еще и определиться с выбором профессии, научиться находить общий язык со сверстниками, изменить отношения с родителями… И все эти задачи встают перед подростком одновременно.

Внутренняя позиция подростка

Важно также помнить, что позиция, в которой находится в это время подросток, очень уязвима. С одной стороны, подросток хочет, чтобы его воспринимали как взрослого, стремится отстаивать свои права. С другой же стороны, он не обладает жизненным опытом, знаниями, необходимыми навыками.
Нестабильность в позицию подростка вносит и изменяющаяся самооценка . В этом возрасте очень важно чувствовать себя уникальной, значимой личностью. Но как раз в это время подросток сталкивается с серьезной критикой в свой адрес: и учиться он мог бы лучше, и давно пора стать самостоятельным.
Вот и представьте, что чувствует подросток. Коротко можно обозначить его состояние как продолжительный стресс , который может распространиться на всю семью. Что же можно сделать, чтобы благополучно пережить этот, несомненно, сложный и для родителей, и для самих подростков период?

Что может помочь?

Во-первых , подросткам следует сказать о необходимости бережного и уважительного отношения к себе и своему телу , напомнить им, что они становятся взрослыми, а это непросто. Каждый человек уникален, неповторим в своем роде, и это нужно понимать и ценить! И к своей индивидуальности надо относиться с уважением.
Во-вторых , важно самим взрослым понимать и помогать понять подростку, что происходит в его жизни . Знание, что многие процессы обусловлены резкой перестройкой организма, помогут легче отнестись к таким непростым изменениям. Эмоциональная нестабильность, резкие перемены в настроении, противоречивость позиции - основные проблемы данного возрастного этапа - все это следствия гормональной перестройки организма и изменений в строении и функционировании мозга. Они неизбежны и правильны. Осознание этого факта может значительно снизить тревогу подростков и непонимание, иногда разочарование, родителей.
В-третьих , подросткам в это время может помочь опыт его родителей и близких взрослых . Разговаривая по душам, делясь собственным опытом и рассказывая про ваши чувства, вы помогаете подростку узнавать самого себя и окружающий его мир. Если же подросток понимает и с вниманием относится к своему внутреннему пространству, он легче сможет встроиться в новые для него, уже взрослые, социальные взаимодействия.
И, наконец , главная помощь - это внимательное, бережное и уважительное отношение друг к другу . Только так вы сможете сохранить доверительные отношения и без потерь пройти через этот непростой период. И помните: любой сложный период заканчивается, отношения же - остаются.

Почему подростку так нелегко с самим собой? Является ли подросток жертвой бушующих гормонов? Каковы психологические особенности подросткового возраста?

Почему подростку так нелегко с самим собой?

  • начало функционирования половых желез, появление вторичных половых признаков;
  • у девочек половое созревание начинается на два года раньше и длится 3-4 года, у мальчиков 4-5 лет;
  • период роста сексуальности и гиперсексуальности у мальчиков;
  • гормональная перестройка: у девочек рост количества эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков;
  • новая "химическая среда" организма вызывает резкие перепады настроения (эмоциональные качели);
  • высокие темпы роста, сравнимые только с фетальным (внутриутробным) периодом и возрастом от 0 до2-х лет;
  • рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры;
  • у девочек увеличивается масса жировой ткани на 10-20%, что субъективно переживается очень тяжело;
  • у мальчиков увеличивается количество мышечной ткани: число мышечных клеток у мальчиков превышает соответствующее число у девочек в 4 раза;
  • увеличение объема легких и глубины дыхания с целью обеспечения растущего организма кислородом;
  • увеличение объема сердца в 2 раза за пубертатный период;
  • значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли, вегетососудистая дистония.
  • гиперфункция гипотоламо-гипофизарной и эндокринной системы.
  • нестабильность эмоций.
  • поллюции у мальчиков и месячные у девочек подчас вызывают реакцию физиологического отторжения собственного тела;
  • темпы развития сальных желез (прыщи на лице, повышенная потливость, сальные волосы);

Является ли подросток жертвой бушующих гормонов?

Да. Грейс Крайг приводит следующие общие эмоциональные проявления гормонального криза:

  • частая смена настроения:
  • депрессия;
  • неусидчивость и плохая концентрация внимания;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • тревога;
  • агрессия и проблемное поведение.

Каковы психологические особенности подросткового возраста?

  1. Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой "ты еще слишком мал", "нос не дорос". Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребенка в семье и социуме.
  2. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.
  3. Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
  4. В психологической литературе этот этап называют этапом "второй перерезки пуповины". Ребенок отделяется от родителей и уходит в свой мир - мир сверстников.
  5. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
  6. Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
  7. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.
  8. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности;
  9. Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодежные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.
  10. В молодежной среде у подростка формируется "мы-концепция". С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на "своих" и "чужих", причем взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны.
  11. Формирование "Мы-концепции" у подростка является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. (Группа, ценности которой подросток принимает и разделяет, мнение которой является для него значимым, называется референтной группой)
  12. Учебная деятельность и школа перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.
  13. В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
  14. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
  15. Рост критичности подчас ведет к полному негативизму. Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряженные для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма. (Подробнее об этой группе детей можно прочитать в разделе "жизнестойкие дети").
  16. Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники).
  17. В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя.
  18. Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизму подражания). Я буду КАК взрослый - игра - копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом. Хочу успокоить родителей: это почти всегда будут НЕ они, а другой значимый взрослый.
  19. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной субкультуре: вес, рост, гора мышц и т. д. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации.
  20. Ребенок подражает взрослым стереотипам сексуальности по форме, а не по сути, поэтому так популярна среди девочек литература, типа "Искусство соблазнять" или "Как стать роковой женщиной". Образец для подражания связан для девочек с системой ценностей, сформировавшейся в семье. Это не обязательно "роковая красотка", это может быть и стиль "бизнес вумэн", максимально приближающийся к мужскому стереотипу. Она всегда выглядит О. К., сногсшибательна, ей нет дела до "этих глупостей".
  21. Мужским идеалом чаще всего становится супергерой проповедующий культ силы, выносливости, смелости, ценности настоящей дружбы, то есть герой современного боевика.
  22. Неверно было бы полагать, что "Я-идеальное" формируется ТОЛЬКО по внешнему механизму. Это - лишь начальная точка отсчета. Дальше следует овладение взрослыми умениями и навыками, заботой о ближних, а, самое главное, мерой своей посильной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за происходящее в семье и вокруг, за себя и свои поступки.
  23. Если значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки.
  24. Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Происходит специализация знаний с целью построения дальнейшей, непременно успешной" карьеры. Учеба впервые превращается не в учебу для оценки, а в учебу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретает личностный смысл и личностную ценность.
  25. Если такой путь постижения новых знаний, умений и навыков поддерживается значимыми взрослыми, иногда с помощью конкурентной борьбы, то перспектива роста "Я-идеального" многократно усиливается.

Обсуждение

23.04.2004 00:59:34

Комментировать статью "Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста"

Еще по теме "Гормональная перестройка организма детей и подростков":

Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми Переходный возраст. Подростковый период – нелегкое испытание для детей и их семьи. В этом возрасте привычные отношения с...

Проблемная кожа у подростка. Здоровье. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Гормональная перестройка организма происходит не часто, а у всех поголовно. Вопрос - как она проходит, вот и всё.

Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ. Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста.

Про переходный возраст опять. Дети и родители. Подростки. Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Раздел: Дети и родители (мне 14 вроде переходный возраст но стресс уже 3 недели).

Про бушующие гормоны. Психология, переходный возраст. Подростки. Про бушующие гормоны. Скажите мне пожалуйста опытные родители, кто уже это проходил -когда наступает пиковый момент переходного возраста и ребенок не справляется с эмоциями, это можно как то...

Усталость или отупение?. Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста.

Гормональный фон и гармоничное развитие. Не забывайте показывать его эндокринологу - так утверждает наш эксперт, детский Этот Появился термин «ретардация», то есть замедление физического развития и формирования функциональных систем у детей и подростков.

Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Гормональная буря? Два подростка у меня - четырнадцать с половиной лет обоим. Делите на 4, делайте скидку на гормональную бурю - может все и не так плохо.

гормональная перестройка: у девочек рост количества эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. От чего зависит рост ребенка и можно ли на него как-то повлиять? Первый скачок роста происходит обычно в возрасте 4–5 лет.

Подростковый психолог о переходном возрасте. Нежелание учиться Переходный возраст - это тот этап жизни подростка, когда важно не упустить контроль за его жизненным курсом. Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста.

Гормональная перестройка организма, что естественно в подрастковом возрасте. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены Буду очень благодарна за...

Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Раздел: Дети и родители (мне 14 вроде переходный возраст но стресс уже 3 недели). Сколько она продолжается, гормональная перестройка?

Во время полового созревания гипоталомус управляет гормональной перестройкой организма, которая не всегда проходит гладко. В России более 3 млн. детей и подростков (6-10%) страдают ожирением. Как бороться с лишним весом.

Грудное вскармливание Ребенок от 3 до 7 Подростки Взрослые дети (дети старше 18) Детская психология Няни, гувернантки. У сына в поясничной области спины период гормональная перестройка организма ничего удивительного: прыщи, стрии - через это многие подростки...

Детская медицина. Длительная температура у подростка. Девочка 13,5 лет. В прошлом году температура от 37.3 до 38,5 продержалась 2,5 месяца до середины марта примерно, т.е. до солнечных дней. многочисленные капания в разных направлениях ничего фактически не дали.

Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Во многих странах детский труд представляет собой особую ценность. Конечно, речь не идет о совсем маленьких детях и о физически тяжелом...

Психологический.И я ни... Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Каковы психологические особенности подросткового возраста? В психологической литературе этот этап называют этапом "второй перерезки пуповины".

Поздняя беременность: психологический аспект. Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Психологический возраст - тест. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с...

Проблемная кожа подростков. Не секрет, что эти подростковые "неприятности" - результат гормональной перестройки организма, которая протекает у всех детей. Проблемы с кожей начинаются, как правило, в подростковом возрасте, когда... Про растяжки у детей.

Сленг подростков. . Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Всегда апатия и усталость больше, чем весной -летом.

Ваш ребенок перестает быть маленьким, примеряя на себя это чувство – быть взрослым. Многие из родителей боятся наступления этого переходного периода, нередко вспоминая себя в этом возрасте и считая, что вслед за взрослением чада проблем не избежать. Переходный возраст – время тяжелое, но не только для родителей, но и для самих детей. Что же такое происходит в это сложное, трудное время, как понять психологию подростка?

Что это такое

Переходный возраст, или отрочество – период развития человека в процессе перехода от детства к юности. Отрочество длится с 10-11 до 15 лет. Этот переходный период, называемый также пубертатным, относится к числу критических, поскольку в этом возрасте происходит не только бурный рост и половое созревание юнца, но и кардинальные изменения в сфере сознания, системе взаимоотношений. Подробная информация об этом есть в учебниках по обществознанию.

Начинается отрочество с полового созревания – выработки гормонов, стимулирующих развитие репродуктивной системы, мозга, мышц, костей и кожи. Для этого возраста характерно «чувство взросления», развитие самооценки и самосознания. На переходном этапе онтогенеза развивается интерес к самому себе как личности. Если условия для реализации возможностей, индивидуализации отсутствуют, самореализация тинейджера кризисного возраста может принять неблагоприятную форму.

Признаки переходного возраста:

Во время полового созревания, приблизительно в 10 лет, у человека начинается активный рост – до 10 сантиметров в год. Девушки перестают расти к 16-18 годам, а юноши могут продолжать вытягиваться до 22 лет. Внешними признаками начала переходного периода считается рост у мальчиков яичек, груди – у девочек, у обоих полов рост волос подмышками и в паху.

Физическое развитие девочек проходит быстрее, чем мальчиков, но признаком того, что у вашего ребенка начался переходный возраст, считаются не только физические перемены. Среди изменений – и перемены в характере. Ласковое, послушное чадо этого возраста может стать грубым, категоричным и обидчивым. Рассмотреть признаки взросления более детально у представителей разного пола лучше всего по отдельности.

У мальчиков:

Знание родителей о том, что происходит в переходное время с их сыном, поможет им и мальчику справиться с этим непростым бременем трудного возраста, называемого переходным. Признаки взросления у мальчиков подразделяются на три основные группы — физические, эмоциональные и половые. Все они взаимосвязаны между собой, вытекают одна из другой под влиянием выработки тестостерона — гормона, с помощью которого мальчик постепенно превращается в мужчину. Какие же основные признаки этого превращения?

  1. Мускулатура начинает резко развиваться.
  2. Расширяются плечи.
  3. В области подмышек, на лице и в паху начинают расти волосы, в этом возрасте пока еще пушковые.
  4. Ломается голос.
  5. На спине и лице появляется угревая сыпь.
  6. Запах пота становится более резким.
  7. Появляются перепады настроения, свойственные этому возрасту агрессивность, рассеянность и невнимательность, максимализм.
  8. Активно развиваются половые органы, появляется сексуальное влечение.
  9. Возможно ночное неконтролируемое семяизвержение – так называемые поллюции, которые с возрастом пройдут.

У девочек:

У девочек отрочество начинается во время увеличения выработки половых гормонов, приблизительно к 10-11 годам. Репродуктивные органы девочки начинают меняться, готовиться к материнству. Гормональный всплеск, свойственный переходному этапу, приводит к дисбалансу нервной, эндокринной и вегето-сосудистой системы. Появляются первые признаки взросления девочки:

  1. Расширяются тазовые кости, ягодицы и бедра округляются.
  2. К 10 годам становится ярко выраженной пигментация около сосков. Сами соски припухают и выступают.
  3. К 11 годам молочные железы развиваются уже заметнее, область подмышками и лобок покрывается волосами. С этого же возраста может начаться менструация. У кого-то она наступает раньше, у кого-то позже. По достижении 16-летнего возраста цикл должен стабилизироваться, приняв регулярный характер.
  4. В связи с увеличением массы тела, свойственным переходному периоду, у девушек может начаться депрессия и резкое ограничение себя в питании. Поэтому внимательно следите за тем, как питается ваша дочь, чтобы ограничения не привели ее к серьезному психическому заболеванию – анорексии.

Почему подростковый возраст называют переходным

Переходный возраст представляет собой переход к взрослости из детства, за счет чего получил свое название. С переходным периодом в онтогенезе (развитии человека) во многом связан и кризис подросткового возраста. В это переходное время становления личности ребенок становится «трудным» – ему свойственны неустойчивость психики и поведения, неадекватность.

Развитие человека на переходном этапе претерпевает качественную перестройку, происходит половое созревание. Человек усиленно растет — причем, в этом периоде рост скелета протекает быстрее мышечной массы. Активно развивается сердечно-сосудистая система. В процессе перестройки у юнца как раз могут возникнуть депрессия, тревожность и другие признаки.

Проблемы и трудности у подростков

Трудности переходного периода зачастую связаны с активной гормональной перестройкой организма. Из-за резкого всплеска гормонов возникает частая смена настроения. Этому возрасту свойственны депрессия или агрессия, тревожность или замкнутость. Нередко подросток становится просто невыносимым, доставляя немало проблем не только родителям, но и самому себе.

Растущему организму необходимо личное пространство – он хочет быть самостоятельным, норовит выйти из-под родительского контроля. На этом фоне нередко возникает конфликт между родителями и детьми. Лучше позволить своему взрослеющему ребенку побыть наедине с собой, не лезть к нему в душу. Если подросток посчитает, что вам стоит доверять, он расскажет что посчитает нужным, сам.

Появляются трудности и при вхождении парня или девушки в какой-либо коллектив, где происходит своеобразная борьба за лидерство. В компании людей с подобными проблемами, сложным характером редко бывает равенство. То же стремление к лидерству может подтолкнуть к необдуманным поступкам – к примеру, привязаться к плохой компании, а как следствие — пристраститься к выпивке, сигаретам хулиганству, а иногда даже наркомании.

Изгоям среди ровесников тяжело, такой изгнанник замыкается, становится некоммуникабельным, испытывает стресс и чувство унижения или самоуничижения в компании ровесников. В этом случае родителям необходимо помочь своему чаду адаптироваться в социуме во избежание серьезных психологических проблем в будущем.

Большое значение для взрослеющего парня или девушки имеет проблема внешнего вида. Особенно тяжело переживают это девушки — ведь все внимание достается красивым, ярким и самоуверенным. Плюс ко всему появляются подростковые прыщи, жирная кожа и прочие атрибуты подросткового периода. Поэтому первая задача родителей в данном направлении — научить сына или дочь ухаживать за собой, своей внешностью, привить хороший вкус в одежде, развить чувство уверенности в себе, что потребуется впоследствии им в любом периоде жизни.

Возникают проблемы также на фоне неразделенной любви. Первая любовь, к тому же подогреваемая различными сериалами, зачастую очень сильна, а неудача в совокупности с повышенной эмоциональностью подростка и склонностью этого возраста раскрашивать все жизненные моменты яркими красками, могут подорвать психическое здоровье. Лучше всего, если родители объяснят своим влюбленным детям, что лучшее обязательно ждет их впереди, неудачи вполне переживаемы, а с возрастом они иначе воспримут свои чувства.

Виды подростковой депрессии

Депрессию трудно распознать, поскольку поведение юных чад этого возраста зачастую вызвано не отрицательными эмоциями, а перепадами настроения, вызванными процессом полового созревания. Но постоянное плохое настроение, ухудшение успеваемости в школе и некоторые другие проявления трудного возраста могут указать на наличие депрессии. Следует учитывать, что это заболевание, и оно является не видом настроения, а психическим расстройством. В целом выделяется несколько видов депрессии:

Классическая депрессия. ­ В этот период юные люди нередко чувствуют печаль, подавленность, тревогу. Человек перестает испытывать удовольствие от привычных ему дел. Любимые фильмы, фото, еда вызывают приступ раздражительности. К симптомам классической депрессии у подростка относятся замедленность движений и мышления, внешнее безволие.

Невротическая депрессия. Этот вид депрессии, иногда присущей подростковому периоду, возникает в результате длительной ситуации, травмирующей психику. Начинается заболевание со снижения настроения, слезливости и ощущения несправедливого отношения к себе. Симптомами невротической депрессии могут быть проблемы с засыпанием, тревожное просыпание, слабость, утренние головные боли, низкое артериальное давление.

Психогенная депрессия. Развивается при утрате жизненно важных для подростка (и не только) ценностей. Это может быть смерть близких людей, разрыв отношений. Психогенная депрессия может развиться за короткое время. К признакам ее относятся внутреннее напряжение, беспокойство за судьбу, тоска и заторможенность, жалобы на свою малоценность. При появлении таких симптомов необходимо сразу обратить внимание на парня или девушку, и отвести их к психологу, пока они не сочли лучшим выходом из ситуации самоубийство.

Особенности контакта с подростком

При достижении ребенком отрочества, все предъявляемые к нему требования условно разделяются на три группы: не обсуждаемые (к примеру, время возвращения домой), обсуждаемые (планирование свободного времени) и принимаемые им самостоятельно. Эти группы обязательно подлежат предварительному обсуждению.

Единые требования в семье к взрослеющему ребенку имеют немалое значение. Сам юнец больше жаждет прав, чем стремится к обязанностям. Если подрастающее поколение поймет, что от него ожидают слишком много, то постарается уклониться от обязанностей. Поэтому ко всем требованиям необходимо приводить серьезные аргументы – простое навязывание подростку на этапе становления личности может не пройти.

Стоит учесть, что нередко взрослеющее поколение совершает свои поступки под влиянием сиюминутных эмоций, свойственных переходному периоду. Поэтому не стоит проводить беседу, обсуждать поведение подростка или слова, когда вы видите, что ваше чадо возбуждено, раздражено или расстроено. Кроме того, следует учитывать нестабильное состояние психики, на данном этапе не сильно придираться. Особого отношения требует чувство взрослости у подростка. Ощущение значимости и независимости в этом сложном возрасте очень важно поддержать разными способами.

Позволяйте ребенку самому разбираться в объектах своей привязанности или влюбленности и самому принимать решения в данном направлении, хоть это еще и не вполне взрослый возраст. И не забывайте, что даже если подросток нуждается в помощи родителей, одновременно он старается оградить собственный мир от вторжения, и имеет на это право. Старайтесь не контролировать его поведение и относиться к своему чаду с уважением, в тоже время, косвенно влияя на поступки.

Но не всегда стоит обращать внимание и на противодействие, свойственное данному периоду – подросток все же испытывает потребность в поддержке со стороны взрослых. Лучше всего, если взрослый будет выступать в качестве друга. Тем самым вы облегчит ребенку поиск себя при самопознании. При таком взаимодействии появляется возможность создания глубокого духовного контакта.

Как пережить кризис

  1. Внимательно отнеситесь к развитию своего ребенка. Не пропустите первые, пусть даже слабые признаки вступления его в отрочество.
  2. Серьезно отнеситесь к тому, что любой человек развивается индивидуальными темпами, не всегда соответствующими конкретному возрасту. Не стоит считать взрослеющего юнца маленьким ребенком. Но и не пытайтесь сделать ребенка подростком раньше, чем он сам к этому готов, даже если его возраст как таковой считается переходным.
  3. Серьезно отнеситесь ко всем высказываниям вашего чада, какими бы глупыми они ни казались.
  4. Дайте взрослеющему организму максимум самостоятельности – столько, сколько он сможет выдержать для своего возраста. Старайтесь советоваться с детьми по любому поводу – даже самому пустячному. Они должны почувствовать себя наравне с вами, равноправным членом семьи.
  5. То, чего вы хотите добиться от дочери или сына, выполняйте сами – к примеру, всегда звоните, если задерживаетесь.
  6. Старайтесь исправить ошибки в воспитании, сделанные ранее. В этом возрасте все ошибки имеют склонность выползти наружу.
  7. Проявите интерес ко всему, что имеет значение для вашего сына или дочери. В переходном, богатым сюрпризами возрасте у них происходит переоценка интересов и ценностей, и лучше, если вы примете в данном процессе непосредственное участие.
  8. Используйте поощрения, обсуждайте правила. Но некоторые вещи, особенно касающиеся безопасности, в любом возрасте, а переходном особенно, должны соблюдаться беспрекословно.

Чтобы такой трудный и сложный переходный период у вашего ребенка прошел безболезненнее, как для него, так и для вас, вы можете обратиться за помощью к психологу. Правда, мало какой подросток пойдет на это, считая, что проблемы как таковой нет. Как вариант помощи, вы можете прочитать книгу по психологии подросткового возраста или посмотреть видео.